В Элисте состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия за 9 месяцев 2017 года. Отчетное мероприятие в таком формате проводится ведомством уже в третий раз и посвящено анализу реализации за отчетный период основных направлений его деятельности – контроля в сфере защиты конкуренции, законодательства о рекламе и государственных закупках на территории региона.
В публичных обсуждениях приняли участие Глава РК Алексей Орлов, представители республиканских органов исполнительной власти, местного самоуправления, контрольных и надзорных органов, хозяйствующих субъектов и предпринимательского сообщества.
Как отметил глава республики в своем обращении к участникам мероприятия, он принял решение присутствовать в нем по причине того, что вопросы, находящиеся в компетенции Федеральной антимонопольной службы, являются одними из приоритетных для органов власти и бизнеса. Своей деятельностью она обеспечивает спокойный, комфортный режим работы для предпринимателей нашей страны.
Однако есть такая поговорка: «У семи нянек дитя без глаза». К сожалению, предпринимательское сообщество находится под слишком пристальной опекой, контролем государевых нянек – различных контролирующих и надзорных органов. Об этом неоднократно говорил президент страны Владимир Путин, считающий, что чрезмерный контроль и надзор мешает развитию бизнеса. Проверки различных контор, даже, казалось бы, плановые, идущие вереницей друг за другом, зачастую не идут на пользу предпринимателям, а подчас ведут их бизнес к серьезным убыткам. Потому необходимо соблюдать баланс интересов обеих сторон, налаживать между государством и бизнес-сообществом эффективное и обоюдополезное взаимодействие. И подобные мероприятия, проводимые в формате публичных обсуждений, с каждым разом собирающие все большее число участников, в том числе охватывающие широкие круги предпринимательского сообщества, как раз способствуют такому необходимому диалогу, подчеркнул Алексей Орлов.
В рамках публичных слушаний с отчетом об итогах деятельности Калмыцкого УФАС за три квартала текущего года выступила его руководитель Манца Сангаджиева. Она отметила, что в ходе работы ведомственного управления по соблюдению 135-го ФЗ «о защите конкуренции», в 2017 году было возбуждено 7 дел о нарушении антимонопольного законодательства, по 5 из них приняты решения о наличии нарушений. Это, в частности, дело в отношении АО «ЮМЭК» (нарушение порядка ценообразования – п.10 ч.1 ст.10 135-ФЗ), о нарушении ФГБУН «Калмыцкий научный центр РАН» п.3 ч.3 ст.17.1 135-ФЗ (передача государственного имущества без проведения торгов), а также очень интересное дело в отношении ИП Карпенко З.И. (недобросовестная конкуренция – ч.1 ст.14.6 135-ФЗ). Последнее вообще является прецедентом в Калмыкии, сказала руководитель УФАС по РК. По ее словам, два нарушения были устранены в ходе рассмотрения, два предписания все еще исполняются, по двум рассматриваемым делам решения еще не приняты.
Кроме того, выдано 9 предупреждений о нарушении антимонопольного законодательства – пять в адрес страховых компаний (недобросовестная конкуренция), три в адрес администрации г. Элисты (по ст.15, связанной с действиями либо бездействием, ведущими к ограничению конкуренции). 1 предупреждение выдано АО «Калмэнергосбыт» за уклонение от заключения договора об оказании услуг (п.5 ст.10). Все предупреждения исполнены.
В части работы Калмыцкого УФАС в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе», как сообщила Манца Сангаджиева, к ним поступило 183 жалобы, из них 82 признаны обоснованными. По итогам рассмотренных жалоб выдано 67 предписаний, из них исполнены 66, одно обжалуется в Арбитражном суде РК. Также проведено 5 плановых проверок (проверена 621 закупка, из них признаны проведенными с нарушением 11) и 30 внеплановых (проверено 68 закупок, из них 55 прошли с нарушением). По итогам проведения контрольных мероприятий выдано 7 предписаний об устранении допущенных нарушений.
Рассмотрено 18 обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком – все закупки согласованы, а из 82 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика в 8 случаях были выявлены нарушения. Имеются также факты обращений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков – их зарегистрировано 6, решением комиссии ведомства сведения об одном поставщике (ООО «ЭКИП») были внесены в реестр.
Административная практика Калмыцкого УФАС такова: возбуждено 95 дел об административных правонарушениях, вынесено 70 постановлений о наложении штрафа, прекращено, в том числе в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, 20 дел. Общая сумма штрафов за 1 полугодие 2017 года составила 1млн 362 тыс. 950 рублей, из них взыскано 351 тыс. рублей.
Вообще, что касается закона о контрактной системе, не будет преувеличением сказать, что он является головной болью для абсолютно всех хозяйствующих субъектов – как организаций различных форм собственности, так и индивидуальных предпринимателей. Многие субъекты малого бизнеса принимает участие в различных торгах, государственных и муниципальных закупках, и не всегда эти процедуры проходят гладко и в рамках, установленных законодательством.
По общему мнению участников этих процедур, закон очень сложный, в нем много нюансов, разобраться в которых подчас трудно даже профессионалам. Потому в ходе публичных обсуждений правоприменительной практики антимонопольной службы специалисты Калмыцкого УФАС предложили участникам мероприятия из числа представителей уполномоченных органов по проведению торгов, заказчиков закупок и поставщиков товаров и услуг задавать им интересующие их вопросы, касающиеся проблем с соблюдением норм 44-го ФЗ. Вопросов было немного, и на них были даны исчерпывающие ответы.
В целом, по словам старшего госинспектора УФАС по РК Виктории Богославской, наибольшее количество явных нарушений наблюдаются при проведении электронных аукционов, которые занимают порядка 70% из всех процедур закупок, проводимых заказчиками. Наиболее типичными среди них являются нарушения, связанные с некомпетентной подготовкой документации о закупках и технических заданий. Это, в частности¸ неправильные описания объектов закупок (таковых порядка 28,5%), необоснованные отклонения участников либо необоснованный допуск (24%); отсутствие или запутанность инструкций по заполнению заявок (15%), установление избыточных требований к участникам (14%).
Безусловно, пришли к общему выводу участники публичных обсуждений, большинство указанных проблем являются следствием отсутствия определенного опыта правоприменения и вызваны слабой компетентностью заказчиков. Эти причины могут быть устранены исключительно повышением уровня знаний и профессиональных компетенций заказчиков. Формы такой работы могут быть разными: это и проведение семинаров-совещаний и «круглых столов» с участием заинтересованных сторон, и направление сотрудников контрактных служб на курсы повышения квалификации. Кроме того, создаются рабочие группы из числа сотрудников антимонопольного ведомства, уполномоченного органа и других органов на уровне Правительства РК для периодического обсуждения возникающих проблем и выработки мер для их решения, в целях единообразной практики по применению 44-ФЗ.
Фото: пресс-служба Главы Калмыкии