Константин Гаранин, руководитель Центра территориального маркетинга, член Экспертного совета при Правительстве РФ:
– Активность предпринимателей республики во время прошедшего мероприятия «Калмыкия: туризм 2018» была достаточно низкой в сравнении с другими регионами. В Карелии, Удмуртии гораздо больший процент предпринимателей с проектами.
В силу того, что Калмыкия отстает в развитии туризма по количеству объектов и проектов, то и людей, которые верят в это направление, в этот бизнес, в целом, мало. Скорее, они пока присматриваются.
Это не страшно, потому что наша задача – не найти большое количество прожектеров, а постепенно начать работать, шаг за шагом реализовывать проекты. Если мы сейчас запустим процесс, покажем, как развиваются проекты, что делается (к осени это будет видно); пройдет очередной бизнес-форум, где можно показать, какова реальность, тогда, я думаю, желающих будет больше.
Туризм – это, прежде всего, креативный подход. Если у тебя нет миллиона километров пляжа, ты должен изобретать, и мы услышали сейчас и о кайтинге, и о зорбинге и так далее.
Безусловно, пока превалирует традиционалистский подход, когда говорим: «Давайте сделаем контактный зоопарк – барашков гладить», и еще что-то. Конечно, это может быть дополнением к основным каким-то вещам, но никогда не станет поводом приехать в Калмыкию или удивить Калмыкией. Но когда мы говорим о шампиньонах в степи, у многих людей, живущих за пределами республики, это вызывает удивление, потому что многие думают, что степь – травка и больше ничего. Если подобных идей, раскрывающих потенциал степи для людей, не знакомых со степью, наберется несколько, то почему бы в октябре не сделать традиционными поездки за степными шампиньонами?
С представленными во время встречи двумя проектами, думаю, можно работать. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, у одного – лучшая географическая «привязка», у другого больше проработанности и основы, но они не фантазийные.
Мы выполнили цель с гастрономическим фестивалем «О, да! Еда!», и я думаю, мы его запустим. Есть заинтересованность и потенциальные люди, которые хотят в нем участвовать и брать на себя инициативу.
Во всем мире развивается гастрономия, и Калмыкия имеет кухню, отличающуюся от не степных регионов, это уже преимущество. Работая с партнером (речь идет об Артеме Балаеве – Прим. ред.), который имеет опыт, аудиторию, мы можем сделать хороший гастрономический фестиваль. Но это не отменяет того, что здесь могут появиться другие гастрономические фестивали не под этим брендом.
В Калмыкии меня привлекает отношение людей, с которыми общаемся, к своей земле, культуре. Как маркетолог я вижу потенциал территории, для меня это интересно.
Фото Николая Бошева