Была когда-то (впрочем, почему была?) шуточная песенка про лифт.
«В лифте ехать очень интересно,/ В лифте сокращается наш путь,/ В лифте иногда бывает тесно,/ В лифте даже можно отдохнуть».
Так вот: жильцам корпуса № 3, дома № 1, микрорайона № 7 г. Элисты все прелести поездки в лифте уже более полугода недоступны, так как это средство внутридомового передвижения бездействует, и обращения во все высокие инстанции ничего не дают. Похоже, среди пустопорожних отписок и отговорок лифт застрял намертво.
Через три дня (17 июля 2017 года) после внезапной кончины жизненно важного подъемного механизма жильцы, естественно, перевозбудились и обратились в управляющую компанию «Коммунальник», к ее боссу г-ну Ульцинову. Вячеслав Борисович, оперативно вникнув в проблему, пообещал в кратчайшие сроки ее устранить.
Эта оперативность, увы, несколько растянулась во времени, но зато потом (о, счастье!) – старики, старушки, немощные, больные (так и хочется процитировать грибоедовское: «Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали») возликовали безмерно. Их «хождения по мукам» на верхние этажи успешно завершились, кабина сдвинулась с мертвой точки.
Наивные! Они и не подозревали, что это только начало штурма бюрократической пирамиды, потому как лифт вновь забастовал. Правда, время от времени он по непонятным причинам возобновлял жизненные потуги, но только ради того, чтобы через пару-тройку дней вновь вернуться в небытие. Одним словом, машину лихорадило.
Результатом этого стало коллективное обращение жильцов начальнику управления ЖКХ, строительства и транспорта администрации г. Элисты В. Б. Хошаеву, датированное 9 августа 2017 года.
«Обращаемся к Вам, что с июля 2017 года и по настоящее время в нашем подъезде не работает лифт. На верхних этажах проживают люди преклонного возраста, инвалиды, имеющие детей дошкольного возраста, которые вынуждены подниматься и спускаться пешком, особенно в такую жаркую погоду. <…> Мы ежемесячно производим оплату за эксплуатацию лифта, за июль также включены сумма платежа, хотя лифт в этот месяц не работал. Просим Вас устранить это вопиющее безобразие».
Г-н Хошаев не заставил себя долго ждать и «всего» через месяц, даже поболее того, дал просителям наиподробнейшую отписку, делая упор на то, что (цитирую): «23.07.2017 г. пассажирский лифт, находящийся по указанному выше адресу вышел из строя. Причина остановки лифта – предельный износ проволочек (? – ред.) тяговых канатов, ручьев канатоведущего шкива, шкива ограничителя скорости, контактов контакторов МК1-20Д и т. д. Одновременно сообщаем, что у данного пассажирского лифта истек нормативный срок эксплуатации (эксплуатируется 27 лет)».
То есть, как следует из ответа, лифт выработал свой ресурс, хотя на этот счет у жильцов есть некоторые сомнения: дом ведь сдали в эксплуатацию в 1994-м! Что-то не стыкуется.
Подтверждение недоверию следует из продолжения ответа (опять цитирую): «В настоящее время управляющей компанией ООО УК “Коммунальник” запасные части для ремонта лифта по данному адресу закуплены, проведены ремонтные работы по восстановлению лифтового оборудования и 08.09.2017 г. лифт запущен в эксплуатацию».
Это утверждает и министр ЖКХ и энергетики РК Нелли Ткачева, 28 сентября сообщившая, что «срок эксплуатации лифтов в корп. № 3, дома № 1, 7-го микрорайона еще не истек, при этом работа лифта находится на постоянном контроле Министерства. Кроме того, приняты меры по ограничению доступа посторонних лиц, не связанных с эксплуатацией лифта в машинное отделение с целью остановки лифта. <…> Плановый срок проведения работ по замене лифтового оборудования в Вашем доме определен программой на 2038-2040 гг.»
Как говорится, приехали. Ну, год-два-три, может, и несколько дольше лифт будут ухитряться чинить. А что дальше?
Дальше наши старики-жалобщики отойдут в мир иной, а их место к тому времени займут другие, которые в настоящее время еще полны бодрости, здоровья и свежести.
Хотя главный возмутитель спокойствия Сергей Иванов, проживающий на седьмом этаже, которому сейчас 83 года, надеется все же, что жалобы жильцов будут, наконец, услышаны. По его словам, сам он на возраст не жалуется, здоровьем бог не обидел, но ему дико наблюдать, как пожилую бабулю Римму Петровну Манджиеву с пятого этажа несут на закорках двое молодых людей; как одноногий инвалид с шестого этажа обречен обитать в четырех стенах, как некоторые немощные люди вынуждены съезжать с насиженного места и перебираться к родственникам, проживающим в цивильных условиях, как родители тащат наверх упирающихся малолетних детей. У него самого жена перенесла инфаркт. Над ними, на 8-9 этажах, тоже живут инвалиды.
А вот, казалось бы, мелочь, но все же. Не секрет, что многие горожане пользуются привозной водой. Лифта нет – водовозы накидывают на каждую канистру червонец. И куда денешься? Тоже лишние расходы.
По словам Сергея Манджиевича, никому они не нужны, чиновникам до них нет дела. Вари́тесь, мол, в собственном соку.
Однако несмотря ни на что с завидным упорством отсылает жалобы-прошения и в УК «Коммунальник», и в мэрию, и в администрацию Главы Калмыкии, и в местную инспекцию государственного жилищного надзора, и в Ростехнадзор, и в Элистинское горсобрание. Ответы, как правило, не вызывают оптимизма.
Из администрации Элисты, в частности, сообщили, что «лифты, лифтовые шахты входят в состав общего имущества многоквартирного дома. <…> Если физический износ общего имущества достиг уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов».
И еще. «Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств».
Справедливости ради стоит отметить, что эти положения – не плод фантазии чиновников городской администрации; они разработаны Правительством Российской Федерации 13.08.2006 года. И выше этого не прыгнешь.
Только вот на этот счет у жильцов злополучного подъезда возникает резонный вопрос: на какие цели расходовались средства, которые они в течение многих лет ежемесячно выплачивали на содержание и ремонт лифтового оборудования? Интересно, какая сумма набежала за эти годы? Сдается, что на эти деньги давно можно было установить современный скоростной лифт повышенной комфортности.
Что самое парадоксальное, говорит 78-летний Григорий Бадминович Манцынов, так это то, что в некоторых ответах есть такая фраза: лифт – в рабочем состоянии и работает в штатном режиме. Но ведь это, мягко говоря, неправда!
– С жалобами я обращался по порядку, с нижней инстанции – наверх, – рассказывает Сергей Манджиевич. – Вот записался на прием к Алексею Маратовичу Орлову. Если уж и он не поможет, то выход остается только один – писать Владимиру Владимировичу Путину. И не потому, что я сутяга и скандалист. Вы просто войдите в наше положение.
И я вошел. Когда подъехал к дому и позвонил ему по сотовому, он попросил подняться к нему в квартиру на седьмой этаж. На это я категорически отказался, сказав, что такую высоту мне просто физически не преодолеть. Увы, здоровье не то. А работал бы лифт – без проблем!
…Сдается, что интернет-газета «Степные вести» постепенно обретает несвойственное ей направление: специализация по лифтовому хозяйству Элисты. В ноябре 2016 года один за другим были опубликованы два материала по 9-этажке во втором микрорайоне; приложили руку к ремонту лифта в Доме печати, когда напрямую обратились к руководителю республики, и вот очередной виток. Будем надеяться, что и в седьмом микрорайоне проблема будет решена.
Господа, живем ведь уже в XXI веке.
Фото Николая Бошева