В Элисте сегодня прошел межрегиональный образовательный форум «Развитие региональной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров».
«Меняйтесь вместе со временем!»
В пленарном заседании, состоявшемся в Доме правительства РК, приняли участие главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе по Республике Калмыкия Александр Беляев, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Андрей Петров, министр образования и науки РК Николай Манцаев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования Ирина Шерстобитова, главный редактор АО «Издательство «Просвещение» Виктор Акопьян, доктор педагогических наук, профессор, ректор Волгоградской государственной академии последипломного образования Светлана Куликова, ректор КалмГУ Бадма Салаев, представители регионов СКФО и ЮФО, общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования Калмыкии.
Мероприятие открыл Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов. От имени жителей республики он сердечно приветствовал гостей региона, прибывших на форум, чтобы обсудить развитие региональных систем образования в контексте основных стратегических ориентиров. Руководитель региона подчеркнул значимость мероприятия, работа которого направлена на повышение эффективности образования и воспитания молодого поколения страны.
«Сегодня бытуют разные мнения, каким должно быть образование, что является в этой сфере приоритетом, и это – поле дискуссий для специалистов. Меня же радует, что система образования в России и в нашей республике, в частности, отвечает вызовам времени, – отметил Алексей Орлов. – Глобализация происходит не только в сфере экономики. Информационные потоки настолько захлестнули повседневную жизнь, что на примере своих собственных внуков убеждаешься, что в три года, пусть это и вредно считается, они разбираются в компьютере. Ребята, которые в шесть – семь лет приходят в школу, с современными гаджетами на «ты», и они, конечно, совсем по-другому мыслят. Нам порой их трудно понять, но это говорит о главном – время изменилось, люди меняются. Сама жизнь меняется настолько, что мы иногда не успеваем за этими веяниями». «Меняйтесь вместе со временем и, соответственно, эти изменения привносите в жизнь для молодых», – обратился он к работникам отрасли.
Денежные сертификаты – молодым педагогам
В торжественной обстановке руководитель республики вручил сертификаты на сто тысяч рублей семи молодым педагогам из Элисты, Кетченеровского, Сарпинского, Целинного районов. От имени получателей денежных средств Главу РК поблагодарил учитель элистинской средней общеобразовательной школы №21 Очир Мулаев.
Во время заседания прозвучало, что в целях поддержки молодых учителей, воспитателей детских садов в Калмыкии реализуют указ Главы РК от 2 октября 2012 года «Об установлении единовременной денежной выплаты молодым учителям государственных и муниципальных образовательных организаций РК», а также указ руководителя республики от 12 сентября 2014 года «Об установлении единовременной денежной выплаты молодым воспитателям дошкольных образовательных организаций в качестве подъемного капитала». На сегодняшний день поддержку от правительства РК в размере сто тысяч рублей получили свыше 100 педагогов. Эти меры позволили закрепить, в том числе в сельских школах и детсадах молодых квалифицированных специалистов.
В Калмыкии также продолжается реализация приоритетного нацпроекта «Образование» в части стимулирования деятельности учителей школ республики: лауреаты премии Главы РК «Лучший учитель» получают денежные средства в размере 40 тысяч рублей. Осуществляются и меры по социальной поддержке педагогов. По инициативе рескома профсоюза образования и науки создана компания «Багшин гер» («Учительский дом»), цель которой – строительство двух домов на территории Элисты для работников отрасли.
В числе передовиков по обеспечению доступности дошкольного образования
Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Андрей Петров во время пленарного заседания передал слова приветствия министра образования и науки РФ Ольги Васильевой организаторам и участникам форума.
Идея проведения форума в Калмыкии, который объединяет людей, работающих в системе образования Северо-Кавказского и Южного федерального округов, позитивна, отметил выступающий. Он кратко рассказал о задачах, которые стоят перед системой образования. Главная цель деятельности Минобрнауки РФ – это создание единого образовательного пространства России. «Это та задача, которую ставит перед нами Президент», – подчеркнул он.
Единство образовательного пространства создается благодаря обеспечению доступности образования, его качества и единых подходов к содержанию образования. В приоритете государственной политики в этой сфере сегодня триединая цель – формирование необходимой инфраструктуры образования, качественная подготовка специалистов, работающих в отрасли, и совершенствование учебных методических материалов.
По словам Андрея Петрова, общий объем средств, направляемых на образование, растет. К 2017 году он составил 2,7 триллионов рублей. И федеральное министерство будет добиваться не только сохранения его размера, но и его роста, и в этом стремлении ведомство поддерживает профильный комитет Госдумы РФ. «Мы не будем снижать объем финансирования отрасли, но вместе с тем увеличение расходов государственного бюджета на реализацию мероприятий по развитию общего образования, в частности, требует проработки комплекса мероприятий по осуществлению контроля за эффективным целевым использованием дополнительно выделяемых средств из федерального бюджета», – заметил также руководитель департамента.
Главным достижением предыдущих пяти лет, по мнению Андрея Петрова, является доступность дошкольного образования. Соответствующий указ Президентом РФ был подписан в 2012 году, и ход его реализации федеральное министерство, администрация Президента РФ, сообщил докладчик, держат под контролем. По стране в целом достигнут показатель реализации указа на 99 процентов и, по словам Андрея Петрова, не хватает чуть меньше одного процента для полного, стопроцентного, выполнения документа. И здесь, обратился гость республики к Алексею Орлову, Калмыкия находится в числе передовиков по обеспечению доступности дошкольного образования и может поделиться опытом с другими регионам.
Повышение доступности дошкольного образования – результат огромной работы как федерального центра, так и регионов, продолжил Андрей Петров. С 2013 года на модернизацию региональных систем дошкольного образования был выделен беспрецедентный для этой отрасли объем средств на развитие детсадов. Всего в рамках этой программы в 2016-2017 годах по стране были созданы один миллион 300 тысяч мест для детей в детсадах.
Руководитель Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ в своем докладе также коснулся вопросов развития общего образования, выявления и поддержки юных талантов, безопасности учащихся. Рассказал о проекте «Цифровая школа», который сейчас обсуждают в правительстве РФ: он будет направлен на обеспечение школ качественным интернетом даже в труднодоступных местах. Андрей Евгеньевич также сообщил о том, как идет работа в рамках проекта «Российская электронная школа».
Говоря о развитии ЕГЭ, докладчик подчеркнул, что «безобразие», которое наблюдалось на просторах ряда субъектов Северо-Кавказского и Южного федерального округов прекращено, и в этом заслуга руководства регионов, сделавших все, чтобы «обеспечить чистое ЕГЭ»: «Мы пришли в эпоху, когда руководители субъектов понимают, что система образования создает будущее каждого региона, а значит, всей страны. Они уделяют этому достаточно большое внимание».
Гость республики проинформировал собравшихся о том, как реализуется федеральная программа «Лучший учитель». Соответствующие премии в стране получили 917 педагогов – женщин и 83 педагога – мужчины. Самому старшему лауреату при этом 83 года. Андрей Петров поблагодарил руководство регионов («таких, как Калмыкия»), где существуют свои программы поддержки учителей.
Калмыкия готова быть местом проведения межрегионального форума, который станет традиционным
В завершение выступления Андрей Петров обратился к Алексею Орлову с предложением проводить межрегиональный образовательный форум в Калмыкии и в последующие годы: «Будет хорошо, если Калмыкия станет таким центром, а министерство (образования и науки РФ) со своей стороны поддержало бы инициативу проведения этого форума на постоянной основе».
«С удовольствием и большой ответственностью принимаю предложение, мы готовы встречать педагогов из соседних регионов. Юг России – это мощная, динамично развивающаяся территория страны, и вопросы образования для нас на первом месте, тем более, с учетом задач, поставленных Президентом РФ», – ответил Глава РК.
Руководитель республики подчеркнул, что для региона одними из главных задач в сфере образования являются повышение материального благосостояния педагогов, выполнение «майских» указов главы государства, забота о ветеранах педагогического труда, а также выполнение задачи, поставленной Президентом РФ, – о формировании образовательных центров в регионах страны: «Мы планируем в Элисте в ближайшие два-три года создать такой центр с дошкольным, начальным и средним образованием и, что актуально для республики, с сегментами профессиональной школы для подготовки рабочих кадров, в том числе в сфере сельского хозяйства».
В холе пленарного заседания выступили главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе по Республике Калмыкия Александр Беляев, министр образования и науки РК Николай Манцаев, доцент кафедры филологического образования Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования Ирина Шерстобитова, главный редактор АО «Издательство «Просвещение» Виктор Акопьян, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» Светлана Куликова.
В рамках форума работали площадки, на которых обсудили вопросы управления качеством образования в условиях реализации ФГОС общего образования, интеграции дополнительного образования и внеурочной деятельности в условиях современного образовательного процесса, этнокультурного образования в контексте единого образовательного пространства.
Фото Николая Бошева