В Доме Правительства РК состоялась запись интервью Главы Калмыкии Алексея Орлова для программы «Первые лица» ГТРК «Калмыкия», на которой присутствовали и представители местных СМИ.
В беседе с ведущим программы, директором ГТРК «Калмыкия» Михаилом Ткачевым глава республики ответил на вопросы, связанные с итогами участия делегации правительства региона в состоявшемся с 24 по 26 мая Петербургском международном экономическом форуме. В частности, Алексей Орлов подробно рассказал подписанных в рамках экономического форума соглашениях о сотрудничестве между Республикой Калмыкия с рядом российских компаний и регионами страны.
Также в ходе интервью Алексей Орлов прокомментировал итоги совместного заседания Высшего и Генерального советов партии «Единая Россия» и состоявшейся в рамках заседания партийной конференции «Направление 2026».
Вопрос: Алексей Маратович, давайте начнем с Петербургского экономического форума. Беспрецедентное количество соглашений и встреч, не просто декларация о намерениях, а реальные проекты. Как Вы сами их оцениваете по шкале приоритетов для республики, и что значит сотрудничество с Калмыкией для самих партнеров? Это первая часть вопроса. И еще: расскажите о Ваших переговорах с руководителями других регионов.
Ответ: Действительно, вы правы. Небывалое количество соглашений было подписано в этот раз на площадках Санкт-Петербургского экономического форума. Восемь соглашений, если быть точным, нет, наверное, смысла перечислять их все. Я в процессе нашей беседы сделаю акцент на наиболее приоритетных.
В последние годы мы уделяем серьезное внимание развитию энергетики. Для нас это очевидно, и это очевидным стало не вчера. Мы понимаем эту ситуацию с отсутствием собственно генерации в самом полном объеме; с этим были связаны меры, которые мы предприняли на уровне субъекта Российской Федерации, на уровне республики, когда пошли на 50-процентое возмещение затрат на электроэнергетику для предприятий перерабатывающей отрасли. Но этого недостаточно. Сегодня задача стоит, чтобы экономика страны настала в пределах 3-4 процентов в год. Эта задача поставлена президентом, эти темпы должны быть не ниже. Естественно, на сегодняшний день говорить о таких темпах роста экономики можно будет только тогда, когда будут внебюджетные источники финансирования и инвестиционные вливания в тот или иной субъект Российской Федерации.
А инвестиции должны идти и могут идти туда, где, конечно же, в первую очередь, существуют источники энергетики, существует инфраструктура, существует инвестиционный портфель и, безусловно, благоприятный административный климат. Собственно, на этом мы акцентировали свое внимание, я имею в виду внимание и мое, правительства республики в последний год.
Как известно, уже на площадке Сочинского инвестиционного форума мы подписали первое соглашение с одной из известных компанией, но мы решили двигаться в этом направлении дальше. Было подписано соглашение с компанией «Хевел» – это одна из ведущих международных российских компаний, работающих на рынке альтернативной энергетики, в частности, солнечных станций. Первая очередь строительства предполагает 75 мегаватт; общая стоимость проекта 15 миллиардов рублей, окончательная фаза строительства – это солнечные батареи и солнечные станции на 135 мегаватт.
Это серьезно, с учетом предыдущего подписанного соглашения в Сочи в общей сложности мы выйдем примерно на 200 мегаватт в течение 2019-2020 годов, то есть в самом ближайшем обозримом будущем. Это, конечно же, сработает, я убежден, в том смысле, что, в первую очередь, мы будем интересны для крупных инвесторов в перерабатывающей отрасли. Ну, для нас перерабатывающая отрасль – это, конечно же, в первую очередь, наше сельское хозяйство. Но мы не исключаем возможности, что при наличии такой энергетики и энергетической базы, где будет снижена и тарифная стоимость как для населения, так и для юридических лиц, мы не исключаем той возможности и мы ведем такую работу, что некоторые промышленные предприятия, возможно, будут рассматривать варианты переноса своих производственных мощностей на территорию Калмыкии. У нас для этого есть все. В данном случае будет энергетика, будут кадры (а кадры у нас уже есть), у нас есть развитая инфраструктура, у нас есть геостратегическое, конечно, в масштабах Юга страны местоположение нашей столицы – города Элисты. То есть все предпосылки для перспективного роста экономики у нас в настоящее время имеются.
Среди не менее важных, а может быть, наиболее важных для повседневной жизни наших с вами земляков – соглашение с компанией «Швабе-Москва». Эта компания специализируется в сати строительства на концессионных условиях, на условиях государственно-частного партнерства учреждений здравоохранения, лабораторий, клиник, даже фармацевтических предприятий в тех или иных субъектах Российской Федерации.
Я хочу надеяться, что первый шаг, который мы сделали с компанией, подписав соглашение, он будет иметь продолжение, и мы продолжим это сотрудничество. Нам нужен онкологический центр, нам нужна более развитая система ранней диагностики тех или иных заболеваний, с чем мы сегодня сталкиваемся в проблемах здравоохранения. Нам необходимы дополнительные инвестиционные вливания в наше здравоохранение в части, касающейся, еще раз повторюсь, наличия медицинских лабораторий, и я уверен, что вот то сотрудничество, которое мы начали, оно будет продолжено.
Конечно же, говоря о соглашениях, нельзя не упомянуть о таких видах сотрудничества как соглашение, подписанное с Агентством стратегических инициатив «Магазин верных решений», это Фонд развития предпринимательства, фонды «Промышленная среда», «Деловая среда»; это новые возможности для нашего бизнеса, для наших предпринимателей доступа не только напрямую к финансовым источникам для модернизации производства, для закупки нового оборудования того или иного вида в разных отраслях экономики, но и, конечно же, доступ к новым системам образования, к новым пакетам образовательных программ, которые имеются у этих корпораций, и, безусловно, появление нашей продукции через новые инструменты уже на российском рынке.
Ну, если вот вкратце, то это, наверное, основные итоги Санкт-Петербургского экономического форума.
Вопрос: Алексей Маратович, что можете сказать по поводу соглашений с Ингушетией и Псковской областью?
Ответ: Мы давно общаемся с коллегами из этих регионов и знакомы давным-давно. На сегодняшний день соглашения формализуют сложившийся уровень сотрудничества, который уже есть, особенно с Республикой Ингушетия. Мы с Юнус-Беком Баматгиреевичем говорили об этом, что уже на сегодняшний день, ну, скажем так, самодеятельно работают наши компании и фирмы в части обмена между собой своей товарной продукцией. В данном случае мы поставляем им скот, а Ингушетия поставляет особенно в весенний и летне-осенний сезоны свою продукцию овощеводства, садоводства.
Это сегодня очень развито в республике, в республике существуют на сегодняшний день серьезные, я бы даже сказал, очень серьезные производственные мощности по части консервации тех или иных видов овощных и фруктовых продуктов, а мы сегодня формализуем и пускаем это русло сотрудничества в более зарегулируемую форму, в хорошем смысле этого слова. В рамках подписанного соглашения будут разработаны программы сотрудничества между правительствами двух республик, между Калмыкией и Ингушетией, и я уверен, что в самые ближайшие дни это сотрудничество приобретет более широкие масштабы.
Мы хотим организовать совместный обмен сельскохозяйственными выставками как в Магасе, так и в Элисте, хотим увеличить долю нашего присутствия на животноводческом рынке Ингушетии. Это очень интересно, потому что до сегодняшнего дня, что касается крупного рогатого скота – это, прежде всего, касалось молочной продукции, молочного производства; мясное производство было не так развито в Ингушетии. С нашей помощью они хотят приобрести маточное поголовье, приобрести племенной скот, заняться у себя племенной и селекционной работой. Мы же, в свою очередь, хотим перенять их опыт садоводства. Как известно, в западных районах нашего региона уже начали с итальянскими партнерами делать первые шаги в этом направлении. Но я думаю, что, приобретя дополнительные помощь, поддержку и опыт садоводов Ингушетии, мы эту структуру более расширим и улучшим эффективность.
Что касается соглашения с Псковской областью, то здесь тоже в основном это будет касаться сельского хозяйства, но с несколько другой стороны. От нас тоже племенной скот, от нас тоже опыт строительства откормочных площадок, опыт строительства малых мясоперерабатывающих комплексов, а в Псковской области несколько заводов, специализирующихся по навесной технике, для сельхозтехники, которая имеется у нас в республике. Я думаю, это, во-первых, послужит, с точки зрения чистого бизнеса снижению себестоимости продукции, производимой на территории обоих регионов и, конечно же, с точки зрения, когда мы эти поставки будем делать напрямую, послужит в части, касающейся ценообразования: те же самые сенокосилки, бороны, лемеха, плуги и все прочее, прочее, что производится в Пскове, я думаю, процентов на 15-20 будут ниже, чем те, которые сегодня предлагаются на рынке, скажем так, стихийно.
Вот это все, что касается межрегионального сотрудничества.
Вопрос: Алексей Маратович, в рамках Петербургского международного экономического форума Вы приняли участие в работе панельной сессии, посвященной вопросам бюджетной и налоговой политики. Эта тематика крайне актуальна и для страны в целом, и для нашей республики. С одной стороны, экономика растет, а с другой – президентом поставлены масштабные социальные задачи, и всем ясно, что будет некая перенастройка системы. Что нам всем ждать? Как сохранить устойчивость бюджетной системы с одной стороны, а с другой стороны – обеспечить исполнение всех социальных проектов, которые курирует лично президент? Как повысить эффективность бюджетных расходов и каковы направления развития межбюджетной политики?
Ответ: Я уже говорил об этом вскользь: 3-4 процента прироста в экономике. Это не просто цифры, это огромная, масштабная работа. И в первую очередь, она, конечно же, будет ориентироваться на новые источники финансирования бюджетной сферы. Надо признать, и это, собственно, признается и правительством Российской Федерации: многие-многие годы мы формировали бюджет республики, и темпы роста экономики в основном были обусловлены темпами роста цены на углеводороды. Сегодня в стране, это тоже очевидный факт, мы уже практически четыре года живем и работаем в так называемом санкционном режиме. Мы научились работать, и об этом было сказано, кстати, на площадках Санкт-Петербурга: Россия несмотря на санкционные ограничения в части именно финансового рынка, новых технологий, сотрудничества сумела сохранить темпы роста экономики, пусть не такие масштабные, какие предполагаются в ближайшие шесть лет, но тем не менее динамика позитивная есть; мы сохранили свои рынки, более того – так называемый процесс импортозамещения в разных сферах экономики успешно работает и реализуется. То есть механизм существования межбюджетных отношений заложен, и базис для развития экономики существует. Сегодня стоит задача эффективно и качественно его преобразовать для того, чтобы добиться тех темпов роста, которые обозначил президент, то есть не ниже мировых.
Этого можно добиться только за счет новых новаций в сфере привлечений внебюджетных инвестиций в сфере развития малого и среднего бизнеса, в сфере развития тяжелой индустрии, опирающейся на собственные ресурсы. Можно с уверенностью говорить о том, что этот механизм уже работает, но для того, чтобы он работал, безусловно, нужна предсказуемость в налоговой политике, бюджетных отношениях, бюджетном кодексе страны.
Безусловно, на площадке, на панели, о которой вы сказали, в которой я принимал участие, также принимал участие первый вице-премьер страны, министр финансов Антон Германович Силуанов, вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Алексеевна Голикова. Мы в дискуссионном порядке, в порядке обсуждения говорили о том, что, безусловно, изменения будут. Безусловно, изменения в налоговой политике будут, но они не будут носить базовый характер, базовый фундамент налоговой политики страны сохранится на ближайшие шесть лет, и об этом официально объявлено заместителем председателя правительства. Но некоторые изменения все же будут.
Что касается каждого человека, каждого гражданина нашей страны: 13-процентная ставка налогов на доходы физических лиц останется неизменной. Что претерпит изменения, и я думаю, здесь будут качественные изменения. Это, конечно же, межбюджетные отношения между федеральным центром и регионами. Собственно, я вступал, ну, если не в полемику, то в дискуссию, высказывал свои соображения в части, касающейся налога на прибыль.
Как известно, некоторое время тому назад было принято очень верное решение о перераспределении налога на прибыль, так называемый один процент. Но сегодня объем задач в социальной сфере стоит в разы выше, чем это было до того. Если предыдущие «майские указы» определяли определенную дорожную карту по определенным сферам и отраслям экономики или сферам и отраслям социальной жизни каждого человека, каждого гражданина страны, то сегодня стоит задача вдвое уменьшить уровень бедности в стране. Сегодня задача стоит ввести 120 миллионов квадратных метров жилья для граждан, причем, вводить его не на условиях долевого строительства, как это было ранее, а гражданину, человеку предоставлять непосредственно готовое жилье и только после этого производить финансовые расчеты.
Колоссальные задачи стоят в здравоохранении: увеличение продолжительности жизни человека. Мы сегодня в республике, ну, если не похвастаться, то можем говорить о том, что мы превышаем средний российский уровень продолжительности жизни. Но задачи, поставленные президентом, говорят 80 плюс. Это к 24-26-му годам. Все это, конечно, потребует серьезных финансовых вливаний и решений. А если быть точными, та же Татьяна Алексеевна озвучивала цифру 8 триллионов рублей.
Об этом на другой площадке мы обсуждали то, что речь должна уже идти о системных изменениях в межбюджетных отношениях. Я, собственно, говорил по налогу на прибыль. Это один из вариантов того, чтобы субъекты Российской Федерации могли в массе своей выполнить свои социальные обязательства перед населением страны вот именно в ключе задач, поставленных президентом.
Безусловно, речь здесь не идет о регионах-донорах. Основная масса страны – это регионы дотационные. Мы, слава богу, вышли из категории сверхдотационных, но по-прежнему дотируемся из государства, из центрального федерального бюджета. Конечно, эта доля ежегодно сокращается, тем не менее все равно она остается значимой и ощутимой для нас. Вот это один из источников.
Следующий источник – это решение, которое принято правительством Российской Федерации и которое начнет работать с первого июля текущего года, это изменение в налогообложении нефтяной отрасли, иными словами, снижение акцизов. С одной стороны, это облегчение для наших промышленников, работающих в топливно-энергетическом комплексе, с другой стороны, это конкретная поддержка и помощь регионам.
На сегодняшний день принято решение, что сто процентов акцизов будут уходить в региональные бюджеты. Как известно, мы сами непосредственно принимали участие в решении этих вопросов, я не хотел бы останавливаться на них более подробно – мы об этом достаточно часто говорили, и я повторяю об этом в некоторых своих выступлениях и интервью, сегодня дорожный республиканский фонд около семисот с лишним миллионов; мы ждем, что до конца года он увеличится со 100-процентным отчислением акцизов на нефтепродукты и в сфере налогообложения нефтяной отрасли. У нас дополнительно появятся возможности, и мы выполним ту задачу, которую поставил президент.
Нам надо прошить страну автомагистралями, не только федеральными, но и региональными, в первую очередь. Инфраструктура и дорожная сеть за шесть лет должны измениться радикально. Все это, безусловно, послужит регионам, в первую очередь.
Вы сказали о том, что еще конкретно мы можем ощутить у себя в республике, когда мы обсуждали на панели бюджет. Я говорил и о неработающем населении. Татьяна Алексеевна Голикова поднимала эту тему, и мы практически в унисон говорили об одном и том же.
Сегодня огромное бремя на бюджеты регионов – это выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население. Это в основном бремя регионов, и в некоторых регионах, слава богу, у нас в республике этого нет, это я ответственно заявляю, в некоторых регионах бремя отчисления в ФОМС превышает дотации, идущие из федерального бюджета. Инициатива следующая.
Федеральное правительство, федеральный бюджет возьмут на себя прямое дотирование Фонда обязательного медицинского страхования, избавляя тем самым от этого бремени регионы. Я внес следующую инициативу; буду еще встречаться дополнительно, речь идет о неработающем населении, речь идет о так называемых если не самозанятых, то, по крайней мере, тех, кто просто, ну, скажем так, числится в категориях якобы безработных. Но ведь у нас ситуация совершенно другая. У нас с вами свыше шестидесяти тысяч личных подсобных хозяйств, которых формально Росстат сегодня тоже относит к неработающему населению. Соответственно, эта доля населения, за которую мы сегодня платим в ФОМС, завтра она будет уходить из центрального бюджета, но формально по бумагам она все равно останется за нами. Почему? Я неоднократно поднимал эту тему на самых разных уровнях, даже на съезде партии, который состоялся в декабре прошлого года, и сейчас на этой площадке я говорил, что методика, критерий по определению подхода к неработающему населению в каждом регионе страны должна быть избирательной.
По реакции двух вице-премьеров и зала я почувствовал, что эта тема была интересной.
Вопрос: Алексей Маратович, на площадке Петербургского международного экономического форума состоялась Ваша встреча с секретарем Генерального совета партии «Единая Россия» Андреем Турчаком. Вы обсудили итоги состоявшегося 21 мая в Москве совместного заседания Высшего и Генерального советов парии и состоявшейся конференции «Направление 2026». А ранее Вы выступили на одной из дискуссионных площадок этой партийной конференции. Какие важные для республики темы были затронуты?
Ответ: Все упирается в экономику. «Единая Россия» – это партия власти, соответственно, мы не занимаемся политической болтовней, и тема партконференции «Направление 2026» говорит сама за себя. Партия нацелена на то, чтобы быть передовым отрядом, чтобы выполнять те экономические задачи, которые поставил президент страны Владимир Путин. Собственно, это было лейтмотивом всех дискуссий, в том числе панельной дискуссии, в которой я принимал непосредственное участие вместе с председателем Народного Хурала (Парламента) РК Анатолием Козачко и руководителем фракции Саглар Бакиновой. Это экономика роста. И, собственно, вопросы, которые обсуждались там, касались, конечно же, экономики. И когда в Санкт-Петербурге мы говорили с Андреем Турчаком, я еще раз повторил тему, о которой высказал на панельной дискуссии, попросил поддержки и чтобы эта тема тоже была заложена если не в Стратегию, то, по крайней мере, была взята на вооружение партийным руководством уже сегодня.
Потому что она касается не только нас. По разным цифрам всего по РФ от 50 до 70 процентов земли находится вне зоны сельскохозяйственного оборота. Это огромные массивы. Не учитывать этот массив нельзя. Безусловно, здесь нужна государственная поддержка. Мы с вами знаем, к сожалению, Сибирь, Центральная часть, некоторые районы Зауралья сегодня просто-напросто заброшены. У нас, слава богу, этого нет, но есть другая история.
Наши КФХ, сельхозтоваропроизводители закредитованы донельзя. Сегодня нечего представить финансовым банковским учреждениям в качестве залога. Кредитную историю, которая очень неважнецкая? Технику, которой лет 20, в лучшем случае – 10-15? Больше нечего. А почему же мы забыли про земельный банк, который когда-то успешно работал? Да, в советский период, но тема на самом деле очень интересная. Земля – основной источник жизни на планете. Земля, земельные наделы, участки, паи. Мы сегодня столкнулись с этим на территории Калмыкии. Наши пайщики, которые сдают участки в аренду, по сути, получают крохи за свой земельный надел или вообще ничего не получают. Регион вообще ничего не получает. И самое главное – фермер не может использовать землю как финансовый инструмент.
Вся мировая практика говорит, что земля, если ты обладатель земельного участка, неважно будь он у тебя в аренде долгосрочной или в собственности – это уже инструмент финансового залога. Другого инструмента у наших сельхозтоваропроизводителей нет. К этой теме пока никто серьезно не подходит. Я эту тему поднимал неоднократно, в том числе, на партконференции. Я упомянул об этом на встрече с Андреем Анатольевичем на питерском форуме.
Мы говорили о пенсионной реформе в стране. Мы поддерживаем инициативу партии о коэффициенте замещения – 40 процентов. Это будет очень хорошим подспорьем для наших ветеранов. Мы поддерживаем те инициативы, которые партия проводит в последние годы. Это «комфортная городская среда», «чистая природа», раздельный сбор и утилизация мусора.
Мы предприняли уже ряд шагов дополнительных по строительству нового полигона близ Элисты и утилизации и консервации старого полигона, который уже на протяжении многих лет доставляет массу неприятностей горожанам. Мы относим этот полигон дальше, будем его строить совершенно по другим технологиям. Но этого недостаточно, мы пока делаем первый ход, а в мусороперерабатывающем производстве партия предлагает участвовать регионам.
В части, касающейся софинансирования, я сказал, что мы одними из первых готовы закладывать в бюджет даже этого года с корректировками и поправками и делать посильное участие в этих проектах. Генсек партии заверил, что наша заявка будет рассматриваться как одна из приоритетных. И конечно же, на встреча с Андреем Анатольевичем я проинформировал его о предвыборной кампании у нас в Калмыкии.
Мы в этом году 9 сентября будем избирать высший законодательный орган региона – Народный Хурал (Парламент) Калмыкии. Я проинформировал его, как партия провела предвыборную кампанию в части, касающейся предварительного голосования. Сказал о том, что 3 июня у нас на 50 избирательных участках пройдут выборы. Восемь участков будут работать только в столице, остальные в районах республики. Я рассказал о том, что, даже на мой субъективный взгляд, мы видим небывалую беспрецедентную гражданскую и политическую активность нашего населения. В предварительном голосовании приняло участие 139 человек. Предварительное голосование еще на стадии, окончательные итоги не подведены, но само участие в политической жизни региона говорит само за себя.
Во многом я увидел и поддержку, и хорошую оценку происходящему в республике. Я думаю, что наши контакты с генсоветом партии продолжатся.
Вопрос: Третьего июня в Калмыкии, как и в еще более чем двадцати регионах страны пройдет предварительное голосование партии «Единая Россия». Насколько, по Вашему мнению, для республики важно, чтобы предвыборный список крупнейшей политической партии на выборах в Народный Хурал формировали сами жители Калмыкии? Почему этим путем не идут другие политические силы, и могут ли участники предварительного голосования кроме победы рассчитывать на попадание не только в партийный, но и кадровый резерв республики?
Ответ: Ну, давайте с самого легкого, самой легкой части вашего вопроса, что касается других партии объединений. Почему не принимают, вернее, не идут по такому пути? Мое личное субъективное мнение как гражданина, как деятеля страны, мне кажется, просто-напросто не верят в свои собственные силы, не рассчитывают на электоральную поддержку. Что бы там ни говорили, как бы ни отзывались из-за угла, партия «Единая Россия» на сегодняшний день – это реальная политическая сила, причем, одна из ведущих политических сил страны, объединяющая массу людей, причем, массу людей из разных слоев общества. Поэтому для меня – это очевидный факт, что, наверное, причина в этом.
Давайте вспомним 2016 год, массовые выборы в районные муниципальные народные собрания. Тогда мы тоже объявляли единый день голосования, проводили праймериз, но при этом одновременно говорили о том, что теперь ахлачи, депутаты районных, сельских муниципальных собраний не будут просто отсиживать положенный срок, а будут принимать решения и обсуждать то, на что они повлиять абсолютно никак не могли, будут иметь реальный инструмент влияния и воздействия на финансово-экономическую политику.
Мы это сделали тогда и уже в далеком 2016 году. Начинали с 2015 года, то есть совместно с полномочиями, которые передавали, мы передавали еще и источники финансирования. Это касалось и образования, и здравоохранения, и дорожного фонда муниципалитетов и других сфер жизнедеятельности нашего общества. И районные и сельские депутаты увидели: пусть небольшие, но средства имеются. И если вчера некий руководитель говорил, что денег нет, то депутаты решат, в каком месте нужно проложить тротуар, в какой школе нужно сделать теплый санузел и кровлю или потратить на какие-то другие нужды сельского дома культуры и так далее.
Теперь они знают, что деньги есть и они уже в приоритетном порядке для себя с учетом мнений земляков, которых они избрали, решают уже живые вопросы. То же самое происходит сегодня в отношении Народного Хурала. Сегодня в компетенции Народного Хурала реальное распределение средств на те или иные нужды.
Из последних инициатив, которые предлагало правительство и принимало законодательно, они, безусловно, проходили через обсуждение в Народном Хурале. Это в части, касающейся софинансирования регионом тех или иных как социальных так и экономических задач, стоящих перед Калмыкией. Депутаты почувствовали свою значимость, что от них многое зависит. Что они сейчас не просто обсуждают и занимаются дискуссионной работой, а реально влияют на экономическое, хозяйственное развитие республики.
Говоря о гражданской активности нашего населения, почему все это происходит, я скажу откровенно: не ожидал, что 139 человек заявятся на площадках предварительного голосования. Кто-то из них выступал слабо, откровенно слабо, кто-то очень сильно и ярко, а кто-то выступал с очень интересными идеями, которые будут востребованы не только мной, но и правительством. Я, конечно, не готов говорить о том, каковы будут результаты 3 июня. Конечно, будут и проигравшие. Как известно, по Уставу партии формируется список из 40 кандидатов, с которыми партия пойдет на выборы 9 сентября. Безусловно, большинство не попадет, но это не значит, что они останутся вне политической или же хозяйственной деятельности региона. Как это, кстати, показал опыт предыдущих выборов в ЭГС; кто-то перешел на работу в органы исполнительной власти, либо в Народный Хурал. Или же, наоборот, из Народного Хурала уходили в органы исполнительной власти, причем, на достаточно высокие должности. Взамен подходили те, кто, казалось бы, в 2013 году остался вне политического процесса. Многие из тех, кто не попал в органы законодательной власти на уровне муниципалитетов, города, Народный Хурал, конечно, не все, я бы тут покривил душой, но наиболее яркие представители наиболее яркие из них за прошедшие годы, кто показал себя с точки зрения экономической, политической подкованности, с хозяйственной жилкой, они ведь замечены и работают. Это факт, который трудно отрицать.
Фото с сайта пресс службы РК