Интернет-газета «Степные вести» не раз писала о грандиозном и в то же время непростом проекте Калмыцкого регионального отделения общероссийской общественной организации семей погибших защитников Отечества – съемках документального фильма «Когда вернусь…», посвященного нашим землякам-военнослужащим, сложившим жизни в «горячих» точках. Последняя лента трилогии «Когда вернусь… 3», рассказывающая о второй чеченской войне, а также о тех, кто погиб после ее официального окончания, рождалась мучительно тяжело, однако и она, в конце концов, получила завершение.

Почему тяжело? В основном все упиралось в недостаток средств. Хотя справедливости ради стоит отметить, что грант республиканского минэкономразвития очень даже помог. Плюс ко всему, выезд съемочной группы по районам республики – это тоже большие расходы.

Однако в целом проект, объединяющий четыре фильма (первый – про афганцев), можно сказать, воплотился в жизнь.

Несомненно, проделана огромная работа, причем очень нужная как для семей, потерявших сыновей, так и для всех нас, живущих. И для потомков. Однозначно: пять лет работы были потрачены не зря. Все солдаты и офицеры, отдавшие жизнь, фигурируют в трилогии.

Забегая вперед, хочу отметить, что фильм стал номинантом национальной премии «Гражданская инициатива» и был удостоен награды Фонда, управляет которым известный экономист, руководитель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин: симпатичный хрустальный колокольчик в коробочке, диплом и настенный календарь – это вам не баран начихал. Но это так, к слову.

– Можно говорить, что теперь нам удалось рассказать обо всех наших военнослужащих, в основном 19-20-летних, безвременно ушедших из жизни на Северном Кавказе, – говорит куратор проекта Киштян Кинзеева. – В ленте «Когда вернусь… 3» упомянут двадцать один военнослужащий. Это – фильм-воспоминание, фильм, призванный увековечить память наших земляков. Мы отталкивались не от документов, мы объездили всю республику, встречались с родителями погибших, друзьями, учителями, одноклассниками и сослуживцами.

Побывали также во всех школах, в которых учились наши герои. Кстати, после съемок Уманцевской средней школе присвоили имя капитана Хапура Надеева. Он в ней учился, отсюда призывался, потом по контракту служил в Чечне, где и сложил голову. Служил вместе с Сергеем Шалбуровым, который был сапером. В 2010-м году именно Хапур привез тело друга домой, в Элисту. А через четыре года не стало и его.

– Фильм получился солидным, больше трех часов длится, – рассказывает председатель организации Валентина Очир-Горяева. – С воспоминаниями выступают в основном мамы; многих пап уже нет в живых. Как говорила Киштян Ивановна, опросили многих одноклассников, учителей, родственников, изредка – однополчан, так как их мало. Хотели, было, посетить воинскую часть, дислоцирующуюся в Калаче-на-Дону. Там служили восемнадцать наших ребят, оттуда их отправили в Чечню, некоторые из них не вернулись. Но в самый последний момент, когда у нас все уже было готово, выяснилось, что к ним нагрянула какая-то московская проверка. Не срослось.

29 июня будет презентация фильма. Потом его выложат на Youtubе, подготовят краткую версию, запишут ее на флешку и станут демонстрировать в школах, где будут проводить уроки мужества. Полную же версию тоже запишут, но уже на диски, которые раздадут по школам. Такие были условия при получении гранта.

По традиции, на премьеру пригласят родственников, учителей, однополчан, друзей, официальных лиц, представителей общественных организаций республики, юнармейцев. После просмотра каждой семье погибшего вручат диск с этим фильмом.

– Честно сказать, съемки отнимают много сил и нервов: приходится ворошить прошлое, как правило, не обходится без слез, – продолжает Киштян Кинзеева. – Это не так просто, как может показаться со стороны. Надо подготовить человека к непростой беседе, разговорить его. Самой тоже нужно настроиться на нужную волну. Все это тяжело. Очень тяжело.

А каково матери, потерявшей сына? А если он один? Вот жил себе Чингис Авджаев, мама Мария Серятыровна в нем души не чаяла. Работал парень в национальном театре, кажется, осветителем. Не посмотрели, что он в семье единственный ребенок. Отправили в самое пекло. Ему же было всего девятнадцать. В 2002-м году пришла похоронка. А ведь мать ездила в Ставрополь, где он проходил срочную службу, с ходатайством от себя, от нашего военкомата, чтобы не посылали Чингиса в «горячие» точки, мотивируя просьбу тем, что он единственный кормилец в семье. Проигнорировали, просто наплевали.

После съемок первого фильма про наших афганцев я тяжело заболела, после «Когда вернусь… 2» вообще заработала инфаркт. Профессионалы, они, может, привыкли к таким ситуациям, отстраненно это воспринимают. Мы же всё пропускаем через себя, принимаем близко к сердцу, переживаем. Очень часто приходится успокаивать собеседника, то есть выступать в роли психолога. Снижает эмоциональный накал лишь то, что мы делаем это для увековечивания памяти. Раньше вообще эту тему замалчивали, сейчас другие времена.

– Хотим поблагодарить нашу съемочную группу – оператора, режиссера монтажа Романа Бобнева, автора фильма Полину Бевинову и Мергена Бевинова, который проводил озвучку, – завершила разговор Валентина Очир-Горяева.

Остается добавить, что презентация документального фильма «Когда вернусь… 3» состоится в зале заседаний Правительства РК в пятницу, 29 июня, в 14 часов. Вход – свободный. Телефон для справок: 8 905 484 5680.

Фото автора