На состоявшейся недавно пресс-конференции генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз» Кирилла Селезнева, посвященной поставкам голубого топлива на внутренний рынок и реализации программы газификации российских регионов, основное внимание было уделено воплощению этого национального проекта. Было подчеркнуто, что ее совместно осуществляют Газпром и региональные власти. По словам гендиректора, одна из основных возникающих проблем – неисполнение администрациями регионов обязательств по подготовке потребителей к приему газа. Начиная с 2005 года, только 10 субъектов РФ (Белгородская, Омская, Пензенская, Сахалинская и Ярославская области, Республика Калмыкия и Мордовия, Чувашская республика, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) выполнили условия на 100 процентов.
Что касается нашей республики, то в преддверии годового общего собрания акционеров ПАО «Газпром» в АО «Газпром газораспределение Элиста» тоже состоялась пресс-конференция по вопросам реализации Программы газификации российских регионов, в которой приняли участие исполнительный руководитель АО «Газпром газораспределение Элиста» Али Сидаков, его заместители – Татьяна Нечитайлова и Антон Иванеев, а также журналисты местных СМИ. Кроме того, на пресс-конференции были озвучены ответы на вопросы жителей Калмыкии, поступившие в адрес газовой компании через различные каналы обратной связи.
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные моменты беседы.
«Газовая безграмотность» до добра не доведет
Вопрос: В рамках подготовки к новому отопительному сезону в Элисте и Целинном районе было временное приостановление подачи газа. Прокомментируйте, пожалуйста.
Ответ: Что касается отключений газа, то, поймите, эта мера вынужденная. Вот последний случай. На трубах высокого давления были устранены 38 (!) утечек. Работали круглосуточно. Чтобы ускорить процесс, пригласили даже коллег из Ростовской области, подключили наших специалистов из районов республики. Всего было задействовано около 460 человек. Делали все, чтобы не случались аварийные отключения зимой. Наверное, это – весомый аргумент.
Вопрос: Какие основные причины большинства несчастных случаев при использовании газа в быту. Как быстро дозвониться в газовую службу? Можно ли самовольно устанавливать газовое оборудование в доме?
Ответ: Газ, он несет тепло, но может стать причиной непоправимых бед. С чем мы в основном сталкиваемся? Люди безответственно относятся к установке газового оборудования, считая, что они сами с усами, могут не привлекать наших мастеров, надеются на то, что, мол, у меня руки растут, откуда надо.
Вы, наверное, знаете, когда однажды вот такой горе-умелец при установке нагревательной колонки перепутал подводящие трубы. Получилось, что под Новый год залил водой весь дом, которая пошла в квартиры вместо газа. Все счетчики вышли из строя. Просто караул. В результате на него были наложены огромные штрафные санкции. Нужно, чтобы каждый занимался своим делом: аптекарь продавал лекарства, чабан ухаживал за овцами, газовики устанавливали оборудование и следили за его исправностью.
Нынче мы в состоянии быстро и эффективно выполнять все работы, так или иначе связанные с нашей профессией. Если дома, в подъезде, даже на улице почувствуете запах газа – немедленно звоните по известному всем телефону 04, и вам подскажут, какие действия необходимо предпринять в первую очередь. Либо же 6-28-04 и 5-08-04; можно и с мобильника – 104. Если вас что-то не устраивает в работе наших сотрудников, смело обращайтесь по телефону доверия 6-28-02.
Без договора – никуда
Вопрос: Что ждет тех, кто отказывается проходить техническое обслуживание и не хочет заключать договор? Почему абоненты должны это делать в обязательном порядке; не очередной ли это сбор денег с населения?
Ответ: У нас в Калмыкии в двенадцатом или тринадцатом году был взрыв газа. Такой вот несчастный случай. Хочу напомнить: есть правительственное постановление под номером 410, в котором все, что касается пользования газом, расписано до мелочей. Оно нацелено на защиту населения, и цена ему – жизнь людей.
В то же время в республике 1620 человек не заключили с нами договоры, хотя мы ввели такое новшество: вам позвонят, сообщат фамилию-имя-отчество слесаря, дадут номер его телефона. Вы созваниваетесь с ним, договариваетесь об удобном времени. Человек приходит с перечнем обязательных работ, которые он должен выполнить, а при вашем желании – принесет и типовой договор, и всё оформите на месте.
Так что ничего сложного нет. Тем более это в ваших целях, на ваше благо. Газ, он коварен, он имеет свойство оседать. Вы даже не будете подозревать, что печь либо колонка «травит». Однажды так случилось, что газ скопился возле пола, при включении холодильника образовалась искра, которая и привела к мощному взрыву. Вот прочему и нужен договор на обслуживание приборов. Наши специалисты – профессионалы. Они помогут вам избежать неприятностей.
Вскоре счетчик станет нормой
Вопрос: Когда и как лучше передавать показания газового счетчика? Что будет если не делать этого? Чем чревато нарушение, ну, скажем, пломбы на счетчике, или пломбы поставщика газа?
Ответ: Каждый месяц, 25-го числа, мы должны передавать поставщику показания расхода газа в республике, чтобы за его потребленное количество нам могли выставлять счет. Мы же, в свою очередь, призываем население руководствоваться этим понятием. Если в течение двух месяцев потребитель не озвучил цифру расхода, мы вынуждены начислять по нормативу, а не конкретному показателю. Так что обозначьте для себя любой день, только до двадцать пятого, когда сможете передавать нам показания газового счетчика, и делайте это регулярно.
Хочу подчеркнуть, что мы создали специальную комиссию, призванную рассматривать жалобы граждан в спорных ситуациях. Заседает она по средам. Понятно, что людям тяжело оплачивать коммунальные услуги, многие нам задолжали, однако мы готовы идти навстречу и реструктурировать недоимки.
Что касается непосредственно газовых счетчиков, то контролер обязан два раза в год проверять их техническое состояние: чтобы была не нарушена целостность пломбы, чтобы не было отмоток и так далее. Не стоит так делать, так как за это предусмотрены огромные штрафы. Вы захотели сэкономить нечестным способом 5-10 тысяч рублей, а выйдет так, что «влетите» на 100 и более тысяч. Как показывает судебная практика, решения в таких случаях выносятся не в пользу потребителя.
И еще. Как ни крути, но до конца этого года все потребители будут обязаны установить счетчики. В противном случае оплата за потребленный газ будет значительно выше существующего норматива. Коэффициент пока не разработан, так что о конкретных цифрах говорит преждевременно.
Были зафиксированы вообще уникальные случаи, когда одна фирма торговала счетчиками со встроенными магнитами. Народ их с руками отрывал. Но, так или иначе, махинаторов вычислили, а с пользователей по суду было взыскано от 150 до 900 тысяч рублей.
В связи с этим, да и не только с этим, мы договорились с заводом-изготовителем газового оборудования на прямые поставки к нам, в Калмыкию, и будем продавать его на месте. Сразу хотим подчеркнуть, что это выгодно для людей как минимум по двум причинам: выйдет дешевле и прибор в течение определенного времени будет на гарантии. То есть в случае чего, вам отремонтируют его бесплатно. Но принуждать никого не собираемся. Выбор – ваш.
В экстренных ситуациях, особенно зимой, когда, например, вышел из строя котел, купленный у нас, мы за два часа либо отремонтируем его, либо заменим на новый.
Вопрос: Я живу в многоквартирном доме в Элисте. Могу ли перейти на автономное отопление и что для этого нужно?
Ответ: Конечно, можно, но только при наличии необходимых технических условий. Наши требования минимальные. Препятствовать никому не будем. Будем только помогать. Обращайтесь, все разъясним.
Долги придется погасить
Вопрос: Как обстоят дела с газификацией населенных пунктов республики?
Ответ: Если взять в целом по России, то в Калмыкии самый высокий уровень газификации – почти 87 процентов. Но есть проблемы. У нас зачастую очень большая удаленность, техническое обслуживание весьма сложное. Нам говорят: да тут недалеко труба газопровода проходит, вы, мол, такие-сякие, что вы чепуху болтаете! Люди же просто не понимают, что это транспортная труба высокого давления, куда подключиться абсолютно невозможно. Для этой операции в определенных местах существуют точки врезки.
Сейчас на очереди поселки Хулхута и Молодежный Яшкульского района. Но есть отдаленные поселки и поселочки, где проживают по несколько десятков человек. Иные же располагаются почти за семьдесят километров.
Усугубляет ситуацию и то, что потребители задолжали нам около трехсот миллионов рублей. И это только население. А есть ведь еще организации и предприятия, на которых «висит» миллионов двести. Не хотелось бы, но придется прибегать к крайним мерам – отключению газа. У нас ведь есть вышестоящая инстанция, которая требует погашения наших долгов. Так что мы готовы потерпеть до сентября, а потом – извините… Выхода два: либо гасите долг одномоментно, либо заключаем договор о его реструктуризации. В противном случае мы ничего поделать не сможем. Ведь отключение, как и подключение – это дополнительные расходы потребителя. А если еще и судебные издержки? Так что совет: не тяните с решением вопроса, дороже обойдется.
Фото Николая Бошева