Хатимулла Идрисов, председатель общественной организации «Казахский культурный центр «Жерлестер» («Земляки») РК,  директор Элистинского дома-интерната для престарелых и инвалидов:

– Мне часто звонят по телефону пенсионеры  по поводу реформы, широко обсуждаемой в обществе. Я им объясняю: «Волноваться не стоит; все, что вы получаете, будете получать и в дальнейшем. Законопроект  как раз  направлен на то, чтобы улучшить ситуацию с пенсиями».

В то же время многие люди старшего поколения беспокоятся о детях, внуках. Мол, как они жить после реформы будут? В ответ на это пытаюсь просто и ясно  рассказать о том, что нынешние границы пенсионного возраста в нашей стране уже не соответствуют социальным, трудовым и экономическим реалиям. Показатель пенсионного возраста был впервые установлен более 60-ти лет назад, в конце 1920-х годов,  для представителей наиболее тяжелых с физической точки зрения профессий, когда продолжительность жизни в среднем составляла 43 года. Эти возрастные нормы устарели, люди сегодня  живут примерно на 30 лет дольше.

Таким образом, применять текущий показатель пенсионного возраста (55 лет и 60 лет для женщин и мужчин соответственно) для современников, на мой взгляд,  – все равно, что на подростка попытаться натянуть шорты, которые он носил лет пять назад. Все равно это не получится,  одежда разорвется.

Так и с пенсионным возрастом: пришло время его менять. К тому же увеличение продолжительности жизни ведет к нагрузке на пенсионную систему, сегодня на одного работающего в нашем государстве приходятся три пенсионера. Кроме того, изменилась классификация возрастов Всемирной организации здравоохранения,  граждане от 44 до 60-ти лет считаются людьми среднего возраста, с 60-ти до 75-ти – пожилыми. Я, к примеру, почти четыре года назад стал пенсионером, но тружусь. Работа не дает мне расслабиться, предоставляет возможность реализовывать управленческие способности, помогать людям.

Поскольку я работаю  с людьми,  многим из которых больше 60-ти лет, замечаю: самые активные  чувствуют себя  намного лучше, чем те, кто думает только о своих болезнях, не борется с ними и  уже опустили руки.  Даже сорокалетние инвалиды, бывает, становятся лежачими больными и  не ходят самостоятельно, если подвержены унынию.

Фото из архива редакции