Калмыкия на пороге важного политического события – выборов главы республики. По аналитическим обзорам, Республика Калмыкия относится к субъектам, в которых острые негативные (и вообще значительные с точки зрения интеграции в федеральную повестку) информационные поводы появляются крайне редко. Значимые для федерального центра критерии эффективности работы управленческой команды региона – политическая (электоральная) управляемость, а также отсутствие острых проблем в социально-экономической сфере. Показателями для оценки политической управляемости региона остаются степень консолидации региональной элиты и поддержка действующей власти на выборах федерального и регионального уровней.
Консолидация элит и сигналы центра
О консолидации региональной элиты республики Калмыкия свидетельствует отсутствие выраженных конфликтов в управленческой элите республики. «На фоне команды предыдущего главы, в которой конфликты между основными политическими игроками и институтами: главой республики, мэром Элисты, а также Элистинским городским собранием – решались в судебном порядке, взаимоотношения между региональным и муниципальным уровнями власти в Калмыкии выглядят сегодня как конструктивные. Это достигается в том числе благодаря заданному главой республики А. Орловым курсу на большую открытость власти. Основными инструментами этого курса стали пресс-конференции, прямые линии, а также подключение к работе представителей общественности, – поясняет аналитик АПЭК Виктория Мамонова. – Глава администрации Элисты О. Нохашкиев также продемонстрировал готовность к диалогу, по его инициативе стали проводиться открытые совещания в мэрии».
Стержневой проблемой деятельности сити-менеджера является вопрос о благоустройстве города (именно эффективность его решения формирует у горожан мнение о работе власти, как муниципальной, так и региональной), поэтому согласие в оценке результатов по этому вопросу между главой региона и главой администрации – один из элементов консенсуса между региональной и муниципальной властями. Работа по благоустройству Элисты оценивается А. Орловым в целом позитивно. Несмотря на «двуглавую» систему управления в Элисте, которая несколько усиливает риск конфликта между главой города, председателем Элистинского городского собрания и главой администрации Элисты, конфликтов между В. Намруевым и О. Нохашкиевым нет.
«Языковой вопрос» стал в регионе дискуссионным, но не приобрел такой остроты, как в Татарстане или Башкирии. В Калмыкии удается поддерживать и этнический баланс в руководящих органах власти, что очевидно демонстрирует, например, состав правительства.
Как сигнал для местных элит воспринимается взаимодействие А. Орлова с руководителями федерального уровня. Состоявшиеся в конце 2018 года встречи А. Орлова с первым заместителем руководителя Администрации президента РФ С. Кириенко и министром сельского хозяйства Д. Патрушевым интерпретируются, с одной стороны, как позитивный сигнал для действующего главы, с другой – как послание местным элитам: для Кремля приемлемо существующее положение дел в регионе. К позитивным сигналам для А. Орлова можно отнести включение главы республики Калмыкия в состав правительственной комиссии по региональному развитию.
Итоги выборов и электоральная управляемость
На выборах президента в марте 2018 года Калмыкия добилась лучших показателей среди регионов Нижнего Поволжья: явка в республике Калмыкия составила 69,85%, в Волгоградской и Астраханской областях – 68,14% и 60,42% соответственно; Владимира Путина поддержали в Калмыкии 81,66% избирателей, в Волгоградской области – 77,56%, в Астраханской области – 76,95%.
Показательны результаты местных выборов в сентябре 2018 года в Народный Хурал Калмыкии, на которых укрепила свои позиции правящая партия. Всего в Калмыкии проголосовали 112,2 тыс. избирателей, явка составила 54,1%. Депутатские мандаты в парламенте республики распределились следующим образом: «Единая Россия» – 21, КПРФ – 4, «Справедливая Россия» – 2. Председателем парламента стал А. Козачко («Единая Россия»).
После выборов в Народный Хурал активность КПРФ в регионе значительно снизилась. Руководитель депутатской фракции Калмыцкого регионального отделения КПРФ и заместитель председателя Народного Хурала республики Калмыкия Н. Нуров в системе «Медиалогия» среди первых секретарей региональных отделений КПРФ в 2018 был оценен как один из наименее медийно активных.
По мнению эксперта, наибольшая активность системной оппозиции (особенно после выборов в Народный Хурал) связана в регионе со «Справедливой Россией»: партия традиционно подвергает критике руководство региона и призывала отправить Орлова в отставку. Однако КПРФ «Справедливую Россию» не поддержала.
Непривлекателен регион и для несистемной оппозиции. В 2017 году Калмыкия была единственным регионом Нижнего Поволжья, где А. Навальный даже не планировал открытие своего штаба для сбора подписей по двум основным причинам – немногочисленность населения республики и традиционно высокая поддержка власти в регионе.
Экономическое развитие: феномен Калмыкии и «переломный» 2018 год
Феномен Калмыкии заключается в том, что, имея не самую сильную экономику, республика смогла сдержать санкционный удар, который пришелся на 2014-2017 годы, стабилизировать социально-экономическое положение и более того продемонстрировать рост по ряду показателей. За этот период валовой региональный продукт Республики Калмыкия с 46,7 млрд. руб. увеличился до 56,8 млрд. руб. Основными его триггерами, по мнению эксперта, стали сельское хозяйство, а также транспорт и связь.
Сельское хозяйство
Объем производства продукции сельского хозяйства с 2014 года по 2017-й увеличился на 5,9 млрд. руб. Сельское хозяйство в целом ориентировано на производство продукции животноводства. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) за тот же период увеличилось на 4,8 тыс. тонн и к 2017 составило 127,3 тыс. тонн. В этой сфере Калмыкии удавалось демонстрировать лидирующие показатели среди субъектов РФ. По итогам 2016 года республика занимала второе место по поголовью скота мясного направления, второе место по поголовью овец и коз, а также второе место по производству шерсти. За последние годы здесь наблюдается рост численности откормочных площадок, а также увеличение их общей мощности: 2016 г. – 40 ед. с общей мощностью 6,5 тыс. гол. КРС, в 2017 г. – 93 ед. с общей мощностью 19,7 тыс. гол. КРС и 4,6 тыс. гол. МРС.
Транспорт и связь
ВРП по виду деятельности «транспорт и связь» составлял в 2014-м году 5.955,7 млн., в 2016 – 12.677,1 млн. руб. За январь-ноябрь 2018 года грузовыми автомобилями крупных и средних организаций автомобильного транспорта, занимающихся грузовыми перевозками, перевезено 590,8 тыс. тонн грузов, что в 2,5 раза больше аналогичного периода 2017 года. Объем грузооборота грузовых автомобилей крупных и средних организаций составил 36.675,3 тыс. тонно-километров, что в 5,4 раза больше соответствующего периода 2017 года. Общий объем платных услуг населению по телекоммуникационной связи за январь-ноябрь 2018 года составил 1.304,9 млн. руб. и по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился на 14,3%. Заметна также положительная динамика доходов от основной деятельности организаций связи, на конец 2017 года она составила 1.641.225 тыс. руб.
Уровень и качество жизни. Социальная сфера
В 2014-2017 годах республике удалось добиться положительной динамики показателей социальной сферы. Этому послужило сокращение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (процент к общей численности населения): 2014 г. – 34,7%, 2017 г. – 30,6%. Увеличились среднедушевые денежные доходы: 2014 г. – 12.398,4 руб., 2017 г. -14.351,0 руб., снизился уровень безработицы: общей на 1%, зарегистрированной – на 0,3%.
Также удерживается положительная динамика показателей качества жизни населения: уровень обеспеченности жильем (на 1 жителя, кв. м.), оборот розничной торговли и объем платных услуг (млрд. руб.), количество легковых автомобилей на 1000 чел. населения в республике. Кроме того, в республике завершена реализация республиканской программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда РК в 2013 -2017 годах. За весь период реализации которого расселено 43 631кв.м., жилищные условия улучшили 3551 человек.
За последние пять лет общие расходы на социальную поддержку граждан увеличились в республике на 244,3 млн. руб. В рамках действующего регионального законодательства предоставление мер социальной поддержки осуществляется по трем основным группам: государственная поддержка граждан пожилого возраста (число правополучателей – 53,3 тыс. чел., объем начисленных выплат – 531,1 млн. руб.); государственная поддержка семей, имеющих детей (число правополучателей – 37,0 тыс. чел., объем начисленных выплат – 223,1 млн. руб.); государственная поддержка отдельных категорий граждан, малоимущих семей (число правополучателей -12,1 тыс. чел., объем начисленных выплат – 148,3 млн. руб.).
«Переломный» 2018-й год
Переломным для социально-экономического развития республики, по мнению аналитика, стал 2018 год. Об этом свидетельствуют три фактора. Первое – поступления в бюджет республики выросли на 26%. То, что прирост произошел за счет увеличения индекса сельскохозяйственной продукции и налога на прибыль сельхозпредприятий, свидетельствует о том, что аграрный сектор может развиваться и в условиях кризиса. Второе – сокращение государственного долга республики за 2018 год с 4,5 млрд. руб. до 3,8 млрд. руб. И третье – в 2018 году республике в полном объеме удалось выполнить социальные обязательства перед населением республики.
Предпосылками для «перелома» 2018 года стал курс на модернизацию региональной административно-политической и экономической системы.
«Стабилизация финансовой и в целом экономической ситуации в Республике Калмыкия сопрягается с повышением эффективности госуправления, которая выражается, прежде всего, в сокращении неэффективных расходов и оптимизации госаппарата. Был введен принцип единой бухгалтерии в системе образования и здравоохранения, что позволило избавиться от лишней нагрузки на бюджеты», – уверены эксперты.
Эксперты, опираясь на позитивную динамику развития Калмыкии, а также «переломность» 2018 года дают позитивный прогноз и на 2019 год. Этот год, по их мнению, должен стать годом закрепления достигнутого и дальнейшего наращивания социально-экономического потенциала Калмыкии. А гарантией результативности работы в этом направлении должны стать благоприятные итоги предстоящих выборов главы республики.
Бюджет развития с профицитом
Принятый в декабре 2018 года бюджет Калмыкии направлен на поддержку ее дальнейшего динамичного развития. Доходы республики на 2019 год определены в сумме 14.979.322, 9 тыс. руб. Общий объем расходов республиканского бюджета – 15.130.254, 5 тыс. руб. Дефицит бюджета в 2019 году составит 150.931, 6 тыс. руб. В течение трех лет власти республики намерены перейти к профицитному бюджету.
Прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета на 2020 год – 13.062.983,8 тыс. рублей, общий объем расходов республиканского бюджета на 2020 год -13.145.219,5 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы – 245.409,2 тыс. рублей. Дефицит бюджета в 2020 году, согласно расчетам, составит 82.235,7 тыс. рублей.
Общий объем доходов в 2021 году запланирован в размере 13.300.808,2 тыс. рублей, расходов – 13.137.066,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы должны составить 621.028,8 тыс. рублей. В итоге профицит ресбюджета на 2021 год составит 163.741,9 тыс. рублей.
Республиканский бюджет на среднесрочный период на 95% сформирован по программно-целевым расходам. Его основу составляют 18 госпрограмм; их мероприятия охватывают все основные направления социально-экономического развития республики. В приоритете, как и прежде, социальная сфера, на которую приходится около 70% всех расходов.
Основными направлениями, на которые будет направлена значительная часть ресурсов, остаются здравоохранение, образование, культура, социальное обслуживание населения, поддержка молодежи, физкультуры и спорта, а также занятость граждан и формирование доступной среды.
Бюджет был принят во втором, окончательном чтении с учетом изменений объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета, утвержденных федеральным законом от 29 ноября 2018 года. Эти средства пришли в регион для реализации национальных проектов: в 9 из 12 (образование, здравоохранение, безопасные и качественные дороги и другие) участвует республика Калмыкия. Общий объем средств на реализацию национальных проектов в 2019 году составит около 9 миллиардов рублей.
«Главная причина роста поступлений из федерального бюджета – конструктивное взаимодействие главы Калмыкии А. Орлова с федеральным центром, которое обеспечивается работой по повышению бюджетной дисциплины, включением республики в отраслевые федеральные проекты и программы», – считает аналитик АПЭК.
Кампания-2019: общие и специфические вызовы
Достижение ряда значимых экономических показателей, которые явились результатом работы предыдущих лет, свидетельствует о стабилизации социально-экономической ситуации в республике, а главное – о способности региональной власти контролировать эту ситуацию и развивать регион. В то же время 2019 год – это не только период новых возможностей для развития, но и время новых угроз.
Условно вызовы 2019 года можно разделить на общие (непопулярные меры правительства РФ: повышение НДС, повышение пенсионного возраста), с которыми предстоит столкнуться всем субъектам РФ, и специфические, характерные для республики Калмыкия.
Непопулярные меры центра и реакция на них
Повышение НДС, рост цен на продовольствие и инфляции в целом, пенсионная реформа формируют негативный фон, влияющий на отношение граждан не только к федеральной, но и к региональной и местной власти. «Для властей республики этот фактор особенно актуален в контексте предстоящих выборов главы региона, – считает аналитик. – Ответ на этот вызов – решения властей Калмыкии по повышению зарплаты, ставшие возможными благодаря результатам социально-экономического развития региона в 2018 году. По заявлению главы Калмыкии А. Орлова, в первом квартале 2019 года зарплата работников бюджетной сферы вырастет на 20%. Эта работа ведется в рамках выполнения майских указов, проблем с выполнением которых у республики нет. По итогам 2018 года Калмыкия вошла в число регионов, которые смогли выполнить все социальные обязательства перед гражданами.
С 1 января 2019 года на 5% увеличиваются оклады представителей 11 категорий работников, наделенных таким правом в рамках майских указов. В республике это около 11,5 тыс. чел., что составляет 60% от общей численности работников бюджетной сферы.
С начала года повышается зарплата и тех категорий бюджетников, которые не упоминаются в указе президента. С 1 января 2019 года в республике традиционно индексируются социальные выплаты – до 4,3%. Для федеральных льготников повышение состоится 1 февраля 2019 года.
Увеличение среднемесячной заработной платы наблюдается в Калмыкии в течение последних нескольких лет, что также подчеркивает тенденцию положительных изменений. Продолжение этой работы региональным правительством обеспечивает не только сохранение социальной стабильности, но и представляет собой специальную политику, направленную на смягчение жестких экономических мер федерального центра».
Специфические проблемы и позиция региональных властей
Экология – проблема, которая в последнее время довольно быстро политизируется. Проблема свалок для республики представляет собой угрозу, игнорирование которой может сказаться на результатах избирательной кампании 2019 года. В течение года остроту набирала проблема свалок в Элисте. Тенденции к снижению стихийных свалок пока не наблюдается. Введение с 1 января 2019 года новой системы обращения с отходами (она подразумевает увеличение тарифов) способно проявиться в росте социальной активности граждан.
Вызовом для региональной власти являются также общие проблемы ЖКХ и капитального ремонта. Для повышения работы эффективности сферы ЖКХ в Калмыкии будет создан институт общественных инспекторов. Общественникам будет предоставлена возможность получить право на проведение проверок предприятий, работающих в сфере ЖКХ. Привлечение общественности к решению подобных вопросов представляется довольно эффективным средством не только собственно решения проблемы, но и стабилизации уровня напряжения в обществе.
Руководство Калмыкии вообще делает ставку на открытость власти и максимальное вовлечение общественных объединений и организаций в реализацию контрольных функций. Об этом, например, свидетельствует создание общественных приемных главы республики во всех районных муниципальных образованиях и в городе Элиста как административном центре, где пройдут выборы в Элистинское городское собрание.
«Языковой» вопрос – острая проблема для национальных республик. Федеральный закон о внесении изменений в закон об образовании принят в июле 2018 года. Это создало дополнительные возможности для развития языков в России, в том числе путем создания специального фонда финансирования. В Калмыкии при непосредственном участии главы республики создан Центр по развитию калмыцкого языка, проходит модернизация методики преподавания этого предмета, начальные классы занимаются по новым учебникам «Уйнр», над изданием новых учебников для старших классов работает авторская группа. Поэтому ситуация в регионе далеко не так остра, как в некоторых других республиках, однако усиление контроля за проблемой в текущем году необходимо.
По мнению аналитика АПЭК Виктории Мамоновой, значимым фактором, способным повлиять на результат избирательной кампании, может стать эффективный ответ на эти угрозы, предупреждение их нарастания. Смягчение или обострение общефедеральных и специфических региональных проблем в 2019 году прямо скажется на электоральной поддержке власти в Калмыкии.