Анализ увиденного и услышанного в ходе инспекционной поездки делегации Общественной палаты России во главе с членом межведомственной рабочей группы по вопросам ЖКХ при Правительстве РФ Игорем Шпектором стал предметом обсуждения на совещании по вопросу состояния жилищно-коммунального хозяйства и дорог в Калмыкии, состоявшегося во вторник в Доме Правительства РК.
«Наш приезд носит плановый характер. До этого мы побывали в ряде регионов, в том числе, в соседних субъектах Юга России. Цель – не проверка ради вынесения каких-то оргвыводов, а оказание реальной помощи региону в решении его насущных проблем, как организационного характера, так и связанных с финансированием необходимых мероприятий», – начал разговор Игорь Шпектор в кругу коллег – калмыцких общественников и управленцев в сфере ЖКХ.
Предыдущее посещение Элисты у него было около 12 лет назад, когда здесь проводилось большое совещание по доступной среде. В вопросе реализации этой программы республика тогда продемонстрировала впечатляющие результаты. Шпектор признался, что ему, на тот момент мэру Воркуты, было стыдно сравнивать увиденное в Калмыкии с той ситуацией, что была у них в Республике Коми. Нынешний приезд сюда в очередной раз показал, что власти степного региона проводят в этом направлении большую работу.
Эти слова подтвердила член Общественной палаты Республики Бурятия, председатель регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Галина Горбатых. Будучи сама инвалидом-колясочником, она более 20 лет занимается тем, что в своем регионе будоражит власти, нацеливая их на развитие доступной среды. По словам Галины Алексеевны, в Калмыкии она встретила единомышленника в лице председателя региональной общественной организации «Новая жизнь» Александра Каманджаева, которому также удалось многого добиться в решении проблем социализации маломобильных групп граждан.
Вместе с тем Горбатых назвала ряд проблем, которые открылись ее наметанному глазу. Так, она обратила внимание, что в здании аэровокзала не оказалось инвалидной коляски, которую можно внести в салон самолета и спустить на ней инвалида, а не выносить его на руках. Побывав на ряде объектов после благоустройства, общественница заметила, что бордюры высоковаты, как и некоторые пандусы во входных группах, также съезды в улично-дорожной сети имеют разную высоту и ширину. И даже в новостройках, введенных в эксплуатацию после вступления в силу новых градостроительных норм, можно встретить, что в одном дворе созданы условия для передвижения инвалидов-колясочников, а в соседнем доме их нет. Пора в Элисте переходить к созданию универсального дизайна данных конструкций, как это прописано в Конвенции о правах инвалидов, заметила Галина Горбатых.
С высказанными замечаниями Александр Каманджаев полностью согласился, отметив, что гражданским активистам, конечно, есть еще над чем работать, чтобы добиваться от чиновников, управляющих организаций и фирм-застройщиков создания полноценной доступной среды. В свою очередь, Александр Васильевич озвучил вопросы, которые волнуют российских инвалидов – это то, что работающим инвалидам не индексируют пенсию, и те из них, что пользуются личным специализированным транспортом, вынуждены, как и все автовладельцы, платить транспортный налог, хотя логично было бы их освободить от него. Каманджаев попросил членов Общественной палаты России содействия в донесении позиции по данному вопросу до руководства федерального центра и законодателей.
Как отметил Игорь Шпектор, в том, что касается реализации федеральных программных документов, у самих членов Общественной палаты России подчас возникают серьезные разногласия с федеральными чиновниками. Так, по его словам, ему лично пришлось буквально биться с Минстроем РФ за то, чтобы отстоять Фонд содействия реформированию ЖКХ. И сейчас немало усилий прилагают общественники для того, чтобы убедить Правительство и Президента страны в том, что необходимо продолжить реализацию программы переселения из аварийного жилого фонда, исходя не из тех цифр, которыми оперирует Минстрой, а основываясь на реальном положении вещей.
«Я допускаю, что данные по аварийным домам, внесенным в реестр расселяемого жилфонда в регионах, очень серьезно занижены, поэтому сегодня важно произвести объективную оценку этих домов. В том числе Министерству ЖКХ и энергетики Калмыкии, возглавляемому Нелли Анатольевной Ткачевой, о которой я высокого мнения, она очень грамотный руководитель, следует проанализировать ситуацию и определиться с тем, сколько же действительно домов в республике нужно расселять. С учетом этих объективных цифр они могли бы внесли коррективы в свою региональную адресную программу и тем самым, как говорится, запрыгнуть в уходящий поезд – то бишь претендовать на определенные средства из федерального бюджета. И я потом на наблюдательном совете Фонда реформирования ЖКХ мог докладывать и говорить, что Калмыкия нуждается в этих средствах», – отметил Шпектор.
Что касается в целом состояния республиканского жилого фонда, то председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России назвал основные, по его мнению, болевые точки. Ваша беда, сказал он, что в Элисте наблюдается бессистемная застройка частного жилья. Это, во-первых, уродует ее архитектурный облик, во-вторых, отсутствие четкой градостроительной политики ведет к увеличению стоимости городского жилья. «Цена продаваемых домов на вторичном рынке искусственно завышается. И такая картина наблюдается повсеместно, но в Калмыкии особенно», – заявил Игорь Шпектор.
Не показались ему убедительными и те цифры и факты, которые были представлены членам рабочей группы относительно благоустройства дорог в столице республики. По мнению известного общественника, тех 38 миллионов рублей, что правительство региона выделило на покупку дорожной техники для Элисты, а факт на самом деле примечательный, похвальный, тем не менее, явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности города, со всех сторон окруженного степью и обдуваемого пыльными ветрами.
Говоря о том, что в Калмыкии сделано за два года реализации программы «Формирование комфортной городской среды» в части благоустройства дворовых территорий, Игорь Леонидович дал республике оценку в сопоставлении с соседними регионами ЮФО. «По сравнению с Карачаево-Черкесией вам можно поставить «пятерку», по отношению к Адыгее – «тройку», – охарактеризовал он.
В ходе осмотра дворовых территорий и подвалов элистинских многоэтажек, состояния подъездов и контейнерных площадок, инспектор Общественной палаты России пришел к выводу, что ситуация с управлением домами в городе оставляет желать лучшего. Это выражается как в неудовлетворительной деятельности управляющих компаний, так и в недостаточной активности самих жильцов МКД. О последнем говорит единичное количество ТСЖ. Между тем пример работы домового комитета дома № 24 в третьем микрорайоне говорит о том, что, взяв управление дома в свои руки, да при толковом, юридически подкованном председателе домкома жильцы многого могут добиться.
Обсудили на совещании и такую злободневную тему, как обращение с коммунальными отходами. И тут Игорь Шпектор нашел повод для критики. По его мнению, в целом стоит порадоваться за Калмыкию в том плане, что она выбрала толкового регионального оператора. Группа компаний «Чистый город», действительно, серьезная компания, лидер на коммунальном рынке Юга России, заметил он, однако на данном этапе реализация ею инвестиционного проекта вызывает много вопросов.
Так, недоумение у инспектора вызвал уровень компетенции работников ООО «СпецАТХ», стоящих на сортировке мусора, которые, «будучи иностранными гражданами, не только плохо понимают по-русски, но и не различают, какой мусор куда складывать». При том, что зарплата мусоросортировщика – в пределах 20 тысяч рублей, эту работу могли бы выполнять более ответственные товарищи, считает он.
Кроме того, Игорь Шпектор пришел к выводу, что власти Калмыкии, как и в большинстве других регионов страны, идут по наиболее легкому пути реализации территориальной схемы обращения с отходами, сделав ставку не на переработку мусора, а лишь на его минимальную сортировку и утилизацию на мусорном полигоне, который на самом деле та же свалка. И потому говорить об экологичности проекта не приходится.
В ходе инспекционной поездки по городским объектам коммунальной инфраструктуры общественный эксперт также ознакомился с состоянием канализационных очистных сооружений МУП «Элиставодоканал». «Большего ужаса я нигде не видел. Это нечто. У вас нет очистных сооружений», – констатировал Шпектор.
И с такой оценкой согласились все на совещании, включая директора «Элиставодоканала» Владимира Лиджи-Горяева. По его словам, полмиллиарда рублей необходимо на реконструкцию очистных сооружений, одно только изготовление проектно-сметной документации обойдется в 30-40 миллионов. Такова цена вопроса.
«Это боль, проблема, к которой мы даже не подступали», – честно призналась глава МинЖКХ Нелли Ткачева. В Элисте с очистными не нормально, о других местах и говорить нечего. В этих условиях МинЖКХ решил сосредоточиться на том, что реально можно решить с помощью тех федеральных средств, которые в республику придут по нацпроекту «Чистая вода». Это строительство водопроводных сетей в городе Лагани. На текущий год по данному проекту планируется освоить более 24 млн рублей. Проектно-сметная документация и госэкспертиза имеются, сказала министр.
На совещании также было уделено внимание теме дорог. Как отметил министр по строительству, дорожному хозяйству и транспорту РК Кирилл Ботов, основной проблемой для республики в настоящий момент является вопрос передачи региональных дорог Яшкуль-Артезиан-Комсомольский, Элиста-Арзгир-Минеральные Воды, Северная объездная дорога Элисты и трасса до аэропорта в федеральную собственность.
По словам Ботова, совместно с Росавтодором удалось решить вопрос о статусе дороги от Элисты до аэропорта, а также по Северной объездной до конца марта вопрос определится. По первым двум в передаче на федеральный уровень республике было отказано – по мнению Росавтодора, по критериям они не относятся к дорогам федерального значения. У властей республики иное мнение на сей счет. В связи с этим к членам комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России и в особенности к Петру Орлову, вхожему в коридоры Минтранспорта РФ и Росавтодора, была адресована просьба оказать содействие в положительном рассмотрении заявки Калмыкии по данному вопросу.
Еще один важный аспект, касающийся взаимоотношений степного региона с федеральным центром затронула в своем выступлении член Общественной палаты Калмыкии Лидия Лебедева. К своим коллегам из Общественной палаты РФ и в особенности к Игорю Шпектору, для которого открыты двери в Кремле и здании на Старой площади, она обратилась от лица общественности республики, всего калмыцкого народа. Лидия Давыдовна попросила их замолвить слово главе государства о поддержке республиканских проектов, связанных со строительством и реконструкцией, в свете предстоящего в 2020 году празднования 100-летнего юбилея автономии Калмыкии.
Подытоживая совещание и отвечая на высказанные в ходе него просьбы региональных руководителей и общественников, Игорь Шпектор сообщил, что в ближайшие дни у него состоятся встречи с членами руководства страны. 19 февраля он встречается с вице-премьером Виталий Мутко, с которым будет обсуждать вопрос о внесении инициируемых Общественной палатой РФ и им лично поправок в ФЗ-44 о госзакупках. Эта тема актуальна в масштабах всей страны, в том числе тяготы правоприменительной практики сполна ощутили на себе и управленцы в Калмыкии.
На 20 февраля назначена встреча члена межведомственной рабочей группы по вопросам ЖКХ при Правительстве РФ с Владимиром Путиным. В этот же день Президент России выступит с посланием Федеральному Собранию, в подготовке проекта которого известный общественник принимал участие, как эксперт в сфере ЖКХ направив ряд предложений для включения в этот документ. Игорь Леонидович выразил надежду на то, что в разговоре с главой государства он не только получит ответы на интересующие его лично вопросы, но и постарается передать инициативы общественности Калмыкии. Для этого он попросил председателя Общественной палаты республики Бальджир Барыкову подготовить соответствующим образом оформленное письмо от имени общественности Калмыкии.
Фото Николая Бошева