Замглавы аппарата правительства Анатолий Кириенко отметил важность всестороннего контроля за реализацией национальных проектов со стороны властей и общества.
Национальные проекты после согласования всех документов входят в этап практической реализации, это потребует и от федерального центра, и от регионов максимальной концентрации управленческих усилий, при этом бюджетное финансирование на эти цели будет жестко контролироваться. Об этом шла речь на выездном совещании “Национальные проекты – Этап “Реализация”, которое проходит 4-6 апреля в подмосковном Аносино.
“Мы прошли большой путь по формированию национальных проектов. Проекты запущены, соглашения с регионами заключены, – сказал, открывая совещание, заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ Анатолий Кириенко. – Теперь мы подошли к самой сложной части – практической реализации национальных проектов”.
В течение трех дней участники должны обсудить основные вопросы, мешающие реализации нацпроектов. Как сообщил Кириенко, к совещанию было прислано более 1 тыс. вопросов. Участниками первого дня стали более 200 представителей проектных офисов правительства, ведомств и регионов – причем последних большинство.
Замглавы аппарата правительства отметил, что нацпроекты – это не только красиво написанные паспорта, но и большая тяжелая работа на ближайшие пять лет в ежедневном режиме. По его словам, одной из важнейших задач совещания и, в целом, работы по реализации национальных проектов, является изучение лучших региональных практик для их распространения на других территориях.
“Мы иногда придумываем велосипед, потому что не знаем, что те вопросы, которые мы пытаемся решить, уже решены на региональном уровне. И решены очень успешно. Эти практики надо выявить, мы будем их в постоянном режиме обсуждать и тиражировать”, – сказал Кириенко.
Замглавы аппарата правительства также отметил важность всестороннего контроля за реализацией национальных проектов как со стороны властей, так и общества. Необходимо обеспечить возможность в автоматическом режиме делать выборку по регионам, по каждому проекту, чтобы понимать сложности, с которыми могут сталкиваться исполнители, и оперативно их устранять. При этом работа как федеральных, так и региональных властей будет оцениваться по 15 ключевым показателям эффективности (KPI), которые сформированы на основе национальных целей развития.
Заместитель руководителя департамента проектной деятельности аппарата правительства Александр Мальков отметил, что все показатели национальных, федеральных и региональных проектов будут тесно увязаны между собой, и правительство РФ будет самым внимательным образом следить за единством деятельности по реализации национальных проектов на всех уровнях.
В настоящее время приняты 13 национальных проектов (включая комплексный план развития инфраструктуры), 76 федеральных проектов, которые детализируют цели национальных проектов, и более 3500 региональных проектов, которые описывают достижение целей нацпроектов на уровне субъектов РФ, отметил Мальков. Ответственность за реализацию и достижение целей национальных проектов будет пересекаться, указал он. Так, за реализацию конкретного нацпроекта, входящих в него федеральных проектов и вытекающих из них региональных проектов будет отвечать ответственный федеральный министр (руководитель нацпроекта). Региональные власти, в свою очередь, будут отвечать за реализацию региональных проектов по всем национальным проектам на своей территории.
Работа на совещании была организована в интерактивном режиме – аудитория активно вовлекалась в происходящее. Выступления спикеров перемежалось “разминками”, когда участники могли отвечать на предлагаемые модератором вопросы, а также активно задавать вопросы через специальное приложение.
Во время работы аудитория среди ключевых сложностей, которые могут возникнуть при реализации проектов, выделила кадры, мотивацию и бюрократические препоны.
Первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко рассказала о финансировании национальных проектов. Всего за шесть лет на реализацию нацпроектов предусмотрено 25,7 трлн рублей, из которых 13,2 трлн рублей – за счет федерального бюджета. Нестеренко отметила, что всего 4 трлн рублей были перераспределены, остальные средства были получены за счет увеличения НДС и некоторого роста лимита заимствований, а также благодаря ряду других решений. Она указала, что в обществе наблюдается определенный социальный консенсус по этому вопросу, и оно теперь ожидает результатов от реализации национальных проектов.
При этом нацпроекты не являются единственным инструментом достижения национальных целей, поставленных президентом в мае 2018 года, подчеркнула первый замминистра. Например, финансирование нацпроектов “Культура” и “Образование” составляет лишь 3% от всех расходов на эти сферы.
Первый замминистра добавила, что нацпроекты – это новая система проектного управления, которая обеспечивает контроль и мониторинг. “Мы жестко увязали результаты с ресурсами. Мы декомпозировали результаты каждого федерального проекта до участников. Мы должны сформировать отчеты каждого участника по каждому результату. Мы должны обеспечить внятную систему мониторинга и управления рисками”, – сказала она.
“Мы находимся на этапе формирования новой культуры управления, – отметила первый замминистра. – Результат должен стать основой для ассигнований”.
Источник: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6297827