Во время Недели туризма в Калмыкии состоится мероприятие, к которому сейчас готовятся мастера и модельеры республики, – республиканский конкурс калмыцкого костюма, аксессуаров и рукотворной куклы, он пройдет в рамках II международного фестиваля национального костюма «Легенды степного ветра».
Его учредителями и организаторами являются Министерство культуры и туризма РК, Театр костюма и пластики БУ РК «Калмгосфилармония» и Республиканский дом народного творчества. Мероприятие проводится при поддержке ООО «Гильдия мастеров народных ремесел РК», ОО «Город мастеров» и Союза женщин Калмыкии.
О том, как сейчас идет подготовка к международному фестивалю и республиканскому конкурсу, рассказывает заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, художественный руководитель Театра костюма и пластики Татьяна Милованова.
По ее словам, предстоящие мероприятия востребованы, поскольку национальный костюм сейчас «идет в народ».
– Если мы раньше шли к сценическому костюму, уйдя от традиционного, то сейчас традиционный национальный костюм возвращается. Более того, нами уже создан сословный исторический костюм. Организован клуб реконструкции исторического костюма, то есть, весь этот процесс движения, воссоздания, реконструкции и создания традиционного народного костюма идет в полной мере. Но когда мы видим то, что шьют в районах, понимаем, что ситуация там, конечно, довольно печальная. И поэтому Министерство культуры и туризма, Театр костюма и пластики совместно с Республиканским домом народного творчества организовали в прошлом году в рамках фестиваля «Ойрат тумэн» республиканский конкурс национального костюма. Дополнительными номинациями в этом году стали «Аксессуары», без чего костюма не может быть, и «Рукотворная кукла в национальном костюме»», – делится Татьяна Милованова.
По ее словам, на сегодняшний день в республиканском конкурсе изъявили желание поучаствовать восемь модельеров нашей республики и немало, более 20-ти, мастеров, которые изготавливают ювелирные и кожаные изделия, шапки, работают с вышивкой.
Есть в Калмыкии и мастера, создающие рукотворную куклу. При этом, считает наша собеседница, надо повышать качество таких изделий, переходить «от сувенирки к художественным образцам».
«Мастеров, работающих с рукотворными куклами, на самом деле в Калмыкии единицы. И нам нужно выявить, вдохновить их, чтобы и в нашей республике появились такие люди, как в Бурятии Даши Намдаков, как мастера в Якутии и Монголии. Их куклы уже представлены в частных коллекциях, мировых музеях. К сожалению, у нас пока этого нет, но нам надо к этому идти», – считает собеседница.
-Так сколько же мастеров, создающих куклы в национальном костюме, живут в Калмыкии?
– В конкурсе в соответствующей номинации решили принять участие более пяти мастеров. Те, кто придет на конкурс, смогут посмотреть 10-12 рукотворных кукол. При этом наряду с такими куклами заявлены и сувенирные, которые мы не хотели бы принимать, но раз люди прислали, пусть это будет: все познается в сравнении.
Что касается костюма, понятно, что мы ждем в разных номинациях: стилизованный, традиционный, сценический.
Жаль, что у нас не развито такое направление, как создание детского традиционного национального костюма. Единичные экземпляры представлены в нашем Театре костюма и пластики, Национальном музее, Республиканском доме народного творчества. Но именно в этом направлении надо идти дальше.
– Кто примет участие в фестивале?
– Специалисты, модельеры из Москвы, Таганрога, Монголии, Кыргызстана и, как я уже упоминала, свыше 20-ти модельеров, мастеров нашей республики.
Недавно я в качестве члена жюри принимала участие в подобном мероприятии в Якутии. Там на конкурс прибыли представители 21 аймака, то есть, мастеров было немало. Но и народные ремесла, народный традиционный костюм там поддерживают с 1995 года, работа в этом направлении идет более 20-ти лет. Мы же только сейчас начинаем качественно менять отношение к народному традиционному костюму, поэтому неудивительно, что в нашем конкурсе будут участвовать представители не всех районов. Нам, в свою очередь, повторюсь, надо искать, выявлять мастеров.
Да, в прежние годы и у нас были конкурсы, большие мероприятия. Например, в 1997 году мы провели межрегиональный конкурс «Высокая мода с Валентином Юдашкиным», откликнулись модельеры из Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, наш Театр костюма и пластики представлял модельеров Элисты. Но тогда речь шла о стилизованных и сценических костюмах. Сейчас же мы возрождаем традиционный народный костюм. В прошлом году в рамках первого фестиваля «Легенды степного ветра» прошел круглый стол с участием специалистов, ученых из Горноалтайска, Монголии и Калмыцкого научного центра РАН. Мы обсуждали именно эту тему, говорили о различиях, схожести наших костюмов. В этом году в день проведения фестиваля и конкурса пройдет круглый стол с участием членов жюри, известных в республике людей – Галины Ушановой, Майи Каруевой и других. Их цель будет – не критиковать работу мастеров, а проанализировать то, что они представили, что у нас присутствует, в каком направлении надо двигаться.
– И все же традиционный народный костюм понемногу возрождается? В Элисте можно увидеть и молодых людей, и представителей старшего поколения в шапках с улан зала.
– Да, шапка – это уже предмет национального костюма, аксессуар. Мы сейчас много говорим о национальном костюме, потому что даже когда мы, специалисты из разных регионов, встречаемся на крупном мероприятии, мы определяем человека по его наряду. И мы когда приезжаем, наши коллеги восклицают: «О, улан залата калмыки, мендвт!». Наш улан зала нас отличает, где бы мы ни находились; сейчас народ по планете разъезжает, и люди хотят быть узнаваемыми. Очень хорошее движение создают встречи с Его Святейшеством Далай-ламой, где присутствуют буддисты со всего мира, и все они стараются определить себя по костюму. Вот почему костюм сейчас очень важен, он выходит на передний план, и нам нельзя оставаться позади этого процесса.
– И каким он на самом деле должен быть?
– На самом деле определить очень трудно. Мы, например, показываем костюм начиная от монгол-ойратского – к ойрат-калмыцкому, затем к калмыцкому. Наш народный костюм изменился, странствуя, переходя из Азии в Европу, в Россию, и мы получили заимствования из костюмов народов Поволжья, Северного Кавказа, а также из костюмов тюркских народов.
Роскошную же вышивку мы позаимствовали у народов, проживающих именно в России. В Монголии такой вышивки нет.
– Какую награду получат победители республиканского конкурса?
– Денежные призы. Они не такие уж большие, но мы хотим поощрить мастеров, обратить на них внимание не только общественности, но и руководства.
– Кто приедет к нам из Москвы?
– Модельер Дельгир Уланова, мы вместе начинали дизайнерскую деятельность еще в 90-е годы. Затем она уехала в столицу, где участвует в Неделях высокой моды и ассамблеях моды. Приятно, что, работая в Москве, она позиционирует себя как модельер из Калмыкии, продолжая калмыцкую тему. А в Элисту она приезжает как модельер из Москвы, потому что она там прошла соответствующую школу, знает о всех тенденциях и трендах высокой моды. Она привезет что-то свежее, и мы будем любоваться ее творениями.
– Волнуетесь в преддверии фестиваля и конкурса?
– Конечно, мы волнуемся, потому что приезжают и из наших районов, и из других городов. Костюмы, которые они привезут, мы видели только на фото, а наши модели должны их надеть и показать.
Фестиваль пройдет во Дворце детского творчества, и мы сейчас делаем дорожки для дефиле.
– Есть трудности?
– Не хватает мужчин для сцены. Сложно найти молодых людей, которые бы создали образы сильных, величественных героев, в том числе хана, нойонов, так что мы привлекаем артистов прославленного ансамбля «Тюльпан» и национального драматического театра.
Фото предоставлены Татьяной Миловановой и из архива редакции