Одним из самых ярких событийных мероприятий в культурной жизни Калмыкии является фольклорно-этнографический праздник «Фестиваль тюльпанов», целью которого является сохранение краснокнижного растения и развитие культуры, традиций калмыцкого народа. В степной республике, где тюльпан произрастает в естественных условиях и считается национальным символом, праздник в его честь проводится с 1995 года. А с 2015 года на законодательном уровне закреплена традиция ежегодно в третье воскресенье апреля отмечать День степи.

За эти годы «Фестиваль тюльпанов» обрел устойчивую популярность среди туристов. По итогам 2018 года Национальный календарь событий EventsInRussia.com он вошел в «ТОП-200 лучших событий года» в стране. Постепенно праздник выходит на международный уровень, ведь в дни его проведения в республику съезжаются тысячи туристов, в том числе из зарубежных стран, влюбленных в красоты местной степной природы.

Нынешний фестиваль, можно смело об этом заявить, превзошел показатели предыдущих лет по числу участников, масштабности и зрелищности организуемых мероприятий. Несмотря на капризы погоды, каждый год норовящей испортить людям праздник, организаторы в лице Министерства культуры и туризма РК, БУ «Республиканский туристско-информационный центр» и администрации Целинного района достойно к нему подготовились и подарили зрителям массу положительных эмоций.

На живописных просторах посреди степного разнотравья в местечке «Шатта», в народе прозванном «путинский лиман», раскинулся калмыцкий хотон из около трех десятков юрт, где воссоздана атмосфера жизни и быта кочевого народа и зрители могли познакомиться с традиционной культурой калмыков. Музыкальное, танцевальное творчество и декоративно-прикладное искусство, фольклорные традиции, национальная кухня, состязания по национальным видам спорта – борьбе на поясах и стрельбе из лука и фестиваль исторической реконструкции кочевников XIII-XV вв. «Курлтай» – это лишь часть обширной познавательно-развлекательной программы мероприятия, которая ожидала гостей.

На церемонии торжественного открытия праздничного действа с приветственной речью перед собравшимися выступил врио Главы Калмыкии Бату Хасиков.

«Для меня большая честь принять участие в этом празднике, который стал уже доброй традицией, приобретает славу не только по всей России, но и в мире. Атмосфера этого праздника передает культуру и дух калмыцкого народа, он показывает, что мы делаем все для того, чтобы сохранять и приумножать свою культуру, помнить историю своих предков, ею гордиться и ответственно относиться к своей малой родине – Калмыкии. Мы напитываемся всем этим и настраиваемся на то, чтобы усилить, укрепить, развить нашу республику во благо людей, которые здесь живут. От всей души поздравляю вас с праздником! Здорово, что мы имеем возможность собираться здесь, наслаждаться энергетикой степи, общаться друг с другом. Этот праздник объединяет всех, поэтому считаю, что это является хорошим залогом для нашей сплоченности на пути к успеху», – отметил руководитель республики.

Праздник в этнохотоне открылся захватывающим дух театрализованным представлением с участием артистов профессиональных и  самодеятельных творческих коллективов и клубов любителей старины из Калмыкии, Ставропольского края, Астраханской области, Башкортостана и Москвы. Внимание всех присутствовавших привлекали всадники в образе эпических богатырей калмыцкого эпоса «Джангар», оседлавших норовистых коней и величественных верблюдов, мужчины и женщины, одетые в костюмы ополченцев – ратников и лучников Руси эпохи Золотой Орды. Верховые и пешие воины весьма натурально создавали атмосферу средневековой жизни кочевых и оседлых народов, живших много лет назад в этих приволжских степях: одни упражнялись в меткой стрельбе из лука, другие лихо рубились на саблях на импровизированном ристалище, третьи умело управляли резвыми конями, изображая ойратскую конницу на марше.

По словам Александра Лебедянского и Иоанны Анцевой из города Железноводска, они, члены клуба исторической реконструкции «Воины-лучники», не впервые приезжают в Калмыкию – за плечами у них опыт участия в Джангариаде, также они регулярно встречаются с калмыцкими  лучниками на различных соревнованиях. У Александра в руках – славянский лук, а у Иоанны – традиционный японский 9 века, что, по словам девушки, представшей в образе обычной европейской горожанки периода 15 века, обороняющей родную крепость, не считается диссонансом. Обуты гости в поршни из коровьей кожи – обычную по тем временам обувь, одежда у них из холщовой ткани, пошитая рукодельницами-энтузиастами.

«Главное в этом деле – не переборщить: найти баланс между «хочу красиво» и чтобы было исторично. В обычном масс-маркете такие одеяния не встретишь, но что-то относительно похожее на старину, в принципе, отыскать можно», – говорит Иоанна.  По ее словам, стреляет она давно и довольно неплохо. Для нас это общение с друзьями, хобби, переросшее в образ жизни. Это ни с чем не сравнимое приятное чувство отторжения от надоевшей реальности, попадание в первобытную эпоху, когда все были свободны, и все зависело только от тебя», – признались молодые люди.

Чувствуют гости себя в Калмыкии прекрасно: «У нас в предгорьях холоднее, накануне снег выпал, а у вас погодные условия просто отличные, да и было такое, что в Краснодаре мы соревновались даже в дождь». В этом году в их родном Железноводске будет проводиться аналогичный фестиваль реконструкторов, на который они ждут своих друзей – калмыцких лучников.

В программе фестиваля было множество увлекательных моментов, в числе которых – концерт профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и солистов Калмыкии, а также замечательный фольклорный репертуар, который представили в демонстрационных  кибитках администрации районных муниципальных образований республики. Не оставила никого равнодушным выставка-ярмарка работ местных ремесленников, где были представлены изделия из кожи, дерева, войлока, ювелирные украшения, игрушки и многое другое, созданное руками калмыцких умельцев. Богатство подарочной и сувенирной продукции под маркой «Сделано в Калмыкии» свидетельствует о том, что прошли времена, когда жители республики сетовали на то, что в продаже нет ничего калмыцкого – все сплошь китайского производства.

Внимание взрослых и детей привлекла также выставка  четырех видов калмыцкого скота, а также возможность прокатиться верхом на лошадях и верблюдах. Не обходили стороной гости праздника и кибитку, в которой принимал доктор  тибетской медицины культурного центра «Потала». Ну и, конечно, центром притяжения для всех были места, где можно было отведать традиционные национальные угощения – молочный чай «джомба» и борцоки, махан шелтяган, хуурсн махан и другие яства калмыцкой кухни.

Фото Николая Бошева