С 10 по12 мая в Индии Его Святейшество Далай-лама XIV даровал десятые, юбилейные, учения для российских буддистов. Главной их темой стал редко преподаваемый публично древний трактат о природе Будды «Уттаратантра» и наставления по «Трем основам пути» (Ламцо Намсум) Чже Цзонкапы.

В общей сложности около восьми тысяч человек собрались в главном тибетском храме Цуглакханге в Дхарамсале, который вот уже 60 лет служит домом для всемирно известного духовного лидера буддизма. В этом году в традиционных учениях, проводимых Его Святейшеством с 2009 года, приняли участие верующие из 69 стран. Основную часть паломников составляла группа из 1200 российских буддистов, по просьбе которых организованы учения. В их числе находилось более 200 паломников из Калмыкии под руководством лам центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни. Также на учениях присутствовали свыше четырехсот представителей местных индийских и тибетских общин, других стран Азии, более 250 паломников из Израиля, около двухсот из США, порядка 150 из Великобритании и около 140 из Германии.

Духовному лидеру 83 года, и недавно он несколько дней провел в больнице, но, несмотря на недомогание, не стал отказываться от встречи с россиянами.  Его Святейшество объяснил, почему перенес учения на север Индии, в Дхарамсалу, где расположена его резиденция. «Ранее мы проводили учения для россиян в Дели. Однако когда мне сообщили, что многие не могут позволить себе такую дорогостоящую поездку, мы приняли решение организовывать учения в столице Латвии Риге, куда паломникам проще добраться. Но последнее время мне стало трудно путешествовать, и мы посчитали целесообразным снова провести учения в Дели. Но там сейчас стоит очень жаркая погода, и воздух загрязнен, вот почему мы снова здесь, в Дхарамсале. Из-за болезни врачи велят мне сейчас побольше отдыхать», – сказал Далай-лама, обращаясь к тысячам слушателей, собравшихся в храме его резиденции.

Выступление Далай-ламы сопровождалось прямой трансляцией с синхронным переводом на русский язык. Начиная трехдневное учение, он обратился к слушателям, большинство из которых представляли традиционно буддийские регионы – Калмыкию, Бурятию и Туву. По словам Его Святейшество, эти регионы с Тибетом соединяют давние узы, между нами есть особая связь. Далай-лама подчеркнул особый вклад народов Монголии и России в распространение буддизма на север и на Запад. В 2017 году духовный лидер буддистов сказал, что русские могут изменить мир и стать ведущей нацией планеты, а географически Россия — это мост между Востоком и Западом.

По словам духовного лидера буддистов, не случайно главной темой учений Далай-ламы в 2019 стал записанный Асангой фундаментальный буддийский трактат «Уттаратантра». Считается, что текст «Уттаратантры» передал медитирующему Асанге (жил в IV веке) на небе Тушита сам Майтрея – Будда Грядущего. К учениям для россиян этот фундаментальный трактат с комментариями философа Асанги впервые переведен и издан на русском языке. Суть его в том, что каждое живое существо обладает природой Будды (татхагатагарбхой) и может стать по-настоящему совершенным, Просветленным.

Что касается другого важного сочинения – «Три основы пути» ламы  Цзонкапы, то они готовят слушателя к восприятию главной темы настоящих учений – стихотворного трактата начала первого тысячелетия о природе Будды «Уттаратантры». Далай-лама объяснил, что это произведение было составлено ламой  Цзонкапой после написания «Большого руководства к этапам Пути Пробуждения» (Ламрим Ченмо), «Среднего ламрима» и «Краткого ламрима».

В основополагающем тексте Чже Цзонкапы рассказывается о том, что необходимо каждому, кто решил стать Просветленным. Необходимо зародить в себе отречение от сансары (стремление освободиться от круговорота бытия), бодхичитту (стремление достичь просветления на благо всех живых существ) и мудрость (правильное воззрение на все явления мира, постижение пустотности).

«Все живые существа не хотят страдания и стремятся к счастью, даже насекомые… Привязанность и ненависть – основные причины страданий. Они, как и все виды омрачений и сама карма, возникают из-за неведения, неправильного восприятия мира. А корень неведения – цепляние за якобы «самосущее бытие», которого на самом деле не существует», – сказал Далай-лама.

«Когда я вижу вас, то думаю: вот, российские ученики, вы существуете. И когда вы смотрите на меня, то думаете, что видите Далай-ламу. Но существует ли Далай-лама на самом деле? Таким, каким вы меня представляете? Ведь мое тело не является мной, и моя речь не является мной. Не на что указать пальцем, чтобы сказать точно: вот, это – Далай-лама. Все явления – лишь наши представления о них, лишь обозначения, удобные для нашего ума. И все явления взаимозависимы», – пояснил духовный учитель.

Говоря об особенностях буддийского мировосприятия, Его Святейшество повторил совет, который он часто дает, о том, что последователи Будды должны сегодня постараться стать буддистами 21-го века. Он заявил, что недостаточно принять прибежище в Трех драгоценностях, если у вас нет понимания, что это такое. Буддизм не только предлагает уникальные философские точки зрения, но и призывает  полагаться не на веру, а на логику и научные исследования.

Как известно, Далай-лама уже не одно десятилетие встречается с западными учеными, а более года назад начал сотрудничать и с ведущими российскими учеными в таких областях, как нейробиология, генетика, квантовая физика, философия, психология. «В наши дни, в 21 веке, нужен постоянный диалог буддийских и небуддийских ученых – он принесет огромную пользу всем», – уверен духовный лидер буддистов.

Его Святейшество объяснил российским буддистам, как сделать мир лучше, урегулировать конфликты, сократить разрыв между богатыми и бедными. «Сегодня в мире много убийств, больших конфликтов, уносящих жизни. Растет разрыв между богатыми и бедными. И все это – от недостатка любви и сострадания… Ахимса – ненасилие – это то, что наиболее важно для современного мира. Только любовь, сострадание и ненасилие сделают этот мир лучше», – подчеркнул он.

В своем выступлении перед российскими буддистами Далай-лама подчеркнул важную роль России для будущего буддизма. «В одной из сутр говорится, что Будда предсказывал распространение своего учения с севера на север. Учение пришло из Индии в Тибет, а оттуда в Монголию и буддийские республики России. Вначале буддизм был принесен в Тибет из Китая, когда тибетский царь Сонгцен Гампо женился на китайской принцессе, которая привезла ему в подарок статую Джово Будды. Позднее царь Трисонг Децен пригласил из Индии Шантаракшиту, который учредил в Тибете буддизм традиции Наланды».

Как рассказал на своей странице ВКонтакте и.о. министра культуры и туризма РК Хонгор Эльбиков, долгие годы являющийся помощником шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, в ходе паломнической поездки на учения Далай-ламы в Индию калмыцкая делегация, кроме того, в течение двух дней посетила тантрический монастырь Гьюто, институт Норбулинка и Лотосовое озеро Цо Пема (Ривалсар). Группа наших паломников поднялась в горы к месту, где медитируют йогины-отшельники и находится ступа Его Святейшества Триджанга Ринпоче, в которую заложено очень много священных реликвий. Руководитель делегации буддистов из Калмыкии ген Нгаванг Лодой рассказал о способах порождения бодхичитты и провел совместный молебен, по окончании которого калмыцкие паломники сделали подношения находящимся в ритрите 36-ти монахам и попросили молиться за процветание Калмыкии.

В завершение своих учений Его Святейшество Далай-лама XIV по сфотографировался со всеми 1200 паломниками из России, а также совершил  символичный акт – подарил статуи Будды российским храмам. Изваяния отправятся в главные монастыри буддийских регионов России – Калмыкию, Бурятию, Забайкалье и Туву, а также в Санкт-Петербург, где находится единственный на северо-западе страны буддийский дацан, который был построен в начале 20 века на средства буддистов Российской империи и имеет богатую историю. Статуи Будды для алтарей представителям российских буддийских монастырей передал из рук в руки помощник Далай-ламы по религиозным вопросам лама Янгтинг Ринпоче.

По словам Почетного представителя Далай-ламы в России, Монголии и  странах СНГ, главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, подаренные Его Святейшеством статуи Будды – драгоценные святыни для каждого монастыря и храма. «Особую значимость этому дару придает то, что этот дар сделан в заключительный день юбилейных, десятых по счету, ежегодных учений Его Святейшества для российских буддистов», – отметил шаджин-лама Калмыкии, подчеркнув, что для участников учений общение с духовным учителем и его благословение останутся в их памяти счастливейшим событием в жизни.

 

Фото с официального сайта Далай-ламы XIV и сайта фонда «Сохраним Тибет»