Калмыцкая домбра, играть на которой сегодня бесплатно обучаются многие элистинцы в рамках акции, организованной Центральным хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни», как уже сообщали ранее «Степные вести», включена в общероссийский реестр зарегистрированных образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Роспатентом принято решение о государственной регистрации наименования места происхождения товара и исключительного права на такое наименование. И сейчас Федеральной службой по интеллектуальной собственности осуществляется подготовка документов на предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара (НМПТ) с последующей выдачей свидетельства в соответствии с административным регламентом и гражданским законодательством.
«В настоящее время секретами изготовления калмыцкой домбры владеют мастера-ремесленники Дорджи Горяев, Мерген Настинов, Савр Дедников, которые рассказали о технологии изготовления калмыцкой домбры», – сообщила директор Республиканского туристского информационного центра Любовь Ушанова.
Любовь Александровна отметила, что в древности на изготовление этого инструмента уходили целые годы. Сейчас же на производство одной домбры затрачивается от двух недель до нескольких месяцев (в зависимости от материала и способов изготовления).
«Калмыцкая домбра вместе со своим народом прошла путь через века из Азии в Европу, сохранила свой вид и назначение, является национальным наследием калмыцкого народа.
Задача современников – сохранить калмыцкую домбру для будущих поколений как одно из изделий народных художественных промыслов, определяющих аутентичность национальной культуры и национальное достояние республики», – считает Л. Ушанова.
Этот музыкальный инструмент в числе других изделий был представлен не так давно на выставке инвестпроектов, которую посетил побывавший в Элисте министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. У стенда о развитии народных художественных промыслов в Калмыкии федеральному чиновнику показали работы наших мастеров, в том числе Дорджи Горяева, присутствовавшего на мероприятии.
Сегодня известный калмыцкий мастер – гость нашей редакции – ответил на вопросы нашего корреспондента.
– Дорджи Геннадьевич, как пришла идея заняться изготовлением народных инструментов?
– Началось все с проблемы. Я выпускник музыкальной школы, и у меня довольно теплые отношения с преподавателями, которых я по возможности навещаю. Летом 2016 года я зашел в музыкальную школу, и мне рассказали о том, что не хватает таких инструментов как ёчин, изготовить их на территории Калмыкии невозможно, как и реставрировать их. Дело в том, что в советские годы ёчин производили в цимбальном цехе при пианинной фабрике в Белоруссии. Затем предприятие прекратило существование, и инструмент негде было изготавливать. Довольствовались тем, что успели приобрести в прежние годы. Но время шло, и ёчин приходил в негодность. Тем более, у нас особые климатические условия, а приобрести новые было негде. Обращались к разным мастерам, в том числе за пределами Калмыкии. Откликнувшиеся мастера запрашивали за свои услуги неимоверные для нашей республики суммы, при этом выдвигая условие: они возьмутся за работу, если заказ будет довольно крупный.
Я на тот момент не занимался производством ни изделий из дерева, ни музыкальных инструментов в частности, из которых только домбру до того времени последний раз держал лет в десять. И никогда не задавался вопросом, из чего она делается, как собирается.
Но у моих учителей была проблема, и надо было ее решать. Поскольку я считаю, что нерешаемых проблем нет или почти нет, взялся за работу.
Я стал изготавливать ёчин, параллельно – и домбры.
– На выставке инвестпроектов говорилось о том, что музыкальные инструменты производят из особых пород дерева.
– У нас в республике нет лесов, и все дерево – привозное. В основном, привозят строительное – это сосна, ольха. А деки (часть корпуса струнных музыкальных инструментов, служащая для отражения и усиления звука) делают из резонансной ели, сам корпус – из белого клена, а также из бука, яблони и других.
Благо, мы соседствуем с республиками, где произрастают такие деревья. Заказываем в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии…
– Кто-то из молодежи перенимает ваш опыт?
– У меня есть ученик, он старше меня, но хочет научиться изготавливать народные инструменты.
Мы хотим передавать свое мастерство другим, чтобы народные художественные промыслы развивались, сохранялись наши музыкальные инструменты. Когда я только приступил к делу, стал изучать соответствующие материалы. Узнал, что в восьмидесятые годы прошлого века был большой всплеск интереса к национальной культуре, и мы, калмыки, просили мастеров из других регионов, например, казахов, поделиться опытом. И они учили. Теперь интерес к народным инструментам возобновляется, и надо сохранять, собирать знания об их производстве. Мне самому хочется, чтобы этот процесс не останавливался.
-У вас есть мастерская?
– С самого первого дня, как я обратился к делу, которым сейчас занимаюсь, мечтаю о доме на земле и своей мастерской, потому что работать приходится то там, то тут, и я не могу проводить мастер-классы, набирать большее количество учеников и так далее. В то же время те, кто хочет научиться изготавливать народные инструменты, может пойти учиться на декоративно-прикладное отделение Элистинского колледжа искусств для получения базовых знаний по работе с деревом. Я бы с удовольствием бы сотрудничал с такими студентами.
– Кто вы про профессии?
– Учился в МГУ имени Ломоносова на физическом факультете и оставил учебу. Сейчас обучаюсь на инженерно-технологическом факультете Калмыцкого университета, получаю знания, которые мне ныне необходимы. Но и знания физики, математики пригодились, все расчеты делаю сам.
– Сейчас идут курсы обучения на домбре, которые планируют завершить показательным выступлением 27 августа. Вас туда привлекают?
– Нет, к занятиям меня желает привлечь моя учительница Любовь Тюрбеевна Дохаева. Каждый новый инструмент несу ей. Показываю, чтобы была произведена оценка качества, ведь я мастер и мне надо, чтобы изделие посмотрел именитый человек. И она, послушав звучание, каждый раз говорит, что мне самому надо играть на домбре. Увы, времени не хватает.
– Говорят, что игра на фортепиано помогает развить координацию рук. А занятия с домброй чему способствуют?
– Домбра тоже развивает руки, и душу, и мышление, очень многое. Когда я совмещал обучение в общеобразовательной и музыкальной школах, передо мной нередко стояла проблема: и трудную задачку по математике решить, и произведение разучить. Я садился играть на домбре, и доходило до такого автоматизма, что одновременно я размышлял над решением задачи. Таким образом, выполнял сразу два домашних задания. Сейчас некоторые родители, объясняя, почему дети не ходят в музыкальную, художественную школы, жалуются: мы не успеваем. Мол, у нас еще и танцевальный кружок, и спортивная секция так далее. Я же считаю, что одно другому не мешает. Дети развиваются лучше, когда «нагружены», когда знают, что время надо использовать рационально, не впустую.
Фото из архива редакции и предоставленные Дорджи Горяевым