Член Совета старейшин при Главе РК Сергей Ершов, автор, инициатор проекта «Поклон Солдатам Великой Победы!», в рамках которого в Калмыкии установлены пять обелисков в виде винтовочного патрона, считает, что боец Иван Панафидин, чье имя увековечено на мемориале «Мать-Родина» в Садовом,  на самом деле погиб и похоронен близ села Приютное.

Напомним предысторию. Иван Гаврилович Панафидин, уроженец Пензенской области, 1906 года рождения, призван на фронт в 1942 году из Туркмении, где жил с 1939 года вместе с женой Анной Васильевной и девятью детьми. В 1943 году родные получили похоронку, в которой извещалось, что И.Г. Панафидин  «в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявил героизм (далее напечатанное на копии извещения о гибели – неразборчиво – авт.)… убит  2 января 1943 года в Калмыцкой АССР, Приютненский район. Похоронен  юго-западнее  села Приютного в 14 километрах у реки Маныч». Согласно же ответу из Центрального архива Минобороны в мае 1987 года, Иван Гаврилович «погиб в январе 1943 года, похоронен в селе Садовое Сарпинского района Калмыцкой АССР».

Места захоронения  в двух документах указаны разные. Родным павшего героя хотелось знать, где находится его могила. Здесь надо отметить, что в настоящее время из всех детей И.Г. Панафидина     здравствует Зоя Ивановна Корчинская, которой 24 октября исполнилось 80 лет. Она с сыном и правнучкой проживает в Ашхабаде. Немало знают о Иване Гавриловиче его внуки и правнуки, живущие в России.

Вместе с Зоей Ивановной на днях, 17-19 октября, в нашей республике побывали внучка солдата – полковник медицинской службы, ветеран боевых действий Вера Кравцова, жительница Краснодара, и правнучка участника войны 26-летняя Екатерина Корчинская, преподаватель английского языка, которая живет в Туркмении. Они съездили в село Садовое, к местному мемориалу, где на одной из памятных плит значится имя их отца, деда и прадеда. Уезжая же в Краснодар, посетили обелиск в виде винтовочной пули, расположенный близ трассы Элиста – Ставрополь, который они заметили, когда ехали из Краснодарского края в Элисту.

На этом обелиске и размещен небольшой рассказ о том, что здесь в январе 1943 года шли ожесточенные бои в течение 17 дней, и были большие людские потери. Свыше 200 фамилий на гранитных плитах. Люди погибли на этом месте в те же январские дни, что и Иван Гаврилович. Взволнованные, потрясенные, уехали домой родные защитника Родины. Об этом рассказала  «Степным вестям» их близкая знакомая, наша землячка Кермен Завгородняя, ранее обращавшаяся в связи с поиском места захоронения Панафидина в республиканский и районные военкоматы. О пережитых чувствах со мной поделилась  по телефону и сама Вера Николаевна Кравцова.

Каким образом случилось так, что в документах значатся разные места захоронения дедушки? А, может быть, его, раненого у Маныча, затем везли в сталинградский госпиталь, но, ослабленного, измученного дорогой, выгрузили в Садовом, где он умер?

С этим и другими вопросами, касающимися красноармейца, я и  обратилась к С.Г. Ершову. Сергей Григорьевич, в свою очередь,  рассмотрел копии похоронки и ответа родным Панафидина из Центрального архива Минобороны вместе с председателем совета ветеранов Приютненского района Иваном Шапошниковым и атаманом Сарпинского округа казачьего войска Калмыкии  Евгением Перфильевым, который хорошо знает вопросы, связанные с боевыми действиями на территории Сарпинского района, и плодотворно занимается увековечением памяти павших воинов. Представители общественных организаций пришли к мнению, с большой долей вероятности  местом захоронения павшего бойца все-таки является Приманычье – как и указано в извещении о гибели. Об этом мы уже сообщали в материале, опубликованном 22 октября.

Свое мнение общественники аргументировали тем, что, во-первых, в документе упоминается 902 стрелковый полк 248 стрелковой дивизии. С первых чисел января в течение 17 дней он вел бои на рубеже реки Маныч.

Этот же 902 полк никогда не вел боевых действий в районе села Садовое.

Садовое освобождено от фашистов 21 ноября 1942 года, и с тех пор близ этого села боев не было. Версия о том, что раненого Ивана Гавриловича могли везти в госпиталь в Сталинград, неубедительна, так как в это время в городе на Волге шли ожесточенные бои с врагом. В самом же Садовом никогда не было военных госпиталей.

В ответе из Центрального архива Минобороны отмечено, что Панафидин похоронен в этом населенном пункте. Скорее всего, это неточность, делится Сергей Григорьевич.

Он в настоящее время располагает двумя похоронками, которые были отправлены родным  бойцов Затулы и Мороковского.  Если сравнить их с извещением о гибели Панафидина, то можно заметить, что все эти три документа датированы 17 марта 1943 года.  В похоронках указано, что красноармейцы погибли 2 января в Калмыцкой  АССР, Приютненском районе. Похоронены юго-западнее  села Приютное в 14 км у реки Маныч.

С учетом перечисленных фактов и можно говорить о том, что с большей степенью вероятности Панафидин вместе с Затулой и Мороковским захоронены близ реки Маныч, подчеркнул собеседник.

С. Ершов показал мне множество документов, которые хранятся в его компьютере и помогают в поисковой работе. Ее, к слову, Сергей Григорьевич ведет на общественных началах, по велению сердца, как сын и брат фронтовиков, один из которых пропал без вести.  И в предыдущие годы, работая в школе, отделе образования Приютненского района, Управлении ФССП по Республике Калмыкия, он также занимался патриотическим воспитанием подростков и молодежи, общался с ветеранами, занимался вопросами военной тематики.

Среди электронных документов Ершова – обобщенные списки защитников Родины, погибших в районах Калмыкии, в том числе в Сарпинском и Приютненском, но здесь фамилии Панафидина нет. И в банке данных сайта «Мемориал» информация об Иване Гавриловиче отсутствует.

Ответил Сергей Григорьевич и на вопрос о том, когда внесли имя  солдата Панафидина на памятную плиту мемориала «Мать-Родина», возведенного в 1975 году в Садовом.

В паспорте мемориала «Мать – Родина», оформленного в 2014 году и размещенного на сайте «Мемориал», в списках погибших Панафидин не значится; Евгений Перфильев по телефону сообщил, что имя отца Зои Ивановны было внесено в эти списки после 2014 года, рассказал Сергей Григорьевич.

«Встречаются случаи, когда память о бойцах увековечена  в двух разных местах, например, в Хулхуте и Яшкуле. Ничего плохого в этом я не вижу. Пусть имя павшего воина будет увековечено дважды, чем забыто вообще», –  считает автор проекта «Поклон Солдатам Великой Победы!». Это и есть его ответ на мой вопрос о возможности указать фамилию Ивана Гавриловича на памятнике в Приютненском районе, где солдат принял свой последний бой.

«Администрация Приютненского района, сотрудники Управления ФССП по РК и мы, активисты проекта «Поклон Солдатам Великой Победы!», приложим максимум усилий, чтобы имя погибшего солдата Панафидина увековечить в Приютненском районе», – сказал Сергей Григорьевич.

Соответствующую работу в рамках своего проекта  С.Ершов уже начал.

Напомним, в рамках этого проекта установлены обелиски героям в виде винтовочного патрона не только близ села Приютное, но и в урочище Давсна Яшкульского района, недалеко от села Малые Дербеты, у поселков Кевюды и Первомайский, в селе Садовом (и теперь тут два памятника, посвященных Великой Отечественной войне). А цели проекта – поиск бойцов, воевавших в составе 28 и 51 армий  и погибших во время защиты и освобождения  республики, уроженцев Калмыкии, погибших на фронтах Великой  Отечественной войны, и  увековечение  памяти  ранее неизвестных  имен павших бойцов.

Фото автора