В странах бывшего Советского Союза нет ни одной семьи, которой не коснулась бы  Великая Отечественная война. На фронт уходили все: сыновья, мужья, дочери, жены. Сегодня есть множество способов восстановления информации о фронтовиках через архивы или электронные базы данных. Но поиск затрудняется, так как  фамилии, имена, отчества и даже места рождения  у очень многих калмыков были записаны неверно. Так и в нашей семье: по именам родных братьев Мацг, Байр и Авя их детям дали фамилии, а отчества получили по имени деда Акуни.

Когда фашистская Германия и ее союзники напали на нашу страну, на фронт было призвано все трудоспособное мужское население. Из нашей семьи на войну ушли три моих деда: Баиров Бакур Акуняевич (1905 г.р., пропал без вести в ноябре 1943 года под Сталинградом), Авеев Хулхач Акуняевич (1900 г.р.) и Мацаков Дорджи Акуняевич (1920 г.р.).

Мой дед гвардии сержант Дорджи Акуняевич Мацаков  родился 21 сентября 1920 года в поселке Бага-Бурул Ики-Бурульского района Калмыцкой АССР. По подтвержденной информации, в годы Великой Отечественной войны был командиром отделения 4-й стрелковой роты 2-го батальона 37-го гвардейского стрелкового Кобринского Краснознаменного полка, 12-й Гвардейской стрелковой Пинской Краснознаменной и ордена Суворова дивизии 61-й армии Первого Белорусского фронта. На протяжении четырех лет получал множество ранений, после восстановления в полевых госпиталях снова и снова шел на фронт громить врага. Проливая кровь и теряя товарищей, прошел всю войну.

Но беда не приходит одна. 27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР», а 28 декабря того же года –  постановление СНК СССР № 1432/425сс «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР», которое устанавливало порядок выселения калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Моя бабушка  Пелагея Болдаевна Мацакова  (1924-2006)  и ее родственники, в основном старики, женщины и дети, были высланы в деревню Инсарка Омской области. Бабушка не отчаялась, и там, в Сибири,  продолжила работать не только ради выживания, но и для фронта, ради Победы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1946 года Пелагея Болдаевна награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», а в 2005 году признана ветераном войны и труда.

Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях Калмыцкой АССР, Калмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие.

Моего деда могла постичь такая же участь. По рассказам отца, командир полка (скорее всего, Герой Советского Союза генерал-лейтенант Иван Степанович Колесников), дабы не терять умелого бойца и командира отделения, изменил в документах деда имя, отчество, национальность и место призыва. Таким образом,  мой дед стал Мацаковым Дмитрием Алексеевичем, призванным из Омской области, а по национальности – монголом.

Сейчас я ищу информацию, где именно служил мой дед, и каждый раз открываю новые факты. Он сражался на Дону, под Сталинградом и Курской дуге; освобождал Брянск, Варшаву; штурмовал Кенигсберг и Берлин. Из рассказов родственников, которые помнят моего деда, знаю, что во время Сталинградской битвы он  увидел своего  двоюродного брата Баирова Бакура Акуняевича, но после сражения пути разошлись, а Бакур Акуняевич впоследствии пропал без вести в ноябре 1943 года. Если проследить боевой пусть части, в которой служил дед, то можно  с уверенностью сказать, что сведения, которыми располагают родственники, достоверны. Информация о том, где сражался дед, подтверждается и  коротким архивным документом о ранениях:«…22 мая 1942 года получил ранение в ногу близ Харькова; 8 июня 1944 легко ранен;16 ноября 1944 ранен в руку близ Варшавы;19 апреля 1945 года тяжело ранен и находился в госпитале…».

Дмитрий Алексеевич (Дорджи Акуняевич Мацаков) в составе 12-й стрелковой гвардейской дивизии воевал доблестно, о чем свидетельствуют приказы и наградные материалы: «В боях при форсировании реки Одер в ночь на 17 апреля 1945 года под сильным артиллерийско-минометным и пулеметным огнем противника, в числе первых на лодке со своим отделением высадился на западный берег реки Одер. После чего закрепился и, ведя ураганный автоматический огонь отделением по позициям противника, этим самым дал возможность переправиться остальным подразделениям, отвлекая на себя огонь противника. В боях при занятии траншей противника и населенного пункта Гатов лично из автомата и гранатами уничтожил до 6 немцев… (23 апреля 1945 г.)».

Помимо наградного приказа в архиве военного комиссариата РК хранится копия благодарственного письма от генерального секретаря И.В. Сталина за взятие «языка»: «Находясь со своим отделением в обороне на реке Одер перед городом Штетен, организовал бдительное несение службы. В ночь на 3 апреля 1945 года, находясь лично сам на посту, заметил плывущего немца через реку Одер, отсечным огнем своего отделения не дал возможности уплыть ему в свое расположение и взял его в плен. Пленный дал ценные показания о своих войсках».

Читая эти короткие фронтовые донесения и документы, понимаю, каким был путь калмыцкого воина. В день капитуляции фашисткой Германии  он не закончился. После победы сержант Д. Мацаков был назначен помощником коменданта города Галле, где служил по декабрь 1946 года. В  годы Великой Отечественной войны Дмитрий Алексеевич удостоен высоких наград – ордена Красной звезды, медалей «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией».

Отслужив, участник войны отправился к семье,  в Омскую область, где работал на лесопилке. В Сибири у него родились пятеро детей; к сожалению, два старших сына умерли.

В 1956 году, после знаменитого XX съезда КПСС, калмыки стали возвращаться на родину. Мои дедушка и бабушка вернулись в Калмыкию в 1958 году, поселились и работали на животноводческой стоянке близ поселка Шеернг (вторая ферма совхоза «Буратинский», ныне поселка Оргакин), так как их родного дома в поселке Бага-Бурул уже не было. В Калмыкии у них родились еще пятеро детей. За воспитание восьмерых  детей Пелагея Болдаевна была награждена орденом «Материнская слава» второй и третьей степеней.

В 1969 году, после продолжительной болезни, Дмитрия Алексеевича не стало. Ему было всего 49 лет…

У моего деда богатое наследие – 22 внука, и каждый чтит память о нем  в своем сердце.

Не жалея живота своего, участвуя в войне, пройдя множество преград и испытаний, Дорджи Акуняевич  Мацаков защитил Родину. Мы, поколения внуков и правнуков, благодарим всех защитников Отечества за нашу мирную жизнь!

Виталий МАЦАКОВ,
учитель истории Заполярной  школы  Ямало-Ненецкого автономного округа
Фото предоставлены автором