20 марта этого года принял участие в работе Общественной палаты Республики Калмыкия. Главным вопросом оказалось избрание члена Общественной палаты России, представителя нашего регионального органа.
Я поддержал кандидатуру Йонтен- гелюнга. (События этого дня показали, что я сделал правильный выбор.) При поддержке его кандидатуры исходил из следующих соображений.
Первое. В современных политических и общественных условиях, когда в конституционные положения включено понятие “идеалы и вера в Бога”, представителем/символом нашей республики в Общественной палате России должен стать служитель буддистской веры. Это не нарушает, кстати, принципа отделения государства от церкви, так как данная палата не является органом государственной власти.
Второй момент, который я считал важным: Йонтен-гелюнг будет опираться на возможности и ресурсы как хурула (организации),​ так и всего буддистского сообщества. Всемерная поддержка указанных институтов имеет немаловажное значение, ведь представителя Калмыкии ждет трудоемкая общественная, не оплачиваемая работа.
Третий момент, наверное, самый важный. Я считаю, что Йонтен-гелюнг был честен в устремлениях и мотивах, когда согласился на выдвижение своей кандидатуры. Жизненный и профессиональный опыт подсказывает мне, что его слова, его обещания в случае избрания представлять в Москве интересы всех, – искренни и исполнимы.
Могут прозвучать возражения или сомнения в части его молодости или отсутствия опыта, но в данном случае это не фатальный недостаток. Были на моем веку, что называется, и тридцатилетний руководитель республики, и еще более молодой руководитель буддистской сангхи. Главное все-таки не возраст, главное – мотивация и стремления, честность. Если присутствует правильная и искренняя мотивация, результат не заставит себя ждать. Собственно говоря, сам Йонтен-гелюнг достиг нынешнего положения благодаря своей воле, желанию реализоваться, большой работе. И благодаря тому, что совсем молодой шаджин-лама, Тэло Тулку Ринпоче, успешно осуществлял свою миссию, свое предназначение.
Так получилось, что в далеком 1997 году я был в Индии с одной из групп наших молодых монахов, которых повез туда шаджин-лама, именно тогда я воочию убедился в том, что между калмыками и традициями ламаизма существует незримая эмоциональная связь.
Йонтен-гелюнг представляет уже следующую группу наших молодых земляков, которые постигали науку буддизма. Сделано многое, но нужно делать следующие шаги. И общество, и народ меняются, как мне представляется, нужно больше в данное время участвовать в общественных процессах, конечно, не нарушая кодекс буддистского монаха.
Примеры есть, это и деятельность Агвана Доржиева в начале ХХ века, и до сих пор не совсем известная многими фактами деятельность Геше Вангьяла, который, среди прочего, смог создать научную дисциплину в Колумбийском университете.
Да, очень трудно в общественных катаклизмах сохранить правильный путь, но недаром одно из произведений известного на Западе буддистского философа Чогьяма Трунгпа посвящено “священному пути воина”.
Со своей стороны, я буду помогать Йонтен-гелюнгу в Москве в его деятельности члена Общественной палаты России. Опыт общественной, пусть неформализованной, работы у меня есть.
С начала нулевых годов, а особенно – с 2003 года, когда я принял, по сути, общественное обязательство поддерживать нашу молодежь в Москве – при выдвижении в Государственную Думу, я много общался с нашими молодыми земляками и свое обязательство перед общественностью и народом, полагаю, исполнил за эти 17 прошедших лет.
Мною в общении с ребятами не ставилась задача воспитать верных себе людей, некий клан, который должен осуществить захват власти и прочая. Для меня было очевидным то, что никто не поддерживал и не собирался поддерживать этих молодых ребят здесь, в Москве. Только воля и желание родителей и детей позволили им прорваться к качественному и престижному образованию на федеральном уровне, стать профессионалами в своей сфере, сохранить свое достоинство, а иногда и жизнь, в крупнейшем мегаполисе.
С моей стороны не ставилась также задача охватить большое количество людей, не было цели прививать им амбициозные, с точки зрения политики, мотивы и цели. Речь шла об их профессиональной реализации именно на федеральном уровне, о способности взаимодействовать друг с другом при строительстве карьеры, о том, что они не должны зарабатывать друг на друге, тем более нечестно. Для того, чтобы этого не было, говорил им, надо становиться первыми именно в Москве, надо не стесняться ставить по-настоящему высокие, а не местечковые цели. Сейчас не все, но многие, я считаю, достигли определенных высот и возможностей в России, а некоторые уже в своих устремлениях двинулись дальше, на мировой уровень, что меня радует.
Со многими из них сложились хорошие человеческие отношения.
Поэтому буду обращаться к ним с тем, чтобы были между ними связь, взаимное общение – и поддержка этой социальной группы и нашего представителя в Общественной палате России. Это, на мой взгляд, будет не только и не столько религиозная, а общественная деятельность, но, повторюсь, в рамках установленных канонов и требований к религиозным деятелям.
Поэтому хочу пожелать Йонтен-гелюнгу свершений и реализации на новом поприще!

Юрий СЕНГЛЕЕВ,
член Общественной палаты Калмыкии