В этом году мир впервые столкнулся с таким вызовом, как пандемия коронавируса. Сложная ситуация в стране повлияла, конечно, и на обучение школьников, которые стали заниматься дистанционно. Как это происходит в республике, какие выводы сделаны, как ученики готовятся к итоговой аттестации, и запланирована ли организация летнего отдыха детей – на эти и другие вопросы «Степным вестям» ответил министр образования и науки РК Николай Манцаев.
В режиме оффлайн и онлайн
– Николай Гаряевич, о дистанционном обучении мы читаем в соцсетях разные отзывы – положительные и отрицательные. Что вы можете сказать о такой форме образования?
– Это первый опыт массового дистанционного обучения школьников в стране. Российские школы в целом, в том числе и наши, готовились к этому процессу. На федеральном уровне создавались специальные интернет-ресурсы, позволяющие организовать его в обычное время, до эпидемии коронавируса. К сожалению, потребность в них появилась именно в период ограничений в связи с эпидситуацией. Основная проблема, которая сразу же была выявлена, – ресурсы, предложенные Министерством просвещения России, не выдержали общей нагрузки. По расчетам Минкомсвязи, они могли обеспечить доступ лишь 25% обучающихся, поэтому Минпросвещения рекомендовало учащихся 1-8 классов перевести в режим оффлайн-образования, а в формате онлайн обучали учеников 9-11 классов, чтобы они лучше подготовились к выпускным экзаменам.
На федеральном уровне принято решение о проведении годовой аттестации по всем предметам по результатам трех четвертей. При этом дистанционный формат обучения нужно и впредь использовать, накапливая, таким образом, некий опыт, который впоследствии пригодится.
– Но одна из главных проблем и в том, что интернет есть не во всех населенных пунктах.
– Действительно, его скорость в разных населенных пунктах различная, к тому же не все дети имеют гаджеты, чтобы пользоваться образовательными ресурсами. В связи с этим на региональном уровне состоялось совещание с участием провайдеров, мы обозначили все проблемные моменты, отметив, что в ряде населенных пунктов вообще нет доступа к интернету и телефонная связь неустойчивая. Было принято решение, что недостатки будут устранять. В какие сроки? Естественно, за короткий срок невозможно в том или ином поселке поставить вышку, обеспечить интернетом каждый населенный пункт.
В целом же итоги нынешнего обучения мы увидим по результатам всероссийских проверочных работ, которые пройдут осенью. ВПР будут организованы не для того, чтобы выявить пробелы в знаниях и кого-то наказать. Нет, нам надо понять, какие темы не усвоены, и принять управленческие решения, чтобы устранить эти недостатки.
Школа останется очной
– Когда завершится учебный год?
– Сегодня (30 апреля – авт.) состоялось совещание в режиме видеоконференцсвязи с участием министра просвещения РФ Сергея Кравцова, и были озвучены рекомендации. Учащиеся 1-8 классов должны завершить учебу 15-16 мая, 9-10 классы – 29-30 мая. Одиннадцатиклассники будут учиться до 5 июня.
Еще раз повторю, что проблемы, связанные с усвоением тем во время дистанционного обучения, будут сняты осенью, когда пройдет входной контроль по всем предметам и темам, чтобы ни один ребенок не пострадал из-за вынужденного перехода на удаленное освоение школьной программы и родители не волновались, что их дети что-то недополучили.
Мое же мнение о дистанционном образовании такое. В период самоизоляции одна из основных проблем для родителей и школ – это постоянное нахождение ребенка дома. Детей обязательно надо чем-то занять, и пусть они будут заняты учебой – готовят домашние задания, осваивают темы и так далее, а проблемы (если они у конкретного ученика есть) мы устраним после карантина. Главное сейчас то, что ребенок ЗАНЯТ.
Если мы сегодня завершим учебный процесс и всех отпустим на каникулы (как некоторые мамы и папы говорят: не мучая ни родителей, ни детей), то эти же родители столкнутся с организацией досуга. Вот почему я считаю: важно, что ребенок в этот период занят и вовлечен в учебу. При этом со стороны родительского сообщества и учителей контроль ведется. Двойной контроль. Удивительно, но именно сейчас некоторые мамы и папы впервые стали участниками образовательного процесса, что, кстати, прописано в законе об образовании. Они начинают глубже вникать в проблемы ребенка, задумываться, что он не осваивает и почему.
Повторюсь, дистанционное обучение школьников – это огромная возможность накопить некий опыт и сформировать образовательные ресурсы, которые пригодятся в дальнейшем. Но не надо опасаться, что ученики и далее будут учиться дистанционно. Очная форма обучения останется, потому что она решает и другие вопросы – воспитания, социализации ребенка, формирования у него навыков общения с окружающими.
Электронные же ресурсы могут быть использованы для повышения качества обучения. Их количество пополняется. 20 апреля появился новый образовательный телеканал «МОЯ ШКОЛА в online» (Триколор); ежедневно на ОТР можно посмотреть любой урок по любой теме текущей, четвертой, четверти. Занятия ведут известные в России учителя.
Для российского образования период самоизоляции стал возможностью не только выявить проблемы в сфере дистанционного обучения детей, но и сформировать серьезные интернет-ресурсы.
30 апреля я общался с радиослушателями Калмыкии в прямом эфире, и прозвучало предложение молодого человека создать электронную площадку для системы образования. Мы этим как раз занимаемся, тем более общество стало понимать значимость ресурсов, которые позволяют организовать онлайн-конференции с большим количеством участников. Они могут использоваться не только в образовательном процессе. Находясь на самоизоляции, одноклассники, друзья могут создавать свои конференции и общаться. Период карантина, таким образом, стал огромным шагом вперед в освоении и использовании гаджетов.
И, упреждая вопрос, хотел бы сразу сказать, что мы в настоящее время пытаемся решить проблему их наличия у учеников. Известно, что Агентство стратегических инициатив, «Единая Россия» и Министерство просвещения РФ запустили всероссийскую акцию «Помоги учиться дома», в рамках которой все желающие могут безвозмездно передать устройства и обеспечения доступа к интернету школьникам. В Октябрьском районе детям из малообеспеченных семей подарили 23 единицы такой техники.
Но потребность в гаджетах для дистанционного образования в Калмыкии гораздо больше: из 34 тысяч ребят четыре тысячи не имеют планшетов или компьютеров. Надеюсь на помощь федерального центра и республики.
– Николай Гаряевич, вы сказали о создании электронной площадки для обучения школьников. Вы хотите в Калмыкии ее основать?
– Речь идет о том, чтобы система образования имела свои ресурсы типа Zoom. На федеральном уровне это делается, и в Калмыкии мы тоже создаем цифровое образовательное пространство. Как известно, в рамках нацпроекта «Образование» мы обязаны все образовательные организации региона обеспечить высокоскоростным интернетом, и второй год мы занимаемся этим. В прошлом году более 40 школ получили такой интернет. В нынешнем году мы раздали школам более 500 компьютеров, поступят они и по другим федеральным программам. Когда мы увидим, что ресурсная часть у нас уже создана, то начнем формировать информационное образовательное пространство, в рамках которого можно будет не только информацию получать с тех или иных порталов, но и проводить конференции, видеоигры, математические бои между школами.
Мы сейчас разрабатываем региональный ресурс в рамках федеральных проектов. «IT- кубы», «Точки роста» и другие проекты направлены на развитие цифрового образовательного пространства.
– Молодым учителям легче организовывать дистанционное обучение, нежели опытным педагогам?
– Я бы не стал делить учителей в данном вопросе по возрастному принципу. К примеру, представители моего поколения достаточно продвинуты в этом вопросе. Учителя математики, которые учились со мной в вузе, успешно используют все возможности глобальной сети.
В целом сообщество педагогов готово к переходу к таким форматам. Хотя вы действительно правильный вопрос задали. Многие проблемы выпятились во время карантина в том числе и потому что некоторые учителя не умеют использовать гаджеты. Но мы во время весенних каникул проводили курсы, специально обучали, чтобы они могли пользоваться ресурсами, подключаться к онлайн-конференциям. К сожалению, не все одинаково быстро осваивают новые технологии, поэтому и были проблемы со стороны педагогического сообщества.
Время для самообразования родителей
– Как часто к вам обращаются родители в связи с организацией дистанционного образования?
– Очень много обращений было, но надо сказать следующее. Есть две категории родителей. Одна требовала завершить учебный процесс и постоянно жаловалась на проблемы. Вторая считала, что учебу ни в коем случае прекращать нельзя; надо обучаться и накапливать опыт, который пригодится в дальнейшем. Именно такие родители находились в постоянном поиске методов улучшения ситуации. Они предлагали ресурсы, которые, на их взгляд, годятся для обучения. В случае проблем с интернет-связью говорили о необходимости использования телефонов. Это и есть те мамы и папы, которые всегда заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Они и есть участники образовательного процесса, участники процесса решения проблем.
Родители, которые, отдав детей в школу, абсолютно не интересовались учебой, столкнувшись во время самоизоляции с необходимостью контролировать сына или дочь, начали роптать, звонить, категорично заявлять, что учителя перекладывают свою обязанность на родителей. «При чем тут мы?», – говорили они.
Но тех, кто с пониманием отнесся к ситуации, оказалось больше. Они даже в соцсетях оказывали влияние на мам и пап, которые предлагали: хватит, давайте закончим учебный год.
Некоторые почему-то не хотят заниматься самообразованием. Для родителей время карантина – это тоже хорошая возможность послушать темы, что-то освоить, освежить знания и так далее.
ОГЭ и ЕГЭ будут!
– А когда ученики сдают ОГЭ и ЕГЭ?
– Что касается основного государственного экзамена (ОГЭ), то девятиклассники сдадут ОГЭ по двум предметам – математике и русскому языку. Но вопрос организации проведения этих экзаменов еще не решен, мы ждем методических рекомендаций Роспотребнадзора, которые зависят от того, продолжатся ли ограничения в связи с карантином. Если ограничения продлят, то, возможно, экзамены не состоятся. Если ограничения будут сняты, то все равно какие-то особые требования к организации экзаменов будут. Например, в требованиях от 24 апреля указано, что в аудитории площадью 50 кв метров должно быть не более пяти учеников. У нас это трудно будет обеспечить, так как девятиклассников много, в два раза больше, чем одиннадцатиклассников. Соответственно, потребуется огромное количество аудиторий. Этот вопрос остается пока открытым.
Проведение ЕГЭ остается в очном формате с 8 июня. Других решений пока нет.
По поводу подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ресурсы, о которых я говорил, – два телевизионных канала, онлайн-ресурсы – работают на подготовку подростков к итоговой аттестации. Кроме этого, можно зайти на сайт Федерального института педагогических измерений (fipi.ru), который занимается разработкой контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ. На сайте организации есть примеры заданий ЕГЭ.
В этом году впервые открыли примеры заданий, а раньше публиковали только демоверсии, которые не совпадали с заданиями. Ресурс работает, и наши продвинутые одиннадцатиклассники, как говорится, сидят в нем.
Отдых в лагерях под вопросом
– Ждать ли в этом году открытия пришкольных и оздоровительных лагерей? Работающие родители привыкли, что и летом некоторое время дети под присмотром учителей.
– Этот вопрос пока открытый. Нас ориентировали на вторую смену, приблизительно с 25 июня. Именно с этого времени лагеря дневного пребывания при школах и оздоровительные лагеря, возможно, начнут работу – если эпидситуация позволит, и ограничительные мероприятия будут сняты. Мы готовимся к этому. Идет ремонт «Лесной сказки», других оздоровительных лагерей. Но все будет зависеть от решения Роспотребнадзора. А он может заявить, что организации летнего отдыха детей в ЛДП и оздоровительных лагерях не будет.
– Несмотря на ситуацию с коронавирусом, реализация нацпроектов в Калмыкии продолжается. 29 апреля вы были в Малых Дербетах, где идет строительство школы.
– В связи с эпидситуацией действительно у нас были задержки на стройках, по закупкам оборудования. Но сейчас все вернулось в свое русло, и я побывал на двух основных объектах, где строят школы, в Малых Дербетах и Троицком. Строительство идет, рисков сдать эти объекты не вовремя – нет.
В ближайшее время мы подпишем соглашение с федеральным министерством о строительстве еще двух школ.
– В каких населенных пунктах?
– Пока не выйдет соответствующее распоряжение, мы не можем сообщить конкретную информацию.
О чем переживают педагоги
– Какие главные выводы для себя – как министр и житель страны – вы сделали в период пандемии?
– Такие ситуации заставляют задуматься о приоритетах: что главное, а что –второстепенное. И что необходимо было сделать в самом начале.
Как министр скажу: было бы проще, если бы проблемы мы решали по ходу. Но все же мы будем решать те проблемные моменты, которые выпятила, скажем так, эта ситуация.
Как человек я просто хотел бы надеяться, что республика, страна, человечество, наконец, преодолеют проблемы, связанные с коронавирусом. Хотелось, чтобы все это завершилось и не повторялось больше.
– Говоря о проблемах, вы имели в виду проблемы дистанционного обучения детей?
– Да, проблемы в сфере дистанционного образования, связанные с ограничением перемещения и так далее, потому что, кроме того, что мы с вами обсудили, есть много других вопросов – это, например, всероссийские олимпиады школьников, всевозможные конкурсы.
К сожалению, мы отменили большинство мероприятий, связанных с празднованием 75-летия Победы, а для подрастающего поколения они имели очень серьезный воспитательный смысл. И то, что мы их не проводим в связи с ограничениями, – это большая потеря. Я как представитель системы образования, руководитель региональной отрасли, конечно, очень сожалею, мы не смогли во время карантина все это провести.
– Но ведь некоторые мероприятия проходят в режиме онлайн.
– В режиме онлайн мы проводим то, что возможно провести. А большая часть запланированных нами мероприятий все-таки не проходит.
– Всероссийские предметные олимпиады перенесены на другой срок?
– Да, предметные олимпиады отменены, проведение заключительного, федерального, тура отменили. Наши школьники, которые вышли на всероссийский уровень (а их четверо), автоматически стали призерами и получат грамоты призеров всероссийской олимпиады.
– Николай Гаряевич, спасибо, что ответили на наши вопросы. Надеемся, что удастся поговорить в ближайшее время с вами о других направлениях отрасли.