В дореволюционный период основной корпус национальной письменной литературы составляли исторические хроники ханов, буддийские тексты-наставления, опубликованные фольклорные материалы. Год создания автономии стал годом рождения советской калмыцкой литературы, корпуса художественных произведений, издававшихся большими тиражами. В обзорном материале к 100-летию автономии мы расскажем о писателях, на чьих произведениях учились и кому подражали те, кого мы, современные читатели, знаем как классиков калмыцкой литературы.

 Двадцатые: мы наш – мы новый мир построим

В 1920 году был издан первый литературный сборник «Песни революции», подготовленный политотделом кал­мыцких военных частей. В нем собраны песни, созданные молодыми красноармейцами, – «Песня бойцов Первого конного полка», «Военная песня калмыцкой молодежи» и др. Они долгое время исполнялись комсомоль­цами 1920-1930-х годов.

В начале 1922 года вышел первый в Калмыкии обще­ственно-политический журнал на русском языке «Ойратские известия», публиковавший и литературные произведения. В первых номерах журнала вышло философское эссе Улюмджи Душана о родной земле – «Степь». В 1920-е годы стали печататься Лиджи Карвин, Бадма Майоров, Николай Нормаев, Адольф Бадмаев, Хонин Косиев, Гулаш Доржинов, Эрдни Баркуев, Улан Илишкин.

В 1927 году с пре­дисловием Б. Майорова был издан один из первых сборников стихо­творений и рассказов под названием «Сәәни экн» («На­чало хорошего»). Он был также одним из авто­ров этого сборника (рассказ «За Советы» и стихи). Следующий автор, Николай Нормаев, был одним из самых эрудированных людей Калмыкии того времени. Особой популярностью среди читателей пользовались его небольшие рас­сказы. В них очень ярко и живо дается пейзаж родной степи в самое разное время года. Действие развивается стремительно, динамично и никогда не оставляет чи­тателя равнодушным. Обращаясь к собратьям по перу, Нормаев призывал повышать свое мастер­ство, учиться у классиков и использовать опыт устного творчества родного народа (статья «Художественное слово»), беспокоился о быстрейшем налаживании книгоиздатель­ского дела в Калмыкии (статья «Подумайте»), ратовал за мо­ральную чистоту советского писателя (статья «Плагиаторы»).

В конце 1920-х годов на стра­ницах республиканских газет и журнала «Мана келн» стали публиковаться очерки и рассказы Гулаша Доржинова. Известность приобрел его рассказ «Крепкое рукопожатие», который явился первым в калмыцкой литературе эпистолярным произ­ведением, построенным в форме писем героев друг к другу. Эрдни Баркуев был известен в литературных кругах того времени как фельетонист. Его фельетоны и сатирические рассказы публиковались на страницах моло­дежной газеты «Улан баһчуд». Улан Илишкин, выступавший со стихами и рассказами, в 1936 году написал также повесть «Степной орел», она увидела свет только в 1964 году. Главным героем повести выведен Ока Городовиков в годы юно­сти и молодости, в книге очень ярко и живо показаны бытовые подробности жизни донских калмы­ков.

Во второй половине 1920-х годов расцвел талант Нимгира Манджиева. В содружестве с Эрендженом Отхоновым в 1927 году он опубликовал отдельны­ми книжками многоактные пьесы «Конец плохого – на­чало хорошего» и «Позже появившиеся рога длиннее раньше выросших ушей», а через год в журнале «Мана келн» была опубликована пьеса Н. Манджиева «Дорджиев Улан».

Содержание этих первых калмыцких пьес было не­замысловатым, агитационно-про­пагандистским, с призывами покончить с не­вежеством, неграмотностью и вредными обычаями ста­рых времен. Отметим, что Н. Манджиев сыграл большую роль в развитии калмыцкой прозы. К сожалению, он рано, в 31 год, умер от болезни. Его основные жанры – рассказ и небольшие повести – отличаются краткостью и выразительностью языка, простотой формы и глуби­ной содержания. В 1929 году была издана его книга «Горькая правда». В 1933 году на свет появилось одно из самых ярких остро-сатирических произведений Н. Манджиева «Уршгта Улан Манҗ» («Советчик бедных – Красный Манд­жи»), где он органически связал мотивы калмыцкого фольк­лора и элементы современной ему сатиры. Герой очерков Улан Манджи обходит села и хотоны Калмыкии, добиваясь правды и разоблачая нечестных лю­дей, их всевозможные махинации и прочие недостатки в строительстве новой жизни.

В 1924 году стал известен, уже как писатель, Антон Амур-Санан, писавший на русском языке. Его автобиографическая книга «Мудреш­кин сын» при жизни писателя выдержала несколько из­даний. К годам строительства автономии относится начало творческого пути Аксена Сусеева, автора историко-революционных поэм и стихов.

В 1925 году стал публиковаться известный современному читателю как народный поэт Калмыкии молодой поэт Санджи Каляев. Уже в первой половине 1930-х годов им были опубликованы две поэмы: «Герои, строящие социа­лизм» и «Бригадир». «Бригадир» сразу завоевал популярность среди чи­тателей, которых привлекали как содержание, так и художественное мастер­ство молодого автора.

 Тридцатые: создание профессионального союза

Первое десятилетие автономии ознаменовалось встраиванием калмыцкой литературы в ряды советской литературы, во втором десятилетии автономии статус профессионального писателя обрели многие из пишущих людей.

В 1930-е годы раскрылся талант одного из самых известных ныне писателей Калмыкии Баатра Басангова, работавшего в различных жанрах ли­тературы: в поэзии и прозе, в драматургии и публицистике. В 1930 году была опубликована первая одноактная пьеса «Бооцан» («Соглашение»). Она была написана для агитационной художественной самодеятельности. Тогда же он публикует пьесу в 4-х актах «Смерть комсомолки Дельгир». В 1931 году вышла книга «Правда минув­ших лет», куда были включены рассказы и повесть «Булгун». Книга сыграла большую роль в дальнейшем развитии малой формы калмыцкой прозы. Особенной популярностью пользова­лась повесть «Булгун», которая стала одноименной драматической пьесой. Басанговым написаны также пьесы, отразившие исто­рические события, факты и явления из жизни калмыцкого народа. Таковы пьесы «Чууче», «Сян-Ка», «Бумбин орн», «Гимн матери», «Запоздалый богач»..

Второе десятилетие автономии положило начало и творческому пути таких известных калмыцких поэтов, как Даван Гаря, Хасыр Сян-Белгин, Церен Леджинов, Басанг Дорджиев, Константин Эрендженов. Первый поэтический сборник X. Сян-Белгина «Дорога» был издан в 1934 году. Самым популярным, ставшим классическим произведением поэта стала поэма «Борец-сирота», появившаяся отдельной книгой в 1935 году. В следующем году X. Сян-Белгин по сюжету поэмы пишет одноименную пьесу, которой в ноябре 1936 года открылся национальный драматический театр.

В 1930-е годы расцвел талант поэта-лирика Церена Леджинова. Его замечательные лирические стихи о родной калмыцкой степи, о любви служили прекрасной основой для создания по­пулярных песен, которые получали широкую аудиторию через печать, радио и художественную самодеятель­ность. В те годы появилось звонкое имя поэта-комсомольца Константина Эрендженова. Известность пришла к нему после опубли­кования автобиографической повести «Дууч шар хөөч» («Песнь чабана»), в которой он с обаянием, теплотой и задушевностью поведал миру о своих злоключениях, когда он работал чабаном у ку­лаков.

В мае 1935 года был образован Союз писателей Калмыкии.

 Сороковые: роковые

В годы Великой Отечественной войны роль литературы была огромной – она объединяла и поддерживала дух людей, рассказывала о доблести воинов и трудовом вкладе тыла в борьбе с фашизмом. Произведения Баатра Басангова, Мукебена Басангова и писателей-фронтовиков (Л. Инджиева, Э. Кектеева, Д. Кугультинова, М. Нармаева, М. Хонинова и др.) печатались на страницах газет, журналов.

Санджи Каляев

Калмыцкая литература была неотъемлемой частью общественной жизни республики и всей огромной социалистической страны. Писателей не могли не затронуть сталинские репрессии и годы депортации. В 1937 году погиб в заключении талантливый поэт Даван Гаря, автор замечательных баллад и поэмы «Хулхач» (о духовных исканиях калмыцкой молодежи начала XX века). Даван Гаря был также переводчиком на калмыцкий язык поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. В 1937 году, в расцвете творческих сил, был арестован и надолго отлучен от литературной деятельности Санджи Каляев. В годы депортации народа в тюремное заключение были отправлены Хасыр Сян-Белгин, Константин Эрендженов, Давид Кугультинов и другие.

 Пятидесятые: возрождение

Современная калмыцкая литература получила свое дальнейшее развитие после восстановления в 1957 г. национальной автономии калмыцкого народа. Стали вы­ходить республиканские газеты и альманах «Теегин герл» («Свет в степи»), начало работу местное издательство, благодаря чему калмыцкие писатели получили возможность публи­ковать свои произведения.

Д. Кугультинов на съезде писателей РСФСР читает М. Шолохову стихотворение “Дайте, дайте первую удачу…” (стихотворение посвящено М. Соболю). Москва, декабрь 1958 г.

Начиная с 1959 года, когда Калмыкия и весь советский народ отметили 350-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России, калмыцкая литература стала выходить за пределы своей республики. Произведения калмыцких писателей нередко появляются на страницах союзных газет и журналов, их книги издаются в столичных издательствах. Появляется целая плеяда переводчиков текстов калмыцких авторов на русский язык, которые внесли большой вклад в представлении творчества калмыцких литераторов во всесоюзном литературном пространстве. Переводчики-поэты Семен Липкин, Юлия Нейман, Виктор Стрелков, Даниил Долинский, Анатолий Аквилев, Александр Соловьев и другие написали циклы авторских стихов о Калмыкии. Начинается новый этап возрождения национальной литературы.

 Шестидесятые-восьмидесятые: тридцать лет расцвета

В период с конца 50-х до конца 70-х годов прошлого века в калмыцкую литературу вошла плеяда талантливых писателей, которая внесла новые темы. Такие писатели, как Морхаджи Нармаев, Бося Сангаджиева, Алексей Бадмаев, Анджа Тачиев, Алексей Балакаев, Санжара Байдыев, Егор Буджалов, Тимофей Бембеев, Андрей Джимбиев, Сергей Бадмаев, Анатолий Кукаев, Вера Шуграева, Владимир Нуров, раздвинули горизонты калмыцкой литературы, привнесли в нее обостренное восприятие единства с народной жизнью, усилившее эпическое содержание прозы и поэзии. Время вхождения в литературу этих авторов можно считать переломным этапом ее эволюции. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что калмыцкая поэзия данного периода, как и вся многонациональная поэзия Страны Советов, развивалась в советско-национальной образной системе.

Творчество поэтов Калмыкии в период активного возрождения и развития республики отмечено свежестью мироощущения, считают многие исследователи. Жизнь становится предметом поэзии, калмыцкие поэты сумели органично выразить и индивидуальное, и национальное, и общечеловеческое во всем многообразии их проявлений. Идейная направленность творчества, глубокая связь с жизнью народа, плодотворное использование национальных традиций – все это обогащает поэзию позднесоветского периода. Поиск в поэзии был интенсив­ным, сложным и не всегда удачным. Это объяснялось в определенной степени специфическими особенностями поэти­ческого процесса в Калмыкии, когда после известного перерыва поэзия должна была наверстывать упущенное, освоить заново мно­гие темы и проблемы после долгого вынужденного молчания. Самые же крупные достижения калмыцкой поэзии советского державного периода связаны с именем Давида Кугультинова, выдающегося поэта XX века. Его жизнь неотделима от бурного и грозного столетия. Давид Кугультинов был бесстрашным защитником своего народа. Об этом его знаменитая поэма «От правды я не отрекался». И не случайно слова «От правды я не отрекался» стали символом чести и правды народной, девизом целого поколения. Творчество Давида Кугультинова как национального советского поэта было широко известно всесоюзному читателю.

 Девяностые: отложенная память

Москва, 1981 г. Участники VII съезда писателей СССР. Слева направо стоят: академик Ц. Дамдисурэн, Б. Сангаджиева, А. Бадмаев.

В 1990-е годы писатели Калмыкии активно публикуют произведения, посвященные сибирской ссылке. В произведениях калмыцких писателей повествуется о суровых годах ссылки калмыцкого народа, о гибели и тяготах людей, но за этими суровыми картинами неизменно встают мысли писателей о судьбе народа, о его мужестве, нравственной чистоте и стойкости духа. Были опубликованы такие произведения, как «Саралинская тетрадь» Басанга Дорджиева, «Проклятые дни» Лиджи Инджиева, «13 дней, 13 лет» Алексея Балакаева, «Счастье сироты у нее за пазухой» Боси Сангаджиевой, «Двери настежь, калмыки!», «Исход и Возвращение» Егора Буджалова, «Свет лампады» Николая Бурулова, «Голубоглазая каторжанка», «Золото в песке не затеряется» Алексея Бадмаева, «Хлеб горьких лет» Николая Илюмжинова, «Реквием живой моей души», «Клейменные годы» Владимира Нурова, «Дни, обращенные в ночь» Тимофея Бембеева, «Осколки» Валерия Хотлина, «Когда изгнанником печальным…» Татьяны Манджиевой и другие.

 О литературе и литераторах

Национальная поэзия 80-90-х годов ХХ века характеризуются развитием лирической индивидуализации, ученые называют его процессом «децентрализации», когда организация художественного мира подчинена определенным социально-психологическим типом. Творчество Ивана Убушаева, Эрдни Эльдышева, Бадмы Васькаева, Николая Санджиева, Дольгана Шанаева, Ивана Бадма-Халгаева, Николая Хатуева представляет национальный мир в динамике и многообразии субъективных восприятий.

Поэты Б.Б. Сангаджиева и Г.Г. Кукарека на встрече с читателями.

Современную литературу Калмыкии уже невозможно представить без творчества писателей, пишущих на русском языке. Без таких имен как Джангр Насунов, Нина Ипполитова, Олег Манджиев, Лия Петрова, Валентина Лиджиева, Григорий Кукарека, Римма Ханинова, Валерий Хотлин, Игорь Гриньков, Александр Соловьев, Василий Чонгонов, Алексей Скакунов, Евгений Пахомов и др.

Уже с первых лет создания советской калмыцкой литературы появились ростки литературоведения. Еще в 1919 году в газете «Жизнь национальностей» появилась статья «Калмыцкий язык и литература» Улюмджи Душана, в которой он пытался обобщить сведения о языке и литературе калмыцкого народа с позиций нового революционного времени. Литературоведение Калмыкии представлено трудами таких специалистов, как Иван Мацаков, Церен Корсункиев, Анатолий Кичиков, Уташ Очиров, Михаил Джимгиров, Андрей Бадмаев, Валерий Пюрвеев, Бэла Лиджиева, Надежда Мусова, Раиса Джамбинова. Продолжают трудиться Данара Дорджиева, Василий Церенов, Алла Салдусова, Светлана Цеденова, Римма Ханинова, Николай Манджиев, Мингиян Лиджиев, Делгир Топалова. Отметим, что критик и литературовед, вернее будет определить, историк литературы Андрей Бадмаев ввелв корпус национальной литературы памятники старокалмыцкой письменности, которые, надеемся, будут востребованы и станут основой возрождения калмыцкой литературы на калмыцком языке.

После развала СССР наметился спад литературного творчества по всей стране. Калмыкия не стала исключением. Ушли из жизни признанные мастера, произведения которых стали частью народной памяти. Но литературная жизнь не прерывается, пишет молодежь, публикуясь частным образом, появилась литература разнообразных слоев населения. Одной из глубоких проблем современного литературного процесса стало исчезновение произведений на калмыцком языке. Хотелось бы, чтобы вековой юбилей автономии калмыцкого народа стал рубежом обозначения этой драматической ситуации и подвинул общество, власть к обсуждению конкретных мер для разрешения этой ситуации.

Эрдни ЭЛЬДЫШЕВ,
председатель Союза писателей Калмыкии

Мнение

Мингиян ЛИДЖИЕВ,

директор Института калмыцкой филологии и востоковедения, кандидат филологических наук:

– Конечно, когда пишут о литературном процессе в хронологии советского периода, то отчет начинается с 1920-х годов. Да, тогда формировалась советская калмыцкая литература. Но эта литература, особенно литература старшего поколения, выросла из литературы XVII века. Как «Сургуль» Харти Канукова выросла из традиционной литературы, пьесы Баатра Басангова вышли из народной игровой культуры. В советское время невозможно было писать о том, что этот слом строя и новое идеологическое направление стали трагедией для писателей, самобытных национальной культурой, которая основывается на национальном быте и народном языке. Санджи Каляев перед уходом говорил, что советская власть не дала ему писать о том, что он должен писать как калмыцкий писатель. Это была трагедия большого писателя. Надо об этом писать, чтобы показать непрерывность традиций и полную картину сложной эпохи перемен.