С 27 июля вступила в силу новая редакция УК РФ, согласно которого вводится уголовная ответственность за осуществление деятельности по проведению техосмотра автомобилей без соответствующей аккредитации. Теперь работа операторов техосмотра, не отвечающих требованиям национальной системы аккредитации, отнесена к незаконному предпринимательству (ст. 171 УК РФ).
Если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то виновное лицо наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет. Также суд может вынести решение об обязательных работах на срок до 480 часов либо аресте на срок до шести месяцев.
Принятие изменений снизит риск оформления диагностических карт, содержащих заключение о соответствии или несоответствии требованиям безопасности транспортных средств, неаккредитованными лицами, сообщили в Минэкономики. Там считают, что это позволит сократить на дорогах число транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности, а также поддержит добросовестных операторов.
По словам руководителя экспертного центра общероссийской общественной организации «Деловая России» Екатерины Авдеевой, для интересов общества важно не то, что предприниматель получит еще одну лицензию, а качество товаров и услуг и безопасность. Должен быть четкий механизм регулирования и ответственность лиц, которые не осуществляли надлежащий контроль и не предпринимали соответствующие меры.
Вместе с тем Авдеева полагает, что новая мера может повысить давление на субъекты малого или среднего бизнеса, которые, в основном, осуществляют данную деятельность. «Поэтому с введением уголовной ответственности должна быть упрощена процедура получения такой лицензии и аккредитации не с точки зрения требований, а с точки зрения процедур. Должен осуществляться надлежащий контроль с учетом риск-ориентированного подхода, а уголовная ответственность должна стать крайней мерой», – резюмировала она.
По данным Российского союза автостраховщиков, официально работают 4999 операторов техосмотра и 5571 пункт ТО. С начала 2020 года союз приостановил действие аттестатов аккредитации у 332 операторов, еще у 195 аттестаты аннулированы.