Это автострада, а не пастбища! – заявил гендиректор Национального союза овцеводов Михаил Егоров после трех дней поездок по семи районам республики

Три дня по обращению Главы Калмыкии Бату Хасикова об оказании помощи АПК региона, сильно пострадавшего в текущем году из-за небывалой засухи, в республике работали специалисты федерального Минсельхоза во главе с директором Департамента животноводства и племенного дела Дмитрием Бутусовым.

Представители Национального союза овцеводов, Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства, доктора сельскохозяйственных наук и научные сотрудники оценивали маточное поголовье скота и состояние пастбищ.

На пресс-конференции, которая прошла в Минсельхозе РК в среду, 7 октября, министр сельского хозяйства Калмыкии Максим Менкнасунов подчеркнул, что в настоящее время ситуация в Калмыкии остается критической, засуха продолжается. Итогом работы делегации стал отчет о проделанной работе, который, по словам министра, уже направлен в Минсельхоз России.   

Рабочая группа была разделена на три подгруппы для того, чтобы охватить как можно больше хозяйств. Таким образом специалистам удалось посетить большое количество животноводческих стоянок в семи районах республики, наиболее пострадавших от засухи.

На встрече с журналистами все члены группы в один голос заявили, что, несмотря на не близкие расстояния между районами, картина везде одна, и она отнюдь не внушает радости.

По мнению гендиректора Национального союза овцеводов Михаила Егорова, пастбищами это назвать нельзя. «Это автострада, а не пастбища. Там, действительно, ничего нет для использования», – прокомментировал он. Тем не менее Егоров заметил, что говорить о катастрофической ситуации  тоже невозможно. «В истории нашего края были очень тяжелые времена, когда были только потери и не происходило осеменение овцематок, в результате чего не получили ягнят. А это, прежде всего, экономика. На сегодня так вопрос в Калмыкии не стоит», – сказал М. Егоров.

По его словам, подобные трудности испытывают и в соседних с Калмыкией регионах: «Аналогичная работа идет в хозяйствах Ставропольского края. Да, сложно и тяжело, но нигде среди животноводов, специалистов или руководителей не встречал такие разговоры. Люди продолжают работать, не опускают руки. Но кормов, действительно, не хватает, даже с учетом запасов прошлых лет». Кого-то здесь упрекать – неправильно, высказал свое мнение Егоров и сообщил, что рабочая группа внесла несколько предложений на рассмотрение федеральному министерству для поддержки таких хозяйств.

«Необходимо разработать механизм для приобретения и транспортировки корма. Цены доходят почти до двух тысяч за тонну. Это никуда не годится», – сказал М. Егоров, отметив при этом, что руководители хозяйств Калмыкии уже налаживают контакты с другими регионами для приобретения кормов. Региональное министерство также не стоит в стороне и делает многое для помощи фермерам. «В этой связи надо всем мобилизоваться, чтобы сохранить маточное поголовье. И для этого надо использовать все возможности», – заключил гендиректор Национального союза овцеводов.

Кстати, в федеральном министерстве рассматривается вопрос об увеличении ставки на определенную категорию скота. «Меры еще не приняты, и я не могу сказать, что сто процентов будет так, но там рассматривается вопрос увеличить ставку в рамках тех правил, которые существуют. Это, скажем, на корову с теленком, племенное дело и т.д. Это реально то, что может поддержать министерство сельского хозяйства России», – сообщил М. Егоров. Такие меры позволят пережить зимовку, подчеркнул он. Сроки рабочая комиссия предлагает максимально короткие, так как зимовка уже началась.

По данным Россельхозцентра, с января в Калмыкии выпало минимальное количество осадков – 150-170 мм, что сильно сказалось на пастбищных территориях. Из-за почвенной засухи и нашествия саранчи в этом году фермерам пришлось приступить к кормлению животных уже с первых дней лета. Продуктивность пастбищ упала в 2,3 раза, а в некоторых районах и того больше.

Доктор сельскохозяйственных наук Валерий Хайнацкий, приехавший из Оренбургской области, отметил деградацию калмыцких пастбищ: «Такое я не видел ни в одном регионе. Ни о каких центнерах сена и даже килограммах говорить невозможно. Ничего нет!». Но даже в таких условиях Хайнацкий отметил хорошее содержание скота. «Там, где отработана технология содержания животных, проведен своевременный отъем молодняка, животные выглядят хорошо, имеют среднюю упитанность. В хозяйствах, где в меньшей степени подходят в вопросах кормления, конечно, состояние животных значительно хуже». Он также сообщил, что в хозяйствах, где содержится скот уникальной калмыцкой породы, животные представлены в неплохом состоянии. 

По мнению В. Хайнацкого, в Калмыкии необходимо разработать систему улучшения и восстановления пастбищ, так как без этого неблагоприятные годы будут повторяться чаще. В этом его поддержал руководитель станции агрохимической службы «Калмыцкая» Георгий Унканжинов: «Нам необходимо, в первую очередь, попросить федеральный центр, чтобы мы, как и раньше, занимались восстановлением деградировавших пастбищ за счет средств федерального бюджета. Это мероприятие раньше проводили десятилетиями за счет государства. Наши крестьяне, я думаю, эту проблему не осилят. Если мы думаем, что перезимовать или сохранить такой же ценный скот, который мы сейчас содержим, это вопросы одного года, то пастбища – многих лет. Я думаю, что федеральная власть это понимает и поддержит республику».

Руководитель филиала Россельхозцентра по РК Александр Кекешкеев также отметил, что проблема вытаптывания пастбищ длится не одно десятилетие. Но из-за небывалой засухи в этом году она как никогда стала актуальной: «У некоторых КФХ Калмыкии идет чрезмерная нагрузка на пастбища, из-за чего их кормоемкость истощена. Я считаю, что необходимо привести поголовье скота в соответствие с нагрузкой на пастбища. Второй момент – обратить внимание на борьбу с саранчой, которая тоже является актуальной проблемой в нашей республике. Надо, чтобы все КФХ принимали меры по ее уничтожению. Уделить внимание структуре посевных площадей. Надо развивать и кормовые культуры, которые у нас, к сожалению, составляют маленький процент».

А. Кекешкеев также заметил, что животноводы Калмыкии готовы воспользоваться любой поддержкой государства. «Наши фермеры просят: дайте нам возможность получить кредиты по минимальному проценту с рассрочкой на 2-3 года. Если эта помощь будет своевременно оказана, я думаю, что наши животноводы смогут справиться и достойно выйти из этой тяжелой зимовки, которая началась буквально с августа-июля месяца».

Старший научный сотрудник лаборатории голштинской и холмогорской пород скота ВНИИплем Валерий Ходыков тоже заметил, что, «несмотря на сложную ситуацию, наши специалисты не теряют духа. Применяют, изыскивают всякие методы, чтобы спасти поголовье, чтобы сохранить упитанность животных». Он выразил надежду на то, что отправленный в федеральный Минсельхоз документ «даст свои плоды» и позволит нашей республике с достоинством выйти из сложной ситуации. Он отметил, что калмыцкая порода скота всегда была лучшей в мясном производстве.

По мнению профильного министра, за столь короткий срок проделана огромная работа, было посещено много хозяйств.

«Ущерб сельскому хозяйству республики уже нанесен. Сейчас стоит вопрос: как его минимизировать. Пастбища находятся в критическом состоянии. И здесь вина не только засухи, но и других факторов. В частности, большой нагрузки на пастбищные территории. В зимний период многие хозяйства не содержали скот в стойле, животные паслись. Поэтому пастбища за весенний период не восстановились, что вкупе с отсутствием осадков привело к такой ситуации», – сказал министр. Он также отметил, что ведомству необходимо переходить от экстенсивного пути развития к интенсивному. «На данный момент ситуация показывает, что хозяйства, у которых есть своя кормовая база, менее пострадали в текущей ситуации. Нам необходимо развивать свой мелиоративный комплекс, увеличивать орошаемые площади и переходить к откормам», – завершил пресс-конференцию М. Менкнасунов.

Татьяна ЦУРЮМОВА
Фото: Николай БОШЕВ