21-22 октября в Москве состоялась онлайн-конференция «Умные решения – умная страна: инновационные технологии для новой реальности»

Будущее наступило быстрее, чем мы ожидали. «Мы пролетели 10 лет за 10 недель», – заметил шведский экономист и бизнес-писатель Кьелл Нордстрем, выступая на онлайн-конференции «Умные решения – умная страна: инновационные технологии для новой реальности», организованной 21-22 октября лидером цифровых технологий в России – Группой компаний «Ланит».  Причиной тому – пандемия коронавируса, парализовавшая экономики всего мира и заставившая страны искать выход из кризиса в ускорении цифровой трансформации.

Умные технологии активно внедряются в нашу жизнь.  Вместе с тем они создают новые вызовы как для управленческого аппарата, промышленного бизнеса, обычных пользователей, так и для специалистов ИТ-отрасли.

Как отмечалось на конференции, ИТ-разработчики нацелены на создание продуктов, качественно меняющих жизнь российских граждан. «Нам приходится приучаться жить дома, общаться удаленно, обучаться в онлайн-режиме. Меняется массовое поведение людей, мы вынуждены одновременно адаптироваться к новой нормальности», – подчеркнула управляющий директор, руководитель практики Technology, Accenture в России Мария Григорьева.

Она назвала пять технологий, позволяющих адаптироваться к жизни после пандемии. Среди них – повсеместная роботизация рутинных процессов (творческие остаются за человеком), сотрудничество людей с искусственным интеллектом, изменение ДНК компаний и человека.

М. Григорьева также отметила, что COVID 19 – это только начало потрясений. Неизбежны новые кризисы, их частота будет только увеличиваться. Поэтому нет смысла искать рецепт для каждой конкретной кризисной ситуации, единственное решение – быть готовым к любым изменениям: операционно, культурно, технологически.

Одним из важнейших этапов в этом ряду стоит внедрение региональной системы управления данными, которая, по словам директора по развитию бизнеса Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» Любавы Танеевой, является сердцем цифрового региона.

Без создания такой системы управлять современным регионом невозможно, убеждена Л. Танеева. Суть РСУД состоит в том, что создается цифровой двойник региона, куда загружаются полные данные о каждом жителе, а разрозненные информационные системы предприятий и организаций интегрируются между собой, что позволяет человеку получать услуги быстро и качественно. Такая интеграция позволяет жителям познакомиться с той информацией о своих правах, о которой они зачастую не догадывались. 

«Важно и то, что в системе виден весь путь от запроса до принятого решения. Тем самым обеспечивается контроль над работой чиновников. Видно, сколько времени каждый чиновник потратил на принятие решения, и, сравнив его с соседом, можно оценить эффективность каждого конкретного специалиста», – сказала представитель «ЛАНИТ». 

Безусловно, создание РСУД – дело непростое. Возникает множество вопросов, связанных с темой случайных сбоев в базе, надежности хранения личных данных граждан, возможной блокировкой электронных паспортов (переход к электронным паспортам тоже дело недалекого будущего), фальсификацией документов, что в электронном виде сделать проще, чем в бумажном,  и т.д. Все это будет отрабатываться в рамках пилотных проектов, которые после отработки будут тиражироваться на все регионы.

Еще одно непростое направление – переход на дистанционное обучение. Директор департамента цифровых решений компании «ЛАНИТ-Терком» Марат Немешев рассказал о плюсах и минусах дистанционного обучения. В целом, оно в большей степени подходит для взрослых людей, прежде всего, для специалистов, повышающих квалификацию. Акцент делается на адаптивность образования.

В частности, платформа адаптивного обучения была использована для обучения врачей по всему миру по борьбе COVID 19. Благодаря этому удалось избавиться от множества ошибок, которые врачи допускали при лечении коронавируса.

Главный плюс дистанционного образования состоит в том, что данный формат не позволяет делать некачественные курсы, считает М. Немешев. С другой стороны, личное общение ученика и гуру для большинства людей пока предпочтительнее онлайн-контактов.  

Текущий год для всех нас стал особенным. Это год накопления новых знаний, осмысления новой технологической парадигмы. Говоря об уроках 2020 года, генеральный директор компании «Код Безопасности» Андрей Голов обратил внимание на то, что меняется схема потребления информационных технологий. Идет насильственное развитие инфраструктуры цифровых сервисов. У людей все меньше остается альтернативы для реализации своих потребностей. Многие вопросы уже невозможно решать лично – только через госуслуги. То есть человеческие контакты сводятся к минимуму. Но всегда ли это плюс?

Людмила ЮДИНА