«Пандемический» год запомнится жителям Калмыкии еще и жестокой засухой. Такой в истории республики не было, замечают люди старшего поколения. Истощение пастбищ, длительное отсутствие осадков, нехватка кормов – трудности, которые сегодня переживают калмыцкие фермеры. Обо всем этом, а также о том, как будут распределяться почти 600 миллионов рублей «на корма», «Степные вести» поговорили с Владимиром Мудаевым. Он более14 лет возглавляет Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств Калмыкии, по совместительству является председателем КРО профсоюза работников АПК России. Как член Общественного совета при Минсельхозе РК Владимир Мутляевич в прежние годы неоднократно подвергал жесткой критике систему распределения субсидий для фермеров.

– Владимир Мутляевич, как вы прокомментируете ситуацию вокруг субсидии федерального центра в помощь Калмыкии, пострадавшей в этом году от жестокой засухи? К вам как к главе ассоциации наверняка обращались фермеры по этому поводу. К примеру, недавно в соцсети было опубликовано анонимное письмо, в котором, среди прочего, привычного в последнее время негатива, от имени фермеров заявляют о том, что сельхозтоваропроизводителей не устраивает новое название субсидии – было “возмещение на затраты кормов”, стало “целевое приобретение кормов”.

– Действительно, в последние годы в Калмыкии складывается очень сложная ситуация. И при Орлове засухи были, но такой, как нынче – не было. Это, наверное, вообще впервые в истории. Да, были тяжелые зимовки в советский период, в 1986 году, и я помню. Мы корма заготавливали в Краснодарском крае. Но в то время совхозы и колхозы были, более 120-ти, техника была.

Сейчас другое время. Тяжелое, трудное. С 1990-х годов основное поголовье скота в республике – в КФХ, более 80% овцы и 85% по КРС. Но очень трудно на сегодняшний день организоваться. Не у каждого есть техника, чтобы вести заготовку кормов. До этого года, при прежних засухах, всегда упрекали наших фермеров в том, что «на авось» готовятся к зимовкам, все надеются на мягкую зиму. Это традиционная тема.

Но 2020 год, конечно, заставил всех задуматься, как дальше жить и работать, в каком направлении двигаться. Действительно, пастбища истощены, и в этом году дождей не было, что усугубило состояние пастбищ.

Но считаю, что руководство нашей республики вовремя объявило ЧС, поэтому сюда приезжала экспертная группа Минсельхоза России. И буквально 31 октября председатель правительства Мишустин подписал распоряжение о выделении республике средств по засухе. 562 млн рублей. А это немаленькие деньги.

Да, я много общаюсь с коллегами, членами фермерской ассоциации. Дело в том, что уже в конце лета стали надеяться на то, что Москва поможет, все понимали, что засуха жесточайшая. В первое время говорили, что надо собирать квитанции, это было при прежнем министре сельского хозяйства республики. Потому что расходы шли уже летом, начали скармливать корм, который приготовили на зиму. Поэтому ориентир такой давали – собирать квитанции на покупку кормов. Но, как потом выяснилось, соседи наши прочувствовали наше больное место и начали привозить корма. И никто не хочет работать с перечислением средств. Хотите – берите, но за наличные. Каждый фермер с таким столкнулся! Я с фермерами беседовал, все поставщики просят за наличный расчет.

Сейчас новый порядок, при котором квитанции не нужны. Если оставили бы прежний порядок доведения средств, по квитанциям, большинство не смогло бы рассчитывать на господдержку, потому что не смогли бы собрать квитки!

Принято решение выделить корма на поголовье. У нас пострадали порядка 1400 КФХ и около 50 сельхозорганизаций. Да, будет пересчет скота, надо к этому готовиться. Потому что надо выявить маточное поголовье на сегодняшний день и разделить деньги так, чтобы никому обидно не было. 562 млн рублей надо разделить на количество условных голов, и тогда мы выведем, сколько надо денег на одну условную голову. Из такого расчета Минсельхоз будет выделять деньги. Но для этого нужно время, потому что деньги государственные, их сразу и быстро не раздашь, нужен порядок.   

Этот порядок согласовывается с прокуратурой, минюстом, правительством, Минсельхозом РФ, потому что государственные деньги должны быть прозрачными, чтобы все до копейки дошло до наших аграриев. Деньги будут выделены, и, я думаю, все будет по-честному, это прослеживается в действиях нашего Минсельхоза.

Большая просьба у меня к нашим крестьянам. Я понимаю, что есть закон, опираясь на который, вы можете сказать: я не пущу на свою территорию, чтобы вы считали мой скот. Надо отнестись с пониманием. Эту работу обязательно проведут, потому что вам же это выгодно. Это в ваших интересах! Надо помогать при этом пересчете.

Но пересчитали – это одно. Надо сохранить это поголовье. Поэтому будет соглашение с Минсельхозом Калмыкии, что с такого-то периода по такой-то вы получили деньги, и вы обязуетесь сохранить это поголовье, скорее всего, на период зимовки. Так, я думаю, будет даже справедливо. Чтобы деньги не ушли в никуда. Вы же видите, в последнее время усилилась антикоррупционная деятельность. Постоянные проверки идут, поэтому надо и себя обезопасить.

У меня были встречи с новым министром сельского хозяйства Калмыкии. Я убедился, что Менкнасунов Максим Пюрвеевич с большим пониманием к этому относится. Я смотрю, по Интернету какие-то нападки уже пошли. Ну, человек только месяц работает, а работа была проведена огромная, на мой взгляд. Пройти все бюрократические проволочки для того, чтобы нам выделили эти средства, дорогого стоит. Главное, я вижу, что у него есть цель помочь развитию сельского хозяйства Калмыкии. И главное – есть ответственность. Это самая важная черта, опыт придет со временем. Он окружает на данный момент себя людьми, которые знают сельское хозяйство. Когда человек советуется, просит совета, как двигаться дальше – это обязательно ознаменуется успехом.

– Вы были единственным из членов общественного совета  при Минсельхозе РК в прежние годы, кто публично, в СМИ, критиковал порядок распределения субсидий среди фермеров. Что конкретно вас не устраивало?

– Я был депутатом Народного Хурала трех созывов, привык открыто высказывать свое мнение. Действительно, мне очень не нравилась ни позиция прежнего руководства республики в целом, ни система распределения субсидий в частности. Я открыто об этом и в Минсельхозе России говорил, и в Москве на заседании в Совете Федерации – аграрную республику кончают. Почему я так говорил? Потому что при распределении субсидий просили, чтобы до 50% денег отчисляли кому-то. И кому они шли, сегодня все знают. Я озвучивал это в 2014 году прокуратуре. А еще раньше, на сессиях Народного Хурала, говорил: надо окружать себя профессионалами, ответственными, дисциплинированными людьми. Видите ли, время показало, что этого не было. Была несправедливость.

В последние несколько лет я уже могу с чувством ответственности сказать, что чиновники наши не занимаются поборами с тех же грантов, которые крестьяне получают, с тех же субсидий. Но просто не слышал, чтобы такое было. А в те годы, действительно, коррупция процветала. Я думаю, Бату Сергеевич очень серьезно настроен, чтобы бороться с коррупцией. Это мне нравится, импонирует. У него есть характер. У каждого спортсмена есть свой характер, иначе не достигнешь результатов. У меня свой характер, я боксер. Бату Сергеевич кикбоксер.

Столько сил, времени отнимало у меня то, что я боролся за эти субсидии фермерам. В 2013 году Минсельхоз республики вообще оставил фермеров без федеральных субсидий: проморгал, что ресбюджет не погасил свою часть. В 2017 году по нашей просьбе, по письмам Ассоциации КФХ и ЛПХ РК республике были выделены 42 млн рублей дополнительно. Для фермеров просили, а фермерам они не достались. Я узнал об этом, пошел к Алексею Маратовичу, он пригласил министра. И половина этих денег ушла-таки крестьянским хозяйствам.

Только половина?

– Да. Помимо этого, мы обращались в Совет Федерации. И республике были выделены дополнительно 112,9 млн рублей по программе создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации (агростартап). Эти средства по нарастающей идут, до 2024 года включительно. То есть нам далеко не безразлично все, что происходит в республике, в нашем министерстве. Мы здесь выросли, живем здесь. Крестьян надо поддерживать, иначе как? Республика аграрная, это основная отрасль, ее, конечно, надо развивать. Через эту программу создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации (агростартап) можно уже укрупняться, объединяться. Уже можно бизнес-планы строить, не просто откормплощадку организовать. Скооперировавшись, несколько хозяйств могут переработку потянуть. Рабочие места дополнительно создать. То, чего у нас, к сожалению, нет. Вот над этим надо работать.

– Поменяв порядок распределения субсидий, чего хочет добиться региональный минсельхоз?

– Справедливого распределения господдержки, помочь тем хозяйствам, которые рискнули сохранить поголовье животных, не распродали их поздним летом или осенью. Особенно это касается племенных хозяйств, в которых сосредоточено ядро нашего животноводства, их содержание обходится куда дороже. Понятно, что все сохранить не удастся, но основу – вот главная задача.

Ну, и прозрачности хочет добиться министерство при перечислении средств. Это, наверняка, тоже учитывали при создании порядка?

– Да, обязательно. Ведь потом последуют проверки, пойдут по этим деньгам. Наши правоохранительгые органы не дремлют в этом плане. Они тут же по следам государственных денег начинают идти. Поэтому надо и себя обезопасить, чтобы все было перечислением, чтобы все было видно, чтобы государство видело, что, действительно, эти деньги ушли по целевому назначению. Также министерство, по моей информации, планирует все свои шаги по доведению средств освещать в средствах массовой информации.

Что бы вы сейчас посоветовали нашим фермерам и республиканскому минсельхозу? Все-таки сроки сжаты, надо успеть…

– Многие до последнего надеялись, что в октябре пойдут дожди, трава появится. Но, как видите, на дворе сегодня уже минус, снег начинает местами падать. Надо искать корма. Деньги будут, и, если на территории республики нет возможности солому заготавливать, надо выходить на другие регионы. Сами фермеры, конечно, будут искать, где подешевле, по своим каналам, но в частном порядке не смогут бороться с ценами в соседних регионах. Возможно, это получится с помощью полпредства Президента России в ЮФО? У них уже есть письмо замруководителя Федерации независимых профсоюзов России Чуйкова, я обращался к нему по этому вопросу.

А наши крестьяне очень ждут, чтобы быстрее деньги пришли. Будет очень обидно: столько лет работать, наработать поголовье, хозяйство свое – и потерять. Допустить этого нельзя. Если будем продолжать, как в басне Крылова лебедь, рак да щука, то у нас ничего не получится.

А вместе мы выйдем из этой тяжелой ситуации. Только надо вместе и сообща.

Татьяна ЦУРЮМОВА
Фото: Николай БОШЕВ