Вчера в библиотеке Центрального хурула прошла презентация книги Геннадия Корнеева “Священные знамена ойратов и калмыков”. Модератором выступил автор, который вызывал на сцену каждого гостя и представлял его как “важного человека, который подвигал меня на этот труд”.
Энтузиаст и краевед-любитель, герой материала “Степных вестей” Олег Минаев, например, занимается историей калмыков и калмыцких родов, историей их знамен и символов. Поэтому его советы по подбору иллюстративного ряда внесли вклад в текстовую часть книги и помогли художникам, которые восстанавливали вид древних полотен.
Другой энтузиаст, собравший богатый архив по знаменам некоторых калмыцких родов, Иван Улюмджиев, предоставил автору материал, о котором до недавнего времени не подозревала широкая публика.
Администратор Троицкого хурула Хонгор Нерюпов, говоря о большом значении реконструированных святынь акцентировал внимание на восстановлении духовных связей калмыков на тонком уровне.
– Знамена, опора боевого духа и начала калмыцкого народа, благодаря труду Геннадия Корнеева, восстановлены. Дальше последует восстановление связи с божествами на тонком духовном уровне. Чтобы дальше укреплять и дух калмыков, и развитие нашей республики и страны в целом, – сказал он.
А представитель Главы Калмыкии в Народном Хурале Араш Манджиев был приглашен на сцену, как “потомок зюнгаров, которые пришли из павшего государства в Калмыкию и до сих пор живут здесь, хранят память о великой родине всех ойратов”, так представил его автор книги.
– Впервые встретился с Геннадием в Центре развития калмыцкого языка, который тогда был совсем еще не центр. Потихоньку начали его реанимировать, он действует. Бату Сергеевич всегда дает “добро”, если дело касается развития калмыцкого языка, культуры, традиций.
А как представитель зюнгарского рода хочу сказать, что восстановленные святыни – это достояние, которое принадлежит всем калмыкам, – подчеркнул Манджиев.
На сцену пригласили и художников – они кропотливо восстанавливали три стяга, молебен-освещение которых прошел в этот же день. Светский художник Олег Чудутов на протяжении года рисовал знамя Дондук-Даши. Буддийский мастер Татьяна Музраева также филигранно работала над полотнами ойратского нойона Эсельбейн Сайн-ка и Дайчин Тенгри, осенявшего ойратских воинов в войне с Наполеоном. Публика отметила их труд громкими аплодисментами.
Автор предисловия и научный редактор труда Леонид Бобров рассказал в интервью “Степным вестям”, чем тема, поднятая Корнеевым, оказалась ему близка.
– С одной стороны, она связана с изучением военно-культурного наследия ойратов. С другой стороны, тесно связана с духовным наследием. Недаром в цинских источниках, которые описывают знамена джунгар, сказано, что все их знамена “мани” покрыты мантрами, и когда ветер колышет их, он читает мантры.
Мы прекрасно знаем, что Джунгария, да и Волжская Калмыкия, Калмыцкое ханство, были государствами, несущими мощные традиции буддизма. И так же как монголов Чингисхана объединяла Яса, так же и ойратов XVII века объединял буддизм. Не зря некоторые походы Галдан-Бошогту хана называют желтыми, потому что это были ко всему прочему и походы за веру.
Книга эта – шаг не только к изучению военной истории, но и возрождения традиций. Мне очень понравилась идея ребят не только изучать знамена, но и реконструировать их в том виде, в котором они были изначально.
Ест в книге моменты, с которыми мне хочется поспорить – это нормально, в науке так и бывает. В дискуссии рождается истина. Но в целом ценю труд.
Уверен, что такое издание должно быть в каждой школе, учебном заведении, клубах по интересам. И уверен, что книга станет не только важным этапом в изучении военно-культурного наследия ойратов и калмыцкого народа, в частности, но и важным этапом в привлечении внимания молодежи к изучению традиций и культуры народа.
Напомним, вчера в «Золотой обители Будды Шакьямуни» прошел торжественный молебен-освящение реконструированных знамен. Перед церемонией настоятель хурула рассказал о значении для буддизма святынь.
Фото: Виталий Катышкин