– Как-то раз я был в Ставрополе и зашел в магазин «Блок-пост», это типа советского «Военторга». Ностальгия что-то нахлынула. Стою и рассматриваю армейские вещи. Гляжу, планшеты, ремни, кобура и – форма висит в спарке! Точь-в-точь, какую мы в Германии носили. У меня тут же возникла идея. Здесь нас трое, точнее, в Элисте, Вознесеновке, Ергенях, а в Лагани живет еще один наш полчок, Серега Катаев. Он постоянно приглашает в гости, но как-то руки не доходили. И тут  меня осенило: приедем, обязательно приедем, но только в военном обмундировании; сюрприз, так сказать. Указывая на форму, спрашиваю продавщицу: «Это последняя?» Она в ответ: «А сколько вам надо?» Говорю: «Четыре, только разных размеров». Называю нужные, она сообщает, что через два дня будет.

Приехал. Женщина выкладывает на прилавок четыре гимнастерки и четыре галифе. Сразу докупаю амуницию: погоны, пилотки, звездочки на них, ремни, сержантские планшеты, кобуры. Спрашиваю про значки ГСВГ, оказывается, нету, но есть гвардейские. Беру. Одним словом, упаковался по полной программе, сапог, правда, не нашлось, даже простых кирзачей, не говоря уже о юфтевых, хромовых. Потом в Элисте в поиске все обошел, в военкомате был – бесполезно. Лишь спустя некоторое время с трудом отыскали типа десантных, но пойдет!

Обзваниваю ребят – мы все из одного курсантского взвода Бранденбургской сержантской школы – приезжайте, мол, есть предложение. Собрались. Объясняю задачу: «Есть идея навестить Серегу, только чтобы он и не подозревал. Свалимся, как снег на голову». Конечно, все согласились. Разрабатываю наш логотип, заказали наклейки на машину. Нашли флаг, сделали на нем соответствующую надпись.

Когда облачились в форму – у всех аж глаза загорелись: вот она, молодость вернулась. Короче, идем в сторону гостиницы «Элиста», все на нас смотрят ошалело, бабушки подходят: «Ребята! Ребята…» – и слезы на глазах. Начали клеить эмблемы на машину, флаг крепить. Люди, идущие на светофоре по пешеходному переходу, чуть ли шеи не посворачивали – до того все необычно было.

Ну, и рванули на Лагань. Не доезжая Улан Хола – пост ГАИ. Выскакивает из него лейтенантик с жезлом, тормозит. Останавливаемся, что случилось, мол? А он: «Нет, ребята, все нормально. Просто вижу на машине написано ГСВГ, мой батя тоже служил в Германии. Интересно стало».

Привет бате – мы поколесили дальше. В Улан Холе остановились возле магазина. Вышли, стоим, курим. Смотрим, вокруг нас начинает кучковаться народ, мужики примерно нашего возраста. А один, слегка поддатый, уставился, смотрит, смотрит, а потом выдает: «Ребята, ну, как там, в Германии?..» «Нормально, говорим, в Германии, всё нормально», – с этими словами двинулись к конечной точке нашего путешествия. Только тронулись, лаганец наш звонит: «Ну, где вы?»

На подъезде к городу видим, стоит Серегина машина и он рядом. На полном газу подкатываем к нему, резко тормозим – пыль из-под колес – все трое выскакиваем из салона, построились, я командным голосом: «Отделение стройся! Равняйсь! Смирно! Равнение напра-во!» – и строевым шагом к нему. Это надо было видеть! Сказать, что Серега обалдел – значит, ничего не сказать. Докладываю: «Группа бывших курсантов Брандербургской сержантской школы для мероприятия прибыла!»

Рассказ Сергея Бадендаева о той памятной поездке можно было слушать до бесконечности. И как тепло встречали их лаганцы, и как ошалевшие москвичи – подводные охотники – не могли взять в толк, кто это прибыл на лотосовые поля. Решили, что снимается художественный фильм о войне. И как до утра вспоминали армейскую службу, и как тепло их провожали.

Для молодых докладываю: аббревиатура ГСВГ расшифровывается так: Группа советских войск в Германии, а предшественницей ей была Группа советских оккупационных войск в Германии, которая была сформирована приказом ставки Верховного главнокомандования 10 июня 1945-го года. Через девять лет она обрела привычный статус – ГСВГ.

Большинство маршалов, генералов, высший офицерский состав, будущие политики, известные актеры и даже космонавты прошли школу обучения и воспитания в этой элитной группе войск Советской Армии. Спустя много лет, после объединения Германии, наш контингент был оттуда выведен. Последним в 1994-м году, спустив Государственный флаг Российской Федерации в Вюнсдорфе, территорию наших войск покинул начальник штаба Западной группы войск генерал-полковник Терентьев Антон Владимирович, ныне президент Межрегиональной общественной организации «Союз ветеранов Группы войск в Германии» (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ).

Стоит отметить, что за 49 лет существования этих подразделений в них отслужили порядка восьми миллионов советских граждан; в Калмыкии их сейчас около 800-850.

– В этом году, 9 мая, исполнилось ровно тридцать лет, как наш призыв отправился на службу, – рассказывает председатель калмыцкого реготделения Союза ветеранов Группы войск в Германии Вячеслав Сакиркин. – В связи с этим, решили создать у нас в республике свою организацию. Обратились в военкомат, нам сказали, что нужно согласовывать с Москвой. Позвонили напрямую генерал-полковнику Терентьеву. Он одобрил и пообещал всяческую поддержку. У нас просто крылья выросли! Стали обзванивать всех, кого знали, однополчан, знакомых, те, в свою очередь – других. Короче, волна пошла среди ветеранов ГСВГ и ЗВГ. Докатилась уже до соседних краев, республик и областей. Так что мы ожидаем гостей из других регионов – у них такого нет. Москва даже удивилась: ну, вы, калмыки, даете! Только организовались и уже праздник закатываете грандиозный. Другие сидят себе тихой сапой, а вы – просто молодцы.

Стоит отметить, что российский «Союз ветеранов Группы войск в Германии» подготовил памятные медали; на каждый регион выделяют по пять. Для наших ребят сделали исключение: свыше двадцати штук и почетные грамоты. Администрация Главы Калмыкии Алексея Орлова и мэрия Элисты инициативу одобрили. А 1 Мая ребята ездили на праздник в Ергеня, где были и скачки. Так, по словам Вячеслава, их там толпа окружила, как будто они с фронта вернулись, и каждый норовил прикоснуться к флагу, подержать его в руках. Один дедушка, возвращая полотнище, произнес запоминающуюся фразу: «Как будто вновь в Германии побывал!»

А тридцать лет назад, в 1987-м году, именно в День Победы, Вячеслава и еще 256 молодых ребят из Калмыкии «забрили» в армию. Потом – автобусы на Ставрополь, транспортный самолет до Франкфурта-на-Одере, куда и приехали «купцы» (кто служил в армии, тот знает). Нашим салагам, можно сказать, повезло – других отправили в Афган. Именно к этому юбилею они и хотят закатить торжества на всю ивановскую. Так что 10-го июня в Элисте, на площади Победы, будет шумно и многолюдно. Председатель калмыцкого реготделения Союза ветеранов Группы войск в Германии Вячеслав Сакиркин приглашает к десяти утра.

В советские времена служить в ГСВГ считалось очень престижно, да и почетно: зарубеж как никак.  Все призывники мечтали туда попасть. Чистота на улицах, везде порядок, пунктуальность, в магазинах обилие всего, вплоть до жевательных резинок – начиная от простых фруктовых и кончая «Орбитом» и «Диролом», – были бы деньги. А они были. Вячеслав Сакиркин, например, служил водителем командира отделения самоходной артиллерии с зарплатой 52 марки, плюс получал 16 марок как замкомвзвода. Естественно, к дембелю изрядно подкопил, чтобы не ударить в грязь лицом перед родственниками и односельчанами. Как по секрету Слава рассказал, он ради этого даже спекуляцией не брезговал: в крупных городах, типа Лейпцига, Дрездена, покупал «мешочки смеха» (незамысловатая игрушка: развязываешь мешочек, а из него громко разносится идиотский хохот) по одной цене, а в небольшом городишке Шёнвальде, расположенном в лесу, в своей части, продавал уже с накруткой.

Так что домой привез подарков полный чемодан богатства: несколько блоков сигарет, «мешочки смеха», косметику, наклейки разные, полиэтиленовые пакеты с фотографиями кинозвезд, скатерти, платки, банные полотенца.

Сейчас же этого добра у нас пруд пруди. А вот то, что генерал-полковник Терентьев заявил: специально к празднику для калмыцкого отделения Союза ветеранов Группы войск в Германии будет пошит флаг с символикой ГСВГ – это нигде не купить. Он объединит всех, кто отдал долг Родине за ее пределами, в частности, в ГДР.

– В памяти отложились только светлые воспоминания; со временем служба покрылась романтическим налетом, негатив забылся, остался только позитив в виде крепкой армейской дружбы, – ностальгирует сержант запаса Сергей Бадендаев. – Такое не забывается! Так что с нетерпением ждем 10 июня.

На снимках: незабываемая встреча (слева направо) – Шагальдинов Зула, Бадендаев Сергей, Нусхаев Дорджи, Катаев Сергей; курсанты Бранденбургской сержантской школы 1976 г.; враг приближается (под Хулхутой); к отражению атаки готовы; цель вижу; армейское братство; на марше – Бессмертный полк; у Вечного огня; военные водители – фото на память; Гена Кайбагаров (г. Целиноград), Трептов-парк, (Берлин); перед началом учений – подготовка позиций к обороне; дежурный по автопарку; регулировочный взвод на полигоне (Магдебург); долгожданный приказ Министра обороны СССР.

 

Фото Николая Бошева и из архива Сергея Бадендаева