Тенденции, определившиеся на только что завершившемся ежегодном Красноярском экономическом форуме «КЭФ-2023. Время Сибири», дают пищу для размышлений.
Россия все мощнее разворачивается на восток. Ухудшение взаимоотношений с коллективным Западом, безудержная антироссийская санкционная политика, разрыв экономических и деловых связей с Европой существенно ускорили этот процесс. Центр интересов нашей страны перемещается в азиатский регион. «От Сибири ждут взрывного развития», – подчеркнул губернатор Красноярского края Александр Усс. Она становится центром экономического роста, центром компетенций, центром притяжения кадров и одним из ключевых логистических центров страны.
Это чувствовалось и на форуме: в КЭФ-2023 приняли участие не только представители зауральских регионов – Бурятии, Хакасии, Тывы, Томской, Омской, Новосибирской областей и пр., но и гости из центральной, северо-западной частей страны, юга России, а также из ближнего и дальнего зарубежья.
В связи с тем, что российские компании, нацеленные ранее на европейский рынок, переориентируются на азиатские направления, одним из главных вопросов становится создание новых логистических коридоров с возможностью включения в них всех регионов страны. Пока пропускная способность транспортных линий Сибири и Дальнего Востока крайне недостаточна. Однако в настоящее время здесь реализуется программа модернизации «Восточного полигона», по которому идут грузы из Европы в Азию и обратно. «Восточный полигон» – это сеть железных дорог протяженностью свыше 14 тыс. км, которая охватывает республики Саха, Бурятия, Еврейскую автономную область, Красноярский, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Иркутскую и Амурскую области. Основными связующими ветками являются БАМ и Транссиб.
При этом участники форума отмечали, что основные товары, экспортируемые на восток, создаваться должны как можно ближе к азиатским рынкам, то есть в сибирских регионах. Ресурсный потенциал для этого есть. Но одной из серьезных проблем является демография. Поднять экономику без людей невозможно, поэтому в Сибири планируют создавать (и этот процесс уже начался) не только современные производства, но и мощную социальную базу, а также комфортную среду для проживания.
С одной стороны, заселение Сибири – процесс правильный и необходимый, с другой, существует опасность радикального сокращения населения в европейской части страны. Если оно будет происходить за счет оттока людей из мегаполисов и крупных агломераций – это одно. Но если люди, особенно молодые, побегут из городов и районов, где и без того ощущается нехватка населения, – это очень тревожный сигнал.
Регулировать процесс перемещения населения можно путем использования потенциала, имеющегося в каждом конкретном регионе.
Например, для Сибири важно, чтобы точкой развития стал российский Юг, особенно прикаспийская его часть. Потому что именно через Каспий можно выйти на новые дружественные рынки. Это отметил и глава компании «Русал» Олег Дерипаска, заявив: «Для выхода на новые рынки надо строить и расширять порты как за Уралом, в Арктике, так и на Каспии. Использование каспийских портов открывает российскому бизнесу доступ к двум миллиардам населения. Это важно. Денег у страны не так много, в следующем году их практически уже не будет. Потребуются иностранные инвестиции. Мы слишком долго и слишком большую ставку делали на Европу. И сейчас в сложившихся политических условиях поставляем туда газ и уголь. Им тепло, светло, они выступают против нас и о мире не думают. Надо перестраиваться. У нас есть дружественные рынки, объем которых для нас оценивается до 30 трлн. Мы можем и должны до них дотянуться».
Строительство новых портов на Каспии даст импульс к развитию экономики близлежащих регионов, сделает их максимально привлекательными для жизни и более устойчивыми в демографическом плане.
Важно также отметить, что выстраивание новых транспортных маршрутов – дело не отдаленной перспективы. По мнению экспертов, деньги в России заканчиваются. В 2023 году их уже не будет. Без зарубежных инвестиций не обойтись. Значит, выходить на новые рынки надо в ближайшее время. О. Дерипаска считает, что сложная ситуация в экономике страны будет сохраняться до середины 2025 года – пока не перестроим логистические цепочки.