Насколько успешно в ЮФО расселяют аварийные дома?
В сентябре истекает срок действия федеральной программы переселения граждан из аварийного жилья. Успели ли в ЮФО переселить владельцев опасных домов и довольны ли собственники новыми квадратными метрами, выясняли корреспонденты “РГ”.
Запутались в бумажках
В Крыму программа переселения из аварийного жилого фонда официально должна была начаться в 2014 году и завершиться за четыре года. На нее из федерального и республиканского бюджетов выделили почти миллиард рублей. Планировалось расселить 49 многоквартирных домов площадью 17665,77 квадратных метра, в которых проживали 1260 человек.
Однако в 2014 – 2015 году приступить к программе не удалось, потому что необходимо было сначала принять нормативно-правовые акты для урегулирования имущественных и земельных отношений, оформить разрешительную документацию и определить порядок выбора исполнителя. Эти документы утвердили только в феврале 2015 года. Затем началась процедура выделения земли, усложненная отсутствием у муниципалитетов актуальной градостроительной документации. Чтобы не ждать оформления новых участков для строительства, в некоторых муниципалитетах решили завершить возведение зданий, готовых в среднем на 30 процентов.
Из-за всех этих перипетий первые два дома по программе сдали только в конце прошлого года в Феодосии и Щелкино. Причем с недоделками, на устранение которых тоже потребовалось время. Под занавес 2016-го комитет Госсовета РК по строительству и ЖКХ раскритиковал работу профильного министерства, посчитав, что задача не выполнена, потому что за минувшие три года только 306 жильцов аварийных домов получили 119 квартир в новостройках. В отставку за эти годы были отправлены два министра ЖКХ, не сумевших ускорить реализацию программы.
– Ликвидация аварийного фонда остается одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы, – говорит нынешний министр ЖКХ РК Марина Горбатюк. – До конца нынешнего года планируется завершить строительство девяти многоквартирных домов для переселенцев. Это позволит переселить 951 жителя и ликвидировать 13 618,92 квадратных метра аварийного жилья.
Вовремя успели?
Но ситуация в Крыму скорее исключение из правил. Почти все остальные регионы рапортуют о том, что намерены уложиться в отведенные сроки, в крайнем случае – до конца года.
В Адыгее на переселение с 2011 года направлено свыше 424 миллионов рублей. За это время построили восемь многоквартирных домов, в которых получили жилье 1279 человек (464 семьи). Для полной ликвидации аварийного жилфонда планируется переселить еще 235 человек (105 семей) из четырех многоквартирных домов площадью 3,7 тысячи квадратных метров.
В Калмыкии за время работы программы переселили жильцов с почти 40 тысяч квадратных метров. Квартиры получили более трех тысяч человек.
В Волгоградской области, по информации комитета строительства, предстояло освободить 79 тысяч квадратных метров аварийного жилья. Порядка 60 тысяч уже расселено, около четырех тысяч человек переехали в новые квартиры. С оставшихся 18,6 тысячи квадратных метров аварийного фонда, где проживают около тысячи человек, расселение проведут благодаря строительству четырех многоквартирных домов в Краснослободске и четырех – в Калаче-на-Дону. Таким образом чиновники обещают к концу года полностью завершить программу. Ростовская область справилась с задачей досрочно.
– Переселение граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года общей площадью 101,5 тысячи квадратных метров. Благоустроенные квартиры получили более 2,6 тысячи семей, – заявил заместитель губернатора Ростовской области Сергей Сидаш. – Но мы не останавливаемся на достигнутом.
Сейчас на Дону утверждена новая региональная программа. В нее вошло жилье, признанное аварийным с 1 января 2012 года, это около 200 тысяч квадратных метров. Переселять владельцев таких квартир планируется с 2018 года по 2030-й. В рамках новой адресной программы будет отселено около четырех тысяч семей. На эти цели планируется выделить шесть миллиардов рублей из областного бюджета и один миллиард – из муниципальных. Уже в текущем году в регионе намерены освободить более 10 тысяч квадратных метров аварийного фонда.
Из аварийного в нежилое
Вместе с тем далеко не всегда переселение из опасных для проживания квартир проходит гладко. К примеру, в селе Веселом Ростовской области жильцов аварийного дома переселили в бывшее хозздание. До того, как оно стало жилым, здесь мыли доильные аппараты и выращивали грибы.
Модернизировать производственное помещение и превратить его в жилой дом придумала местная бизнес-леди. Несколько лет назад она приобрела здание в частную собственность и получила разрешение на реконструкцию. А затем “арт-объект” выставили на торги как жилой дом, и сельская администрация выкупила в нем квартиры для льготников – участников госпрограммы переселения из ветхого жилья.
– Согласились на проведение аукциона скрепя сердце, но квартиры в этом доме были относительно дешевые, а в 2011 году закон о переселении был более жесткий, и у жильцов не было права выбора, закон давал указание переселить, а куда и как, было неважно, – признаются в администрации, но отмечают, что те условия, в которых жили переселенцы, и те, что им предоставили, – небо и земля.
Сейчас из десяти семей, получивших ключи от нежеланных квартир, в доме живут только семь.
– Мы же выросли в поселке и знаем это здание как облупленное, – рассказывает хозяйка квартиры-“грибницы” Оксана Фомичева. – Еще с детства помню: в цехе мыли доильные аппараты, а шланг с постоянно включенной водой на полу лежал. Лет 10 назад рухнула крыша, а если это случается, здание быстро приходит в негодность. Тем более если оно и отремонтировано некачественно. Мы судились два года, добивались, чтобы здание признали непригодным для жизни, но потом у меня родился третий ребенок и не до судебных разбирательств стало.
По мнению общественного защитника Николая Ларина, в таких случаях оспорить договор приобретения жилья крайне сложно, а вот заставить власть привести его в соответствующее состояние вполне возможно:
– Для этого нужно поднять все представления прокуратуры. В нарушении ее предписаний местные органы власти ремонт данного строения не проводили, а это, на мой взгляд, дает основание для дальнейшего разбирательства.
Источник: “Российская газета”
Фото Николая Бошева