11 марта в Национальном музее  Калмыкии им. Н. Пальмова была открыта международная выставка «Крестный путь. На стыке культур», которая завершит свою работу 12 апреля. «Степные вести» давали краткую информацию об уникальной передвижной выставке «Крестный путь», стартовавшей в 2017 году в Тюмени. Автор проекта, заслуженный художник РФ Николай Чибисов сопровождает свое детище по России, и в каждом регионе выставка дополняется работами местных художников. В Калмыкии – не только работами художников творческой группы «Кочевники»,  дополнилось и название – «Крестный путь. На стыке культур».

 Главная цель подвижнического труда Николая Петровича как руководителя секции «Религиозное искусство» Творческого союза художников России (группа калмыцких художников «Кочевники» входит в это объединение) – показать, что духовное начало народа, его веру не может уничтожить даже самое жестокое тоталитарное государство. Что, пройдя крестный путь страданий и испытаний, оно не только возродилось, но и получило развитие в современном искусстве.

Символично, что 28 марта, когда показывали гостям Элисты выставку, в соседнем зале музея проходил молебен-благодарение танки «Зеленая Тара», которую на время привезли из Ставропольского музея. Она исчезла в 1930-е годы, в период гонений на религиозное духовенство, и появилась на рынке Ставрополя в 1946 году. Но танка так и не вернулась на родину – ее бережно хранят в зале этнографии Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Н. Прозрителева и Г. Праве, и привозят на временную экспозицию в Калмыкию.

А сколько подобных бесценных артефактов было уничтожено и сожжено в угаре классовой борьбы… Выставка начинается с картины Натальи Шаровой «Забвение», и это действительно введение, вступление в тему. Глядя на священника, печально стоящего в разрушенном, с ободранными стенами храме – все выдрано с корнем, мы невольно вспоминаем судьбу Хошеутовского и других исчезнувших хурулов.

Но невозможно убить веру предков. Об этом свидетельствует наше современное искусство. Народный дух эпоса в эскизах декораций к опере-балету «Джангар» Валерия Яшкулова. Божества буддийского пантеона в танках Александра Поваева, полотнах Николая Шиняева, скульптурах Нарана Эледжиева, Владимира Васькина. И лики Иисуса Христа, Богоматери в произведениях православных художников выросли из глубинной духовной культуры народа.

Звучит живописная мантра Виктора Ургадулова «Ом мани падме хум», проступает сквозь полотна вязь молитвы «Отче наш…».

Умиротворяющим покоем веет от картин Виктора Терехова «Вечерний звон», «Просветление», «Праздник Белого месяца» и художественных фоторабот Николая Бошева «Дом кочевника», «В тишине», «Цаган аав».

И этот мир духовной жизни Калмыкии войдет в мировое художественное пространство. Ведь по итогам грандиозного проекта Николая Чибисова будет издан альбом, в который войдут работы, представленные Калмыкией на выставке «Крестный путь. На стыке культур». «Степные вести» будут следить за продвижением выставки и сообщат читателям о выходе альбома.

Фото: Николай БОШЕВ