История – субстанция неосязаемая, иногда невидимая. Как-то в феврале вышли женщины с кастрюлями – нет хлеба; потом вдруг возникли сложности с железной дорогой; потом у ​ царя ​ появляются генералы и депутаты Государственной Думы  – и венценосный монарх России подписывает отречение. И… тысячелетняя история огромной страны летит в тартарары, в ад гражданской войны.

На днях два человека, два руководителя встретились в благополучнейшей стране, и мы достоверно не знаем, о чем они говорили. Уже есть официальная информация, но, возможно, мы так и не узнаем, что на самом деле произошло, узнают, наверное, в далеком будущем наши потомки. Но лично мне показалось, что судьба мира сейчас – на весах истории. Это только кажется, что мы, каждый из нас,​ далеки от этого мира выверенных фраз, уверенных людей, вспышек фотоаппаратов, мира большой политики. Но это не так, далеко не так.

Поэтому в преддверии третьего празднования Дня республики хотелось бы поделиться своими мыслями, ощущениями, анализом исторического момента. Надеюсь, что мои ​ мысли и предложения будут интересны и где-то востребованы. Взгляд отсюда, из Москвы, конечно, отличается фокусировкой, если так можно сказать, иногда другими цветовыми ощущениями, поскольку столица России, Российской Федерации, живет своей жизнью, насыщенной своими событиями, большими и малыми.​

Так получилось, что я совсем молодым попал в Верховный Совет Калмыцкой АССР в тот период времени, когда начал распадаться Советский Союз. Это был настоящий представительный орган власти, обладавший серьезными законодательными полномочиями, и здесь я получил ценный и уникальный опыт в республиканской политике. Старшее поколение, пусть не в деталях, но что-то наверняка помнит: сформированный в период так называемой перестройки, Верховный Совет Калмыцкой АССР на какой-то отрезок времени стал реальным центром ключевых решений, причем последние принимались в публичной форме, в рамках парламентских процедур. Как показала практика, требуются люди, подготовленные именно к парламентской деятельности, и мало быть хорошим учителем,​ профессионалом-врачом, успешным директором совхоза или председателем колхоза. Но это общего плана проблема, к профессиональным знаниям и опыту – а это, безусловно, фундамент – должны добавиться навыки парламентаризма, которым надо учить; насколько знаю, процесс этот на федеральном уровне уже запущен.

Достаточно успешно Верховный Совет начал​ свою деятельность, но, к сожалению, затем ​ эта деятельность зашла, точнее, ее завели – в тупик. И к стремительному развитию событий в центре республиканский парламент оказался не готов, не стал он также стабилизирующим фактором. Причина – не договорились влиятельные лица, которые хотели получить все.​

Все в политическом смысле получили другие.

Вместе с тем были и хорошие дела. Благодарен до сих пор депутатскому корпусу,​ который поддержал мое предложение: удалось сделать первые шаги по юридической​ реабилитации депортированных лиц, которым в малолетнем возрасте в силу чрезвычайных обстоятельств (чтобы они не попали на лесоповалы) занижали возраст. Также был внесен проект закона, в котором предлагалось в качестве частичной компенсации предоставить скот (овец в первую очередь) депортированным, а также​ тем, кто там, в Сибири и на Крайнем Севере, родился. Увы, ходу инициативе не дали.​

К чему все это пишу? В настоящей политике важно ощущение историчности момента, обостренное чувство понимания ситуации акторами, то есть людьми, влияющими на наши с вами судьбы, людьми, которые находятся на арене истории.​

Сейчас Калмыкия приближается к своему, больше психологическому, экватору после того, как у руля республики встало новое руководсто. В одной из своих статей уже акцентировал внимание на колоссальной ответственности руководства, особенно первого лица.

Как говорил один классик, политика – это не тротуар Невского проспекта, а извилистый, где-то с буераками и оврагами, путь. События последних​ лет все ощутили на себе в той или иной степени. Своего рода Швейцарии, где с тихим шорохом штабелевались бы денежки, у предшественников не получилось. Темперамент людей и, видимо, карма не позволяют нашей непростой малой родине находиться в гармоничном состоянии. Кто-то хочет справедливости,​ и где-то​ это​ воспринимаемо; кто-то, наоборот, хочет провести остаток жизни, как персонаж из “Семнадцати мгновений весны”, в домике с синим бассейном​ в южной стране. Возможна и реставрация существовавших порядков, а почему бы и нет, считают третьи. Ведь каждому – свое, гласит фраза, впоследствии оказавшаяся на воротах нацистского концлагеря.​

Отчетливо понятно, что, в отличие от лихих девяностых, руководство республики находится в конкретно обусловленной и где-то жесткой вертикали исполнительной власти. Многое и по компетенции не входит в правомочия местной власти, особенно в части федеральных, правоохранительных органов. Но есть такие маркеры малых побед и успехов, и по ним видно, что делаются определенные шаги в правильном направлении, ведь невозможно за два с половиной года чего-то кардинального достичь, тем более что разуверившееся население большей частью занимало позицию, которая хорошо показана в старом фильме “Свадьба в Малиновке”.

Но иногда жизненный опыт, анализ ситуации подсказывают, что нужно первым в определенный момент сделать решительный шаг, действие, обозначить вектор движения, в результате чего наступает новая политического свойства реальность. Есть такое изречение на латыни – carpe diem, образно – “рвите розы, пока не поздно”, а дословно означает “лови мгновение”. Оно об этом.​

Считаю, что такой момент в республике приближается, хотя это не вопрос дней, недель, на мой взгляд, но в воздухе уже витает. Особенно это понятно для тех, кто уже видел, как быстро могут исчезнуть внешняя стабильность, экономическая устойчивость, незыблемость правоохранительных органов, как это произошло в конце 1980-х, начале 1990-х в Советском Союзе. Иногда бывают времена, когда делать новое, идти в неизведанное чревато непредсказуемыми результатами. Но и не делать, с точки зрения последствий, тоже опасно, можно потерять контроль над ситуацией. Как бы не отслеживали ситуацию соответствующие компетентные организации, до конца нельзя быть уверенными в развитии и направленности общественных процессов. И они это осознают, думаю.​

Очевидно, что сейчас, в сложный период как российской, так и мировой истории, взят курс​ на стабильность, на сохранение устойчивости российского государства. Но там, наверху, иногда не совсем ясна подоплека многих событий, особенно в национальных регионах. Поэтому от руководителей национальных образований многое зависит, ведь действия какого-нибудь высокопоставленного чиновника федерального уровня оцениваются реально лишь его руководителем, а действия руководителей на местах, в республиках, подвергаются суду истории, и это​ надолго отдается эхом. Ощущают это эхо иногда не только сами акторы, но и их близкие и родные, такой исторический талион. Потому что в республиках – не просто население,​ а народ, народы.​

Многое зависит и от простых людей, самого народа, понятно, что за прошедшие 28 лет большинство стало конформистами, это объяснимо и принимаемо.

Сам, побывав в октябрьских событиях 1993 года, увидев, как жертвами в самом трагическом исходе стали обычные,​ где-то наивные люди – в плащах чуть ли не болоньевых, в одежде от обычных советских галантерей, – я осознал меру ответственности того, кто становится политиком, последствия зажигательных речей и красивых жестов. Кто был в окрестностях российского Белого дома, возможно, видел самодеятельный народный мемориал погибшим в этих событиях,​ крайне трагическое последствие политических действий и жестов. А сколько людей теряли работу, бросали насиженные места,​ уезжали в неизвестность,​ оставляя семьи и детей, сколько людей топили свое отчаяние в алкоголе, в депрессиях и срывах в те года!

В ноябре 1993 года решение отказаться от дальнейшей политической деятельности мною было принято осознанно; стал частным лицом,​ сперва де-факто, а потом уже и де-юре. Хотя кто-то полагает до сих пор, что я имею отношение,​ например,​ к Степному Уложению как правовому оформлению персоналистского режима первого президента Калмыкии; в частности, ​ Козачко А. В., председатель Народного Хурала, вот упомянул меня в числе соавторов. Надеюсь, тут какое-то недоразумение, абберация сознания, что ж, бывает.

Участие же в выборах в Государственную Думу ​в 2003 году не было обосновано политической логикой, целью которой является власть. Я полагал тогда, что в случае поддержки идей моей предвыборной программы ​могу стать в хорошем смысле лоббистом интересов республики и народа Калмыкии. Однако события показали, что эта позиция ​– электорально равная руководителю республики, воспринимается большинством как политическая, как шаг к должности первого лица. Ну, а лоббистом стала другая персона, кому надо, это знают, и, в общем-то, все стороны довольны, как говорится, real politik, каждый получил свой гешефт. Кроме народа, простых людей.​

Кстати, возможно, эта разница в подходах к целеустановкам в своих действиях частенько приводила к непониманию моих действий, мотивов моих поступков.​ Еще в 1993 году большое интервью со мной в республиканской газете провидчески называлось, по аналогии с известным фильмом про разведчика Зорге, – “Кто вы, адвокат Сенглеев?”.

В части же конструкции власти первого года президентства Илюмжинова К.Н. считаю, и уже писал об этом, указанный период плодотворным с точки зрения конституционного права,​ ситуационно обусловленным. Тем более что события на федеральном уровне, в Москве, показали тогда: альтернативой разрешению конфликта между исполнительной властью и законодательным органом может быть и начало,​ по сути, гражданской войны. Система постоянных представителей президента Калмыкии в районах, фактически префектов, была создана, сформулирована в течение недели​ мною и моими коллегами по рабочей группе ввиду того, что систему Советов, районных и сельских, ликвидировали 30, кажется, апреля 1993 года. Причем, как мне представляется, ликвидация не была инициативой победившей на недавних выборах команды.​ Это пояснение к прозвучавшей в мой адрес в одной публикации​ реплике – что я был своего рода​ могильщиком представительной демократии.

По моему мнению,​ люди тогда с большой активностью вручили власть новым лицам. Старая ​ номенклатура,​ особенно те группы влияния,​ что создали патовую ситуацию в Верховном Совете, тогда потерпела оглушительное поражение. Именно она, особенно ее лидеры, свои групповые интересы поставила выше общего блага – и проиграла. Но со временем лидеры проигравших групп влияния взяли реванш,​ пусть не самого высшего уровня, когда смогли-таки войти потом в сложившуюся систему​ и создать задел для более молодого поколения,​ особенно на министерском уровне. Ну и в экономическом плане они явно не проиграли. Сердцевиной всех действий у всех них, как мне представляется, был четко выраженный интерес какой-либо группы, забирающей львиную долю бенефитов. Уже писал и о трайбалистской подоплеке, и о калмыцком “deep state”. Это нужно знать, тем более, что потом могут (и, скорее всего, попытаются) вывернуть тему моральной ответственности на других, что уже было и в нашей истории.

Какие же шаги, действия будут судьбоносными? Что нужно делать, какой вектор будущих действий должен быть в республике?​

Считаю, что судьба республики и, собственно, народа в стратегическом смысле зависит от ситуации с сельским хозяйством, какие и в каком направлении будут приняты решения в отрасли. Сложившаяся система взаимоотношений в сфере животноводства явно не соответствует требованиям времени. Или мы будем друзьями, или, как поправил меня мой хороший товарищ,​ все-таки останемся сыновьями степи. Или же нас ждет тот легендарный, третий и окончательный исход – а это уже в головах некоторых подспудно существует, в виде ожидания​.

Экономическая политика через механизмы госкапитализма пока еще позволяет, на мой взгляд, сохранить и преумножить общественный капитал народа Калмыкии, не даст разбазарить окончательно его. И основное – позволяет правильно регулировать земельный вопрос.​

Как известно, Верховный Совет Калмыкии не дал преждевременно стартовать земельной реформе в виде пожизненного наследуемого владения, особенно в скотоводческих районах. Правда,​ произошло это после встряски, устроенной двумя молодыми по возрасту депутатами, мною и Александром Борисовичем Шагаевым, – мы тогда в качестве протеста сорвали пленарное заседание, выйдя из зала​ и тем самым унеся с собой кворум для принятия официального решения. Такое было тоже…

Считаю, что нужна настоящая стратегическая дискуссия по направленности действий в сельском хозяйстве,​ именно общенародная,​ в соответствующих законных формах, чтобы общество участвовало в обсуждении. Ведь есть все инструменты общественного участия и контроля.​

В связи с этим еще одним важным фактором развития является формирование современной модели взаимодействия государственных органов и общества, тем более что цифровизация процессов позволяет это делать. В этом же векторе​ и действия федерального центра, которому нужна объективная​ информация. Есть ​Центр управления регионом (ЦУР), он вполне может быть задействован общественностью именно в позитивных целях.

Необходимо изменить Основной Закон Калмыкии, с тем, чтобы он стал более практичным,​ если так можно выразиться: ключевыми должны быть положения​ об особенностях земельных и водных отношений. Считаю,​ что​ при принятии Водного Кодекса РФ частью субъектов Федерации не были поняты ряд положений, направленных на коммерциализацию водных ресурсов, и то, что это приведет к ухудшению общих условий хозяйствования экономических субъектов в регионах, например, в Калмыкии.​

Появление уже конституционного органа, Государственного Совета Российской Федерации,​ позволяет ревизовать​ ​ ряд моментов и в этом плане.

На наших глазах сейчас разворачиваются события,​ связанные с Центром опустынивания, и здесь очевидна разность подходов – уже привычного ведомственного и того, что учитывает​ мнение территорий, то есть региональный аспект. В силу особенностей этого вида работ либо деньги действительно реально пойдут в песок,​ прошу прощения за каламбур, и пустыня может стать садом, по крайней мере, она отступит, ее остановят. Либо есть риск того, что денежки пойдут в карман кого-то в соответствии с правилами “теневого государства” – “deep state” Юга России.

Та же история с печально известной организацией, судьба которой положительно решается, решена. Не даю ​ правовую оценку действиям​ ее руководителей,​ это забота и ответственность компетентных органов; акцентирую внимание на том, что это организация была федеральной, с соответствующим, федерального уровня, контролем как ведомственного,​ так и общего плана. Да, она находилась на территории Калмыкии, работали наши с вами земляки, но юридически, повторяю, подчинялась центру. Это важный акцент в оценке негативного фона, существующего вокруг этой темы.

Вообще подобные схемы были распространены и в советское время, даже при ​партийном и народном контролях, при наличии жестокой 93-прим статьи Уголовного Кодекса РСФСР. Организаторам и некоторым покровителям удавалось уходить иногда от​ ответственности и даже взлетать по карьерной лестнице. Конечно, были и те, кого​ доставало правосудие того времени: они уходили на​ ВМН (высшую меру наказания) либо на огромные срока.

Мне кажется симптоматичным, что скромный республиканский министр мелиорации в конце 1960-х за 9 лет делает блестящую карьеру, становится вопреки сложившейся практике назначения первым секретарем обкома в национальной республике; его же конкуренты теряют свои должности,​ а иногда и жизни, точь-в-точь, как это​ происходило на политическом олимпе советского государства.​ И республика в результате этого, на мой взгляд, потеряла свой позитивный​ ход, погрязла со временем в склоках, дрязгах, так как люди потеряли ориентиры, в том числе и нравственные. Вследствие этого республика, народ пришли ослабленными, не готовыми к решающим событиям перестройки и к ее, увы, печальным где-то последствиям. ​

Поэтому еще одним важным моментом является формирование общественной атмосферы, направленной​ на создание нового общественного капитала,​ что повлечет со временем и реальные ​изменения в экономике. Ведь в основе всего именно человек, его способность создавать​ добавленную стоимость. В этом плане всецело поддерживаю курс руководства республики на возвращение лучших традиций как советского периода,​ особенно в части общности многонационального народа Калмыкии, так и досоветского периода, когда не надо было после каких-то внешних инсинуаций доказывать, что калмыки в большинстве своем не предатели, не воришки.

Зная историю ойратов​ и своего зюнгарского рода,​ считаю: ключевым фактором сохранения народа является​ понимание того, что сформирован новый народ – калмыки,​ хальмг,​ здесь, в междуречье Волги, Дона и Кумы.​ Все остальное – от лукавого. Необходимо подумать о системном общении с нашими земляками любой национальности, разбросанными по городам и весям страны. Знаю, что руководством республики ​уже предпринимаются определенные действия в этом направлении. Полагаю, что нужен хорошо продуманный, современный алгоритм взаимодействия и деятельное участие в жизни республики нас, живущих вне Калмыкии. 

Судьба нас самих – в наших руках,​ мы знаем эту чеканную цитату, и она, как никогда, актуальна сейчас. Ведь еще есть самый ценный ресурс – достаточно квалифицированный, мобильный, способный адаптироваться к различным условиям человеческий капитал, люди, в большинстве своем любящие родную Калмыкию.​

Полагаю, что главное сейчас – не воевать в буквальном смысле,​ “налог кровью” уплачен​ сполна нашими предками, нужно стать победителями на экономических фронтах. Чтобы показателем победоносности было то, что рядом с брендами​  “корейский Самсунг”, “японская Сони”, “немецкий Фольксваген”, “испанский хамон”, “чешское пиво” был бы, например,​ “калмыцкий махан”. И это не шутка из Худлахар-шоу. Наше мясо пока без химических добавок и по качеству является “пищей для богатых”, оно не фастфудное.​

Таким образом, в существующей ситуации, если мы вместе внесем, “вошьем” в различные федеральные документы стратегического характера свое видение развития республики, ​докажем необходимость и полезность ряда действий как России, так и Калмыкии – это даст шанс позитивному развитию республики.​ Тогда все, кто обязан, и те, кто хочет, может, считает необходимым помочь республике, – будут действовать сообща во благо России и Калмыкии,  посвятят, образно говоря, себя​ “острию копья”. Тем самым не допустим того, чтобы мы, как песчинки, были разбросаны ветром Истории.​

Уралан,​ Калмыкия!​

Юрий Сенглеев,
член Общественной палаты Калмыкии