Кабмин отказался от выгодного экспорта, чтобы защитить внутренний рынок

Экспортные пошлины на зерно, введенные Правительством РФ в этом году для защиты внутреннего продовольственного рынка, будут сохранены и в следующем. Такой вывод можно сделать на основании заявлений РИА «Новости» о том, что федеральный бюджет на 2022 год формируется с учетом действия этих пошлин.

Вряд ли информация порадует тех производителей зерновых культур, кто рассчитывал на отмену пошлины нынешней осенью и сдерживал продажи внутри страны, создавая тем самым дисбаланс на рынке зерна.

По мнению аналитиков, оснований для отмены пошлины нет. Поэтому растениеводам придется планировать свою работу с учетом сложившихся реалий и новых мер регулирования рынка.

А новые меры состоят в том, что со второго июня Россия ввела механизм зернового демпфера при экспорте зерна. Он предусматривает плавающую пошлину на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя, которая рассчитывается на основе ценовых индикаторов с ценой отсечения по пшенице в $200 за тонну, по кукурузе и ячменю – в $185 за тонну. Пошлина рассчитывается еженедельно и составляет 70 % от разницы между индикативной ценой (среднее арифметическое ежедневных ценовых индикаторов) и базовой ценой. Так, на период с 28 июля по 3 августа пошлина на пшеницу составила $31,4/т, на ячмень – $38,5/т, на кукурузу – $49,9/т. С 4 по 10 августа ставка на пшеницу и ячмень не изменится, а на кукурузу – снизится до $49,6/т.

До введения демпферного механизма пошлина на экспорт пшеницы составляла 50 евро, кукурузы – 25 евро, ячменя – 10 евро за тонну.

Средства от таможенных пошлин на зерно будут направляться сельхозпроизводителям для возмещения части затрат, связанных с производством и реализацией зерновых культур, в частности, пшеницы, кукурузы, кормового ячменя. Размеры ставок на возмещение затрат будут определять регионы.

Ожидается, что выплаты могут начаться уже в августе. Минсельхоз РФ уже подготовил и направил на согласование проект распоряжения правительства о выделении бюджетных средств на субсидирование аграриев за счет пошлин на экспорт зерна.

Экспортеры зерна заявили, что и не ожидали отмены экспортных пошлин. «Это противоречило бы логике решения правительства, которое принималось для разрыва цен на мировом и внутреннем рынке, в том числе путем замедления экспорта», – подчеркнул председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин.

Ситуация на мировом рынке остается нестабильной, пояснил Зернин. Кроме ожиданий новой волны пандемии, рынок лихорадят слухи о климатических катаклизмах и постоянные попытки манипуляций ценами. Скорее всего, слухи о возможной отмене пошлин также распространяли манипуляторы, чтобы сформировать ложные ожидания у наших сельхозпроизводителей и сократить предложение российского зерна на мировых рынках, спровоцировав тем самым рост цен.

Гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко считает, что разговоры об отмене пошлины – не более чем попытка выдать желаемое за действительное. Обнуления пошлины после сбора урожая тоже ждать не стоит. По его прогнозам, «история с пошлиной будет долгой, и в ближайшие два года ее отмены или обнуления не произойдет». При этом эксперт допустил, что будут меняться параметры пошлины и сроки ее пересмотра – не каждую неделю, а хотя бы раз в два месяца, что было бы хорошо для рынка.

В связи с введением демпферных пошлин производителям зерна следует ожидать снижения доходности по тем агрокультурам, на которые они распространяются, подчеркнул гендиректор «Паритет Агро» Дмитрий Попов.

Этот прогноз подтверждает доклад “Аграрные пошлины: макроэкономический эффект и альтернативные пути поддержки населения”, подготовленный Институтом исследований и экспертизы ВЭБ. В нем указано: недополученная выручка российских аграриев в 2021/2022 сельхозгоду из-за плавающей пошлины и вызванного ею снижения внутренних цен на зерно составит $3,5 млрд.

В экспертной многоголосице высказывались разные мнения, вплоть до прогнозов, что механизм заградительных пошлин может сыграть против экономики в целом: упадут внутренние цены на зерно, сельхозпроизводители получат убытки, будут вынуждены сокращать площади посевов, и в итоге в перспективе мы недополучим ячменя и пшеницы.

Согласимся, не отменяется и такая опасность. Но здесь уже все зависит от мастерства регулятора в деле достижения балансов.
Пока же очевидным остается тот факт, что придерживать зерно в закромах в ожидании отмены пошлин – дело бесполезное. Производитель от этого может понести куда более серьезные убытки, чем от продажи товара на внутреннем рынке.

Придется привыкать к мысли, что пошлины будут сохраняться достаточно долго – до тех пор, пока мировой продовольственный рынок демонстрирует нестабильность и пока там сохраняется ажиотажный спрос на зерно. Это влечет за собой рост экспортной активности, которая, как известно, приводит к дефициту зерна. А зачем нам рост цен на внутреннем рынке?