Россия вместе с Ираном будет искать возможности обходить санкции Запада. Об этом заявил глава МИДа Сергей Лавров. Смена логистических направлений открывает новые перспективы для прикаспийских регионов страны. В их числе и Калмыкия.

«В сложившейся геополитической ситуации нужно использовать имеющиеся возможности и мыслить с точки зрения экономической эффективности и инвестиционной отдачи проектов, – так считает доктор экономических наук, академик РАЕН Валерий Абрамов. – Транспортный коридор с выходом на Иран и дальше может быть хорошей альтернативой коридору «Запад – Восток».

Иран сегодня – это своеобразный транспортный хаб, откуда российские товары могут идти в Индию (ее экономика сопоставима по своим масштабом с Китаем) и другие страны Индийского океана. Главная задача заключается в том, чтобы через эти ответвления нарастить поток экспорта насыпных и наливных грузов, контейнерных перевозок.

Наиболее подготовлены для перевалки и мультимодальных перевозок Оля́ и Махачкала. Но возможность нарастить потенциальные объемы есть и у Лагани. Именно поэтому будет задействовано несколько траекторий. В порту Оля уже провели комплекс дноуглубительных работ, что позволяет увеличить осадку судов, которые будут доставлять грузы до Ирана. Сейчас рассматривают варианты, связанные с построением порта в Калмыкии, чтобы расширить имеющиеся возможности».

Главным преимуществом Лагани эксперты считают незамерзающие воды (в отличие от порта Оля) и потенциал для дальнейшего роста (в отличие от Махачкалинского порта, который ограничен городской застройкой). Развитие морского порта благодаря усилиям Главы Калмыкии Бату Хасикова в 2020 году включили в схему территориального планирования России в области федерального транспорта. Проект также стал частью Индивидуальной программы развития Калмыкии. Сложившаяся ситуация может существенно ускорить реализацию проекта.

Глава Калмыкии наряду с губернаторами Дагестана и Астраханской области получает «довольно сильный шанс нарастить инфраструктурное строительство, в частности, региональные и федеральные дороги. «Транссиб сегодня забит, и в этом есть значительный плюс для нового логистического направления. Но требуются существенная модернизация и расширение портовых мощностей на Каспии. И если серьезно начнут прорабатывать эти проекты, то нужно будет в кратчайшие сроки, за три–пять лет, существенно модернизировать структуру, чтобы не только принять, но и быстро обработать и вывезти грузы железной или автомобильной дорогой», – высказывает мнение руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.

Ранее эксперты отмечали, что федеральное внимание к вопросу транспортной и логистической доступности Калмыкии может быть связано как с необходимостью стимулировать экономику региона, так и с международными проектами создания транспортных коридоров по всему югу России. Помимо строительства и ремонта автомобильных дорог за последние два года Калмыкии удалось расширить авиасообщение с двух до десяти направлений, восстановить железнодорожное сообщение. Первым пассажирским направлением стало Черноморское побережье, сейчас идут переговоры о запуске поездов в Ростов и Москву. Уже сегодня очевидно, что те системные изменения, которые произошли за последние два–три года в транспортно-логистической отрасли Калмыкии, свидетельствуют о готовности республики встроиться в международный транспортный коридор. 

Фото: МИД России