21 апреля, в Элисте, на стене дома № 13 по улице Губаревича будет установлена мемориальная плита в память о государственном деятеле, заместителе председателя Совета министров Калмыцкого АССР, председателе Элистинского городского совета депутатов трудящихся КАССР Петре Даржиновиче Бакинове. Соответствующее постановление администрации города Элисты вышло, более того в честь первого советского мэра столичная власть намерена назвать одну из улиц.

Молодому поколению имя Петра Даржиновича, вероятно, мало знакомо, но каждый день, проходя мимо второго корпуса Калмыцкого государственного университета им Б. Б. Городовикова, они не подозревают, что в его строительстве, а также зданий аэропорта, ресбольницы, жилых высоток, железной дороги большая заслуга и этого человека, за короткий жизненный путь сумевшего сделать невероятно много для родной республики.

Узнав о молодом заместителе директора Новосибирского турбогенераторного завода Бакинове, Басан Бадьминович Городовиков стал просить коллег отпустить земляка на родину. Новосибирское руководство ни в какую не соглашалось, так как, как говорится, на него возлагало большие надежды. И тогда генерал через орготдел ЦК КПСС добился его перевода в Калмыкию. Как известно, в те годы Городовиков лично занимался привлечением кадров в республику. Ведь то, что Калмыкия за столь короткий срок смогла отстроиться, во многом зависело от грамотно подобранных управленческих кадров. Каждый на своем посту, как Петр Даржинович, мог самостоятельно решать глобальные задачи того времени.

Богатый опыт, личные знакомства в Москве Бакинов использовал на благо малой родины. Чтобы понять масштаб личности, его возможности, приведем такой пример: когда нужно было ехать в столицу за оборудованием, а то и, откровенно говоря, просить хоть какое-нибудь, Петр Даржинович возмущался: «Нам не надо какое-нибудь, в Элисту – только самое лучшее, давайте то, что идет у вас на экспорт». И в Министерствах знавшие его лично руководители, отправляли по заказу Бакинова – самое лучшее.

«Петр Даржинович Бакинов многое сделал для экономики республики. Мы с благодарностью вспоминаем его ценные указания по развитию и строительству автохозяйств во всех районах республики… Петр Даржинович – один из тех, кто в годы восстановления Калмыкии взял на себя всю ответственность по организации хозяйственно-экономической деятельности республики… Благодаря его организаторским способностям была построена дорога Элиста-Дивное. Без этой дороги степная столица не могла снабжаться не только строительными материалами, но даже продуктами питания… В строительстве этого города, всех районных центров, животноводческих стоянок, центральных усадьб совхозов и колхозов огромную роль сыграла деятельность Петра Даржиновича Бакинова…» – так отзывались о своем товарище, коллеге Михаил Николаевич Белоусов, Убуш Эрдни-Гаряевич Бембеев, Иван Степанович Кофанов – участники передачи-воспоминания о П. Бакинове, вышедшей в эфир десять лет назад.

За большими делами он не забывал о простых людях, старался помочь нуждающимся многодетным семьям, молодым специалистам. Свою трехкомнатную квартиру в Сибири он передал водителю дяде Мите, отцу многодетной семьи. Был также случай, когда квартирная группа отказала Лидии Шогджиевне Эрендженовой. Еле сдерживая слезы женщина шла по коридорам власти, ее остановил Петр Даржинович и стал расспрашивать: «Что случилось, почему плачет?». Женщина вкратце рассказала о своей судьбе. Он незамедлительно повел ее обратно в кабинет, где заседала квартирная группа. Войдя, он сказал: «Вот женщина пришла, у нее больной ребенок. Я лично не против, чтобы ей дали жилье. А кто тут против, пусть поднимут руки?». Таковых, оказалось, не было.

В этой ситуации, как и, впрочем, всегда, Петр Даржинович решал проблему на месте, не боясь взять на себя ответственность. Эта черта ему была присуща с детства. Когда отец ушел на фронт, за старшего в семье оставался он. Пока мама была на работе, ему нужно было присмотреть за сестренкой,  сделать уроки и приготовить еду. А так хотелось со сверстниками поиграть  на улице. Все ж, маленький Петя умудрялся успевать все: раз – перемешать поварешкой суп в кастрюле, два – понянчить младшую, а на три – выбежать на улицу и ударить в лапту.

После возвращения отца с фронта он поступает в Новосибирский финансово-статистический техникум, который окончил с отличием. Затем последовала учеба во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте. Трудовую биографию Бакинов начинал с инженера лесоперевалочного комбината. Статус спецпереселенца не помешал, как сейчас принято говорить, перспективному молодому специалисту делать успешную карьеру. В 60-х годах Петра Даржиновича назначают заместителем директора Новосибирского турбогенераторного завода. Ему дают трехкомнатную  квартиру в центре города. Руководить заводом-гигантом, поставляющем продукцию не только у себя в Союзе, но и за пределами страны, нужно было иметь колоссальные знания, опыт, деловые качества. Все это было у нашего земляка. И все это он использовал в работе на ответственных постах в республике.

Как вспоминали его товарищи, они по работе часто выезжали в командировку в Москву «пробивать» тот или иной вопрос. И если что-то не получалось, то обращались за помощью к пользующемся в Первопрестольной большим авторитетом Бакинову. В Совете министров РСФСР лично за Бакиновым была закреплена «Волга». Как вспоминал в свое время Очир Барняевич Лиджиев, работавший тогда управляющим треста «Калмстрой», Петр Даржинович никогда никому не отказывал, но единственное просил, чтобы каждый день приходили в чистой рубашке и начищенной до блеска в обуви, раз уж вместе идем просить московских начальников. Сам был очень аккуратным, порой даже педантичным человеком, и поэтому любил во всем порядок. Те, обрадовавшись, бежали в ЦУМ за новыми рубашками. Покупали аж по пять штук, чтобы каждый день в свежей приходить, лишь бы делу помогло. Благо тогда одежда не стоила так дорого как сейчас. Для Очира Барняевича он даже сделал пропуск в Совет министров РСФСР!

С особой теплотой вспоминает Петра Даржиновича его дочь. «Отец очень много работал, часто был в разъездах, но тем не менее никогда о нас с братом не забывал. Часто водил в театры, на концерты, на прогулки в лес и по Оби. Он нас очень любил с братом. А когда трагически оборвалась жизнь брата Олега, здоровье папы сильно ухудшилось…», – рассказывает  Галина Бакинова.

Боль от большой утраты сжимала сердце, но все ж он простил виновника смерти сына. Позже из-за болезни он и вовсе отошел от работы. Подолгу любил сидеть на веранде и наблюдать, как люди идут по улице, ученики возвращаются со школы, дети играют во дворе. Хотя уже не работал, но люди все равно обращались к нему за помощью. И в таком состоянии Петр Даржинович не прекращал им помогать. Об этом старшее поколение помнит до сих пор, помнит с благодарностью.

24 апреля 1977 года в возрасте 49 лет Петр Даржинович ушел из жизни в своем старом доме (позже на его месте построили многоэтажку). Он занимался строительством республики, хлопотал за других, но за годы работы в Калмыкии он так и не улучшил свои жилищные условия. Говорил, когда все мои земляки станут жить хорошо, тогда и я получу квартиру.

В канун 40-летия памяти Петра Даржиновича Бакинова общественность города обратилась в столичную мэрию с инициативой установить мемориальную плиту на доме. Эта мемориальная плита своего рода дань уважения человеку, посвятившему жизнь родной Калмыкии, и чтобы молодое поколение знало героев-патриотов, восстановивших республику после сибирской ссылки.

  

Фото из семейного архива Г. П. Бакиновой