В середине сентября этого года исполняется 76 лет со дня начала строительства стратегической железной дороги «Астрахань-Кизляр», внесшей огромный вклад в победу в Сталинградской битве и освобождении Кавказа от фашистских захватчиков. Она стала одной из крупнейших строек военных лет как в военно-стратегическом, так и в общегосударственном значении, и сыграла значительную роль в победоносном исходе Сталинградской битвы. Железная дорога «Астрахань-Кизляр» обеспечила оперативное снабжение военной техникой и вооружением группировки советских войск в Сталинградском сражении, обороне Кавказа и на других фронтах.

Начальный период Великой Отечественной войны, как известно, сложился не благоприятно для Советского Союза. Была оккупирована значительная территория страны, шли тяжелые оборонительные бои, экономика перестраивалась на военные рельсы. Зная вражеские планы по захвату Кавказа и учитывая реально складывающуюся не в нашу пользу фронтовую обстановку, еще 16 августа 1941 года состоялось решение ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о строительстве новой железной дороги от Кизляра до Астрахани. Эта линия протяженностью 335 (по другим данным, 348) километров была запроектирована от станции Кизляр, являвшейся конечным пунктом тупиковой 82-километровой линии, примыкавшей по станции Червлено-Узловая к главному ходу Прохладная-Махачкала (и далее до Баку) Орджоникидзевской железной ветки.

Учитывая важность быстрого ввода этого объекта в действие, его строительство организовали по принципу народной стройки военного времени с активным привлечением местного населения. 30 сентября 1941 года бюро обкома ВКП(б) и Совет народных комиссаров Калмыцкой АССР постановили:

«Принять к сведению заявление начальника строительства т. Мушкатина, что строительство дороги начато в соответствии с приказом НКПС 15.IX.41 г.;

Для обеспечения выполнения установленных правительством сроков открытия движения по линии направить на строительство не позднее, чем 15 октября в порядке трудовой и гужевой повинности 6200 человек рабочих и 2325 подвод согласно приложению».

Сейчас в Калмыкии их осталось в живых всего лишь 213, и все они приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны, то есть имеют право на соответствующие льготы. На самом деле, – и да, и нет.

На сегодняшний день отсутствуют федеральные целевые программы, предусматривающие мероприятия по строительству многоквартирных домов для ветеранов Великой Отечественной войны. Кроме того, по информации Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, средняя стоимость разработки проектно-сметной документации на 60-квартирный жилой дом составит не менее 850 тысяч рублей, а строительство такого дома – около 90 миллионов. К сожалению, Министерство финансов РФ не дает разрешение Калмыкии принимать на себя расходные обязательства по софинансированию данного строительства.

Казалось бы, ситуация безвыходная, однако в апреле прошлого года правительство республики обратилось к президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозерову с просьбой  поддержать инициативу Республики Калмыкия и оказать содействие в строительстве 50-60-квартирного жилого дома именно для строителей железной дороги Кизляр-Астрахань, в связи с 75-летием начала ее  возведения на территории нашей республики.

Однако высокое ведомство сообщило, что «…в условиях непростой экономической ситуации, утвержденный советом директоров бюджет расходов компании на благотворительные цели, значительно ограничен. В связи с этим, выделить средства для софинансирования строительства такого дома, к сожалению, не представляется возможным. Одновременно с этим и в знак уважения нынешнего поколения железнодорожников к трудовому подвигу строителей железной дороги Кизляр-Астрахань предлагаем вам рассмотреть возможность представления участников стройки к награждению одним из действующих видов наград компании – почетная грамота или благодарность президента ОАО «РЖД». Здесь, как говорится, комментарии излишни.

Но может, там откликнутся на другую просьбу калмыков?

В конце марта 2017 года Правительство Республики Калмыкия повторно обратилось к президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозерову рассмотреть возможность предоставления паровоза, трех плацкартных вагонов на безвозмездной основе с целью организации этой осенью, а точнее, в октябре, «Поезда памяти» по маршруту Артезиан-Астрахань (с остановками в п. Улан Хол, с. Зензели) для участников строительства военно-стратегической железной дороги Астрахань-Кизляр.

ОАО «РЖД» проинформировало о том, что данный вопрос будет обсуждаться на очередном заседании Комиссии по оказанию благотворительной и спонсорской помощи юридическим и физическим лицам ОАО «РЖД», и о результате сообщат дополнительно. Что ж, будем ждать.

Увы, бюджет республики довольно ограничен, и тем не менее ветеранам строительства военной железной дороги ежемесячно выплачивают по 500 рублей, в их честь утверждена медаль, они имеют права и льготы, установленные статьей 19 федерального закона «О ветеранах», как лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на строительстве оборонительных сооружений, и пользуются мерами социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.

17 февраля 2017 года в Национальном музее К. Н. Пальмова состоялось открытие постоянно действующей выставки «Железная дорога Астрахань-Кизляр – дорога подвига и победы», посвященной героическому трудовому подвигу жителей Республики Калмыкия. Экспонаты выставки представлены в виде фотографий, одежды и инструментов строителей, предметов быта и макета железной дороги в начале строительства и по ее завершению.

На сегодняшний день в поселке Улан Хол открыт обелиск с именами 23 защитников железной дороги; есть такой и в Элисте (на снимке). Вместе с тем многие из тех, кто сложил головы при строительстве и охране этого важного объекта, остаются пока неизвестными.

О том, что они не забыты, говорит и тот факт, что с 1 января 2018 года вступает в силу закон, согласно которому им бесплатно выделяют земельные участки.

Вообще же, по большому счету (да простят меня ветераны), участок достанется ведь не им, пенсионерам, а их детям. Как, в частности, было с легковыми автомобилями, которые государство предназначало для стариков. А шесть соток потом некоторые успешно перепродадут нуждающимся. И это – не новость.

Григорий Муджиков

Фото из интернета