Сегодня народ Калмыкии отмечает День Республики. В такой особенный день уместно отойти от обычно применяемой, совсем уж обезличенной формулировки «жители» в обозначении населения региона. Именно народ, как провозглашено в конституциях большинства стран мира, является основополагающим политико-правовым элементом государства, носителем его суверенитета, от имени которого принимаются законы и вершатся судьбы людей.

 Так было и 102 года назад, 5 июля 1920 года, когда в поселке Чилгир, затерянном посреди бескрайних калмыцких степей, произошло историческое событие: первый Общекалмыцкий съезд Советов единогласно утвердил текст «Декларации прав трудового калмыцкого народа». Этим документом было провозглашено объединение всех разрозненных частей калмыцкого народа в одну административно-хозяйственную единицу – Автономную область калмыцкого трудового народа в составе РСФСР.

Результатом этого волеизъявления стало принятие 4 ноября 1920 года постановления Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров об образовании Калмыцкой автономной области. Эта дата также считается днем рождения национально-государственной автономии калмыцкого народа. Однако именно 5 июля, по завещанию участников тех событий, имеет главенствующее значение, о чем в протоколе первого Общекалмыцкого съезда имеется запись: «Признать его национальным праздником, празднуя этот день ежегодно на постоянные времена». Но в то время было, увы, не до праздников, да и последующие события в стране и мире внесли свои коррективы.

Настало время собирать камни и в том числе утвердить память об этой важной дате в истории Калмыкии, ознаменовавшей восстановление ее государственности и исторической справедливости. Ведь известно, что калмыцкий народ одним из первых среди этносов, населяющих нашу страну, вошел в состав России и создал свое государственное образование – Калмыцкое ханство. Но он был лишен самоуправления в конце XVIII века по решению императрицы Екатерины в наказание за своеволие и попытку ухода в январе 1771 года со своих кочевий на берегу Волги на историческую родину, в Джунгарию. Тогда жизнь нации разделилась на до и после. Ступив на тонкий лед водной преграды, отделявшей волжских калмыков от других ойратских племен, наши предки понимали, что символически переходят Рубикон… Только в 1920 году появилась возможность для объединения разрозненно проживавших племен в национальную автономию.

Об этом факте и других значимых с исторической точки зрения решениях съезда в Чилгире, а также последовавших после него событиях в судьбе калмыцкого народа говорили три года назад участники круглого стола в Калмыцком госуниверситете им. Б.Б. Городовикова. На нем и было сформулировано коллегиальное, с учетом доводов экспертов-историков, мнение о целесообразности учреждения в Калмыкии нового государственного праздника. Обращение Главы РК по поводу учреждения Дня Республики Калмыкия было поддержано региональным парламентом, принявшим соответствующий закон.

По мнению Главы Калмыкии Бату Хасикова, учреждение праздника калмыцкой государственности свидетельствует о прочности национального объединения и будет способствовать дальнейшему укреплению и развитию национальной автономии. «Только опираясь на национальное самосознание, многовековые традиции нашего народа и нашу богатейшую культуру, мы сможем справиться с вызовами, которые стоят перед республикой. Калмыцкий народ имеет славную историю, которой мы можем и должны гордиться. Уверен, что День Калмыкии станет днем, объединяющим всех граждан республики и вдохновляющим нас на плодотворный труд ради процветания нашей родины», – заявил летом 2019 года Бату Сергеевич, на тот момент еще врио главы региона.

К слову, тогда веские аргументы представителей исторической науки о необходимости достойного празднования 100-летия калмыцкой автономии заставили ученых начать глубже изучать документы вековой давности и искать новые свидетельства, а чиновников – задуматься еще и о сохранении материального наследия того периода.

Как рассказал «Степным вестям» начальник Управления по охране объектов культурного наследия РК Камиль Маркеев, за два года, что существует их организация, проведен значительный объем ревизионной работы, нацеленной на систематизацию сведений о зданиях и сооружениях, природных объектах, представляющих историко-культурную ценность. В частности, выяснилось, что дом в Чилгире, где проходил первый съезд калмыцкого народа, раньше был музеем, а сегодня таковым фактически уже не является.

По его словам, Национальный музей РК пока не может взять к себе на баланс этот объект. В прошлом году республика передала его в федеральную собственность. Внесение здания Росимуществом в реестр объектов культурного наследия – это был первый этап, необходимый для того, чтобы республика могла зайти с ним в государственную программу и получить финансирование из федерального бюджета. Тогда же правительство Калмыкии добилось того, чтобы дом в Чилгире вошел в перечень первоочередных объектов, подлежащих реставрации. Этот перечень утвердила зампред правительства РФ Татьяна Голикова. Следующим этапом идет разработка проектно-сметной документации на реставрационные работы.

«Мы сейчас разрабатываем республиканскую программу, чтобы из регионального бюджета выделить средства на ПСД. Параллельно ведем работу с Агентством по управлению памятниками в Южном федеральном округе для того, чтобы они взяли наш объект на баланс и контролировали проведение реставрационных работ.

Дому 112 лет, и он стоит просто на камнях. В нулевых годах в Калмыкию приезжал некий эксперт (как его нашли, кто он такой – не понятно), который планировал провести реставрацию. Была содрана наружная облицовка и оголен деревянный корпус, сруб. Но потом финансирование прекратилось, и работа остановилась. В результате под воздействием внешней среды состояние дома ухудшилось. Поэтому первоочередная задача – сначала довести до ума саму избу: каждое бревно вскрыть, пропитать, вернуть первоначальный вид, фундамент укрепить и так далее.

Разумеется, этим будет заниматься специализированная подрядная организация. Один только проект стоит от 3 до 5 миллионов рублей, плюс надо будет его согласовать, да сами работы обойдутся в сумму в пределах 20-30 млн рублей. И после этого уже отреставрированный объект будет передан в Национальный музей», – сообщил Маркеев.

Несомненно, все это стоит таких затрат. Ведь это наша история. Помимо факта проведения в Чилгире первого съезда калмыцкого народа, есть еще история, связанная с церковью Александра Невского. Она находилась в Чилгире неподалеку от той самой избы, в ней какое-то время жил первый настоятель православного прихода. А почему храм носил имя великого русского полководца, причисленного к лику святых? Есть подтвержденные данные о том, что Александр Невский и один из представителей джунгарской знати были побратимами. Впоследствии такие же дружеские отношения связывали хана Аюку с царем Петром Первым.

Еще один артефакт, относящийся к столетнему периоду существования калмыцкой республики, – здание первого корпуса Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Он тоже является объектом культурного наследия федерального значения и нуждается в реставрации, отметил Камиль Маркеев. Процедура включения его в реестр уже начата учредителем в лице Министерства высшего образования и науки РФ, у которого есть свои программы по сохранению старинных зданий вузов.

«Первому корпусу КалмГУ нужен основательный ремонт, как снаружи, так и внутри, включая балки и перекрытия. Чтобы составить оценочную стоимость капитального ремонта, Миннауки и КалмГУ договорились о том, что университет за свой счет проведет техническое обследование, предоставит результаты, и на их основании учредитель выделит необходимые средства на разработку проектно-сметной документации и последующий ремонт. Есть договоренность, что на разработку ПСД КалмГУ получит 25 миллионов рублей», – сказал начальник Управления по охране объектов культурного наследия РК.

И это правильно: подобно тому, как перед праздником хорошая хозяйка наводит лоск в доме, органы власти республики тоже стремятся привести в порядок дела и документы. Во-первых, необходимо оценить фронт необходимой работы и распланировать ее по этапам, поскольку в один момент все объять невозможно. Во-вторых, известно: чтобы прийти в жизнь чему-то новому, необходимо избавиться от старого, отжившего морально и пришедшего в негодность. А тому, что ценно и сохраняет актуальность, – постараться дать вторую жизнь, не нарушив целостности.

Поэтому сегодня, в третий раз официально празднуя годовщину возрождения калмыцкой автономии, самое время спросить себя: не забыли ли мы чего-то важного из прошлого, что пригодится нам сейчас? Все ли уроки вынесли, чтобы не допустить роковых ошибок, коих у нас и без того было немало? Конечно, не ошибается только тот, кто ничего не делает, но все же лучше двигаться по компасу.

На мой взгляд, в контексте рассматриваемой памятной даты обращают на себя внимание несколько ярких деталей. 102 года назад, как сейчас принято говорить, на одной дискуссионной площадке собрались представители разных слоев калмыцкого общества – партийные деятели, рабоче-крестьянская молодежь, творческая интеллигенция. Многие приехали прямо с фронтов Гражданской войны. В президиум были выбраны самые светлые головы национальной элиты – политработник Араши Чапчаев, писатель Антон Амур-Санан, врач Улюмджи Душан, учитель Лиджи Карвин (Карвенов), журналисты Алексей Маслов и Бадма Майоров и многие другие.

Как написано в «Очерках истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма» (издательство «Наука», 1970), «среди 345 делегатов съезда насчитывалось 55 коммунистов – организаторов и руководителей борьбы за власть Советов в Калмыкии (…). От имени представителей трудового калмыцкого народа О.Л. Лиджиев (Оле Лиджиевич Рокчинский, основатель племенного дела в Калмыкии, отец знаменитого художника Гари Рокчинского – прим. Е.Б.) принес глубокую благодарность комиссии по созыву съезда и Коммунистической партии за упорные труды, «приведшие к настоящему исторически знаменательному дню, который будет памятен во все будущие времена в жизни калмыцкого народа».

Всех этих людей объединяла огромная любовь к своей родине, горячее стремление обеспечить лучшее будущее для нее. И они сделали первый шаг к этому. В условиях того времени, когда, с одной стороны, были война и разруха, а с другой – начиналось строительство нового государства на совершенно отличных от предыдущей общественной формации принципах, это был шаг в неизвестность. Но эти люди смело ступили на выбранный путь. И потому это был съезд Победителей.

В отличие от того поколения, сегодняшним политикам – депутатам законодательных и представительных органов и управленцам в правительстве региона и муниципалитетах, наверное, легче. Ведь все инструменты для работы у них есть: законы, государственные программы, четко отлаженные механизмы бюджетного финансирования и прочее. Но для нынешних властей Калмыкии серьезными вызовами являются стоящие перед ними задачи социально-экономического развития республики на ближайшую и среднесрочную перспективы. Речь идет как о федеральной повестке – реализации мероприятий национальных проектов и федеральных отраслевых программ, так и о вопросах регионального значения, в особенности не вошедших в Индивидуальный план развития Республики Калмыкия, но так же требующих скорейшего решения.

В первую очередь, это касается обводнения и строительства нового группового водопровода с Волги через всю республику в Элисту, а также объектов водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах и столице, проблем опустынивания в регионе и развития мелиорации как условия для интенсификации отраслей АПК, транспортной доступности воздушного и железнодорожного сообщения в регионе.

Несмотря на огромный масштаб и глобальность этих задач при, мягко скажем, скромных финансовых возможностях Калмыкии, команда действующего главы региона не пасует перед трудностями, а засучив рукава работает над ними. Возможно, кому-то лоббистские успехи Бату Хасикова и умение членов республиканского правительства взаимодействовать с федеральными коллегами для их решения кажутся не столь уж и впечатляющими. Да, конечно же, всем нам хочется быстрых и качественных результатов. Однако такое вряд ли возможно, тем более сейчас, когда России приходится решать внутренние задачи на фоне тотальных внешних угроз. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Главное – видеть цель и работать честно, на результат.

И в заключение маленькая ремарка: считается, что история циклична, вернее, повторяется на новом витке с набором похожих условий и обстоятельств. В астрологии, в том числе мунданной, изучающей страны и этносы, принято рассматривать события цикличностью 60 лет. Так вот, если в ленте времени вернуться в начало 1960-х, то мы увидим расцвет Калмыкии. Вспомним кадры киноленты тех лет: республика активно строится, у руля ее стоит молодой, полный сил Басан Бадьминович Городовиков, люди вдохновенно трудятся, женятся, рожают детей и с надеждой смотрят в завтрашний день. Пусть так будет и с нами!

ДеньРеспубликиКалмыкия