Одной из серьезных проблем последних месяцев для нашей страны стало разрушение традиционных логистических схем, как внутренних, так и внешних. Это приводит к усложнению доставки грузов, как следствие, удорожанию товаров (что, кстати, отражается на наших кошельках) и замедлению реализации различных проектов.

В ответ на новые вызовы в России начали выстраивать выстаивать новую логистическую систему.

О том, что происходит в данной сфере, как оптимизировать систему поставок и повысить эффективность логистики, обсудили участники Первого международного конгресса «Транспорт и строительство», состоявшегося на днях в Уфе. В работе приняли участие эксперты и представители органов власти из России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Турции и Ирана. Такое мощное представительство заместитель начальника Куйбышевской железной дороги Дмитрий Новиков объясняет тем, что

«вопросы стабилизации перевозок и выстраивания новых логистических маршрутов остаются на сегодняшний день самыми актуальными».

Главными темами форума стали международное сотрудничество, совместное противостояние внешнему санкционному давлению, цифровизация, импортозамещение, антикризисные меры и реализация программ поддержки транспортной и строительной сферы на уровне государств и отдельных регионов.

Обращаясь к участникам форума, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин заявил, что санкционные действия в какой-то степени корректируют все наши программы. В большей степени это связано с необходимостью импортозамещения. «Реализация наших проектов так или иначе была связана с импортным оборудованием, его обслуживанием, деталями. Мы научились решать эти вопросы чуть заранее, так как были подготовлены пандемией. И в целом можно отметить, что реализация программ произойдет в установленные сроки», – пояснил глава министерства.

Участники конгресса отмечали, что в новых экономических условиях произошли большие изменения географии логистических цепочек. В частности, большое количество контейнеров (порядка 100 тысяч) перебрасывается с западных направлений на восток.

Специалисты убеждены, что в условиях этих изменений необходимо предпринять все меры, чтобы сделать логистику «бесшовной». Надо выстроить работу так, чтобы грузы не задерживались в терминалах, а безостановочно продолжали свое движение к потребителю. Некоторым компаниям уже удалось к этому приблизиться. Так, директор «РЖД-Логистика» в Самаре Станислав Бельницкий, говоря  об отправке грузов в Китай по транспортному коридору «Север-Юг», заявил: «Мы готовы организовать отправку грузов от одного контейнера с оказанием полного спектра услуг по ВЭД, обеспечивая полностью бесшовную технологию в перевозке».

На сегодняшний день ситуация в логистической сфере выглядит следующим образом.

Снижается погрузка в направлении портов Северо-Кавказской, Приволжской и Юго-Восточной железных дорог. В то же время в разы увеличиваются перевозки в направлении Дальневосточной, Забайкальской, Восточно-Сибирской, Красноярской железных дорог.

Все это происходит на фоне прекращения захода иностранных судов в порты Балтии и частичного прекращения заходов в порты Азово-Черноморского бассейна. Единственным каналом для неограниченного захода судов остаются порты Дальнего Востока.

Это отметил и премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко. Он подчеркнул, что для РБ большим вызовом стало прекращение поставок грузов через морские порты прибалтийских государств. «Мы совместно с коллегами из Минтранса России, РЖД, российскими портовыми операторами провели напряженную и результативную работу, чтобы выстроить новую инфраструктуру поставок своих грузов через порты России Северо-Западного региона, Каспийского, Черного и Азовского морей, а также по сухопутному коридору в направлении Китая (ускоренные контейнерные поезда) и по маршрутам международного транспортного коридора «Север-Юг» в направлении Ирана, Индии», – подчеркнул он. 

В новых условиях значительно увеличивается доля контейнерных перевозок по железной дороге. Контейнерные поезда идут в порты Дальнего Востока, на сухопутные погранпереходы в Китай: Забайкальск, Наушки.

Частично идет отгрузка контейнерных перевозок через порты Черного моря, в частности, Новороссийск.

Открылись такие новые направления, как Калининград, а также станции Бусловская, Поти в направлении Грузинской железной дороги.

Важнейшим направлением перевозок является транспортный коридор «Север-Юг» с его тремя ветками: через пограничный переход Самур в направлении Азербайджана, через порты Каспийского моря (элеваторы) и пока незагруженный восточный путь. Кстати, вопросы загрузки восточной ветки через погранпереходы Россия-Казахстан, Туркменистан, Иран обсуждались 29 июня с.г. на уровне глав государств на прикаспийском саммите в Ашхабаде. Там было достигнуто соглашение о снижении грузовых тарифов до 80%.

В текущих геополитических условиях стратегическое значение для нашей страны приобретает развитие автодорожной сети, о чем подробно рассказал председатель правления государственной компании “Автодор” Вячеслав Петушенко (госкомпания развивает сеть федеральных скоростных дорог, связывающих регионы нашей страны).

В рамках форума были подписаны важные соглашения о сотрудничестве, приняты практические предложения по выстраиванию новой инфраструктуры и созданию устойчивых транспортных коридоров, способствующих укреплению логистических цепочек в условиях глобальной экономической турбулентности.

Фото: сайт buygiroscooter.ru