Как соблюсти баланс интересов и не потерять крупных налогоплательщиков?

С 1 января 2023 года в России прекращается действие института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) как объединений плательщиков налога на прибыль по сниженной ставке.  Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ вступили в силу в сентябре этого года, что повлекло за собой необходимость внесения  изменений в региональные нормативные правовые акты, регулирующие статус и область деятельности данных организаций.

В связи с этим правительство Калмыкии внесло на рассмотрение  депутатов Народного Хурала (парламента) Калмыкии поправки в закон «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Республики Калмыкия, для отдельных категорий налогоплательщиков», отменяющие ранее действовавшие льготы. И документ был поддержан большинством голосов парламентариев.

Необходимость внесения изменений в регулирующий закон продиктована двумя причинами. Во-первых, согласно новым нормам федерального налогового и бюджетного законодательства, организации, относящиеся к категории консолидированных групп налогоплательщиков, должны быть исключены из льготной категории юридических лиц, пользующихся пониженной ставкой налога на прибыль организации, зачисляемой в региональный бюджет. А, кроме того, редакционные правки потребовались из-за того, что в июне 2022 года внесены поправки в закон «О парках развития экономической деятельности в Республике Калмыкия», согласно которым название объекта капитальных вложений изменилось на «индустриальный (промышленный) парк».

Следует отметить, что за десятилетний период действия налоговых преференций в отношении КГН, таких как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром» и других компаний, доходы государства от налога на прибыль серьезно сократились. В полной мере это почувствовали на себе региональные бюджеты, где произошло уменьшение общей налогооблагаемой базы за счет пониженных ставок налога на прибыль, а также ввиду наличия в КГН убыточных организаций. Поэтому с 2015 года правительство России запретило создание новых групп налогоплательщиков, а в 2018-м решило упразднить этот институт вовсе, обозначив для этого трехлетний переходный период. 

Теперь Минфину России предстоит разработать новый механизм распределения доходов между регионами по более справедливым правилам.  О планах ведомства на сей счет говорится в проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023–2025 годы. Минфин предлагает  временно, опять-таки на три года, сохранить механизм перераспределения налоговых поступлений для того, чтобы субъекты РФ и сами компании-участницы КГН адаптировались к изменению законодательства. Он предполагает, что субъекты будут получать налоги на основании средних долей фактических поступлений за четыре отчетных периода. Новый принцип налогообложения не подразумевает прямой централизации поступления налога на прибыль от бывших участников таких групп – каждая такая компания будет уплачивать налог самостоятельно, а дальнейшим распределением поступлений в бюджет между субъектами займется казначейство. 

Калмыкия, как и другие субъекты Федерации, вынуждена играть по общим правилам, поэтому властям республики остается только надеяться на то, что решение, которое, в конце концов, будет найдено федеральным центром, позволит удержать баланс интересов бюджета региона и компаний-участниц КГН. Ведь в обмен на налоговые преференции Калмыкия получает от компаний-гигантов серьезную поддержку в решении вопросов социально-экономического развития региона.

В качестве примера взаимоотношений с такими  стратегическими партнерами можно рассмотреть сотрудничество Калмыкии с компанией «Лукойл».

Так, давая пояснения по законопроекту, первый вице-премьер – министр финансов РК Очир Шургучеев отметил, что объем выпадающих доходов по налогу на прибыль в бюджет республики с 2015 по 2021 год от компании «Лукойл» составил порядка 400 миллионов при уплаченных 2 млрд 57 млн рублей. Также она пользуется преференцией по налогу на имущество, по нему недополучено 1  млрд 270 млн рублей.

«Вместе с тем, если говорить об объеме благотворительной помощи, то в рамках социальной программы ПАО «Лукойл» в период 2016-2021 годов ее размер составил порядка 722 миллионов рублей. В текущем году мы получили помощь приблизительно на 40 миллионов», – сообщил Очир Шургучеев.