Корреспондент интернет-газеты «Степные вести» встретилась с Председателем Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Анатолием Козачко, а поводом стало событие 12-летней давности – приезд в наш степной регион в июне 2005 года Президента России Владимира Путина. В то время Анатолий Васильевич возглавлял местное правительство и был в числе организаторов и участников заседания президиума Госсовета РФ в Калмыкии, посвященного актуальным проблемам развития сельского хозяйства. Это событие имело, без преувеличения, судьбоносное значение для жителей нашей республики и страны в целом.

– Наш разговор проходит в преддверии одного из ожидаемых медиасобытий года – «прямой линии» с главой государства, которое нынче, в ситуации подготовки к очередным президентским выборам и в условиях напряженной внешнеполитической обстановки приобретает особое значение для россиян и самого Владимира Путина. В связи с этим вспоминается эпизод, связанный с его приездом в Калмыкию 17 июня 2005 года, когда он провел  здесь заседание президиума Госсовета на тему перспектив развития сельского хозяйства в России. Анатолий Васильевич, наверняка вам памятен тот визит. Какое значение, по-вашему, он имел для нашей республики и для АПК страны?

– Отмечу, что само по себе заседание – обычное организационное мероприятие, но оно не случайно прошло на калмыцкой земле. Все мы помним, что было до этого с экономикой страны, как тяжело  преодолевали весь этот хаос постперестроечного периода и впоследствии кризис конца 1990-х годов. Нам, жителям аграрной Калмыкии, особенно больно было наблюдать за падением животноводства. Лишь к началу 2000-х наконец-то власти опомнились, осознав, что сельским хозяйством надо заниматься и одновременно решать задачи социального благоустройства на селе.

Именно ситуация в сельскохозяйственной отрасли, меры по выходу АПК страны из кризиса стали главными вопросами повестки заседания президиума Госсовета, местом проведения которого была выбрана именно Калмыкия. Мероприятие проходило на территории Целинного района, в степи, в большой кибитке посреди лимана, который с тех пор именуется «путинским». Помню, меня тогда удивило, как Владимир Владимирович просто и искренне восхитился, глядя на калмыцкую степь: «Какая трава! Просто дышать и жить хочется!» Эта фраза нашла отзвук в моем сердце – коренного жителя Калмыкии, который родился, вырос, пустил корни на этой земле и имеет душу степняка.

Почему были выбраны основной темой разговора проблемы животноводства – сокращение поголовья скота, увеличение площадей деградируемых пастбищ, заброшенных и необрабатываемых сельхозземель и прочие актуальные вопросы? На то были свои причины, и главная заключалась в том, что Калмыкия на фоне общей неблагоприятной ситуации с этим в стране имела определенные преимущества.

Во-первых, согласно статистике, наибольшее количество мясного скота России представлено калмыцкой породой – 55%, и его основной массив, 61%, сосредоточен именно в Калмыкии. Если в 2001 году численность крупного рогатого скота в республике составляла 121,8 тыс. голов, то уже к 2005 году она выросла до 227 тысяч, или на 87%. Поголовье овец увеличилось в 2,5 раза: было 615 тысяч, через пять лет стало свыше полутора миллионов, то есть по численности его республика занимала второе место в стране, а настриг шерсти с одной овцы у нас составлял 4,4 кг – на килограмм больше, чем по России. Если говорить в целом об объеме валовой продукции сельского хозяйства в регионе, то он в этот период увеличился в 4 раза.

Во-вторых, немаловажным было и тот факт, что в республике на тот момент развивались все формы хозяйствования – к 2005 году у нас действовали 127 сельхозпредприятий всех категорий и 1979 крестьянско-фермерских хозяйств.

Таким образом, заметный рост поголовья, многолетняя успешная практика работы животноводов Калмыкии по увеличению объемов  производимой ими сельскохозяйственной продукции навели руководство страны на мысль о том, что именно на нашей территории надо провести заседание президиума Госсовета. И, как признался президент, ему самому было интересно посмотреть, как в довольно непростых природно-климатических и экономических условиях нам удалось добиться роста количественных показателей в животноводстве, что может являться примером для остальных.

Помимо задачи по увеличению продукции сельхозпроизводства в части животноводства разговор на заседании шел и о том, чтобы в масштабах всей страны создавать условия для более качественной работы в сфере АПК в целом – развития конкурентоспособности, закрепления кадров, создания новых форм хозяйствования. Также обсуждались вопросы создания благоприятных условий для предпринимательства, современной транспортной и производственной инфраструктуры на селе, а также перспективы повышения заработной платы работников сельскохозяйственной отрасли.

Все это стало темой обсуждения на основе той базы, которая была наработана в республике за этот период. И именно заседание президиума Госсовета в Калмыкии стало площадкой, с которой началась работа по выработке и принятию в последующем правительственных документов, касающихся грантовой поддержки начинающих фермеров, субсидирования сельхозпредприятий и прочих актуальных форм госпомощи сельхозпроизводства. Например, одной из эффективных мер по стимулированию людей разводить скот стала так называемая программа «корова-теленок», смысл которой заключался в простых вещах: держи корову, получай от нее приплод и имей за это 2 тысячи рублей в качестве подарка от государства. Аналогичным образом действуют и меры по поддержке овцеводства, где на овцематку предусматривается по 1 тысяче рублей за каждого принесенного ею ягненка.

Вот такая прямая поддержка и другие конкретные формы стимулирования тех сельхозтоваропроизводителей являются наиболее действенными. Это то, что заставило людей поверить в себя и начать заниматься исконным видом деятельности – пойти в степь, выращивать скот.

Я считаю, в сельском производстве все формы хозяйствования хороши. Если человек в состоянии держать ЛПХ и тем самым кормить свою семью и соседей – не надо ему мешать. КФХ способны двумя семьями взять два гурта или там 1000 гектаров земли и сеяться – пожалуйста. От этого только благо всем.

К примеру, есть в Ики-Бурульском районе КФХ «Будда», которое ведет Дмитрий Манджиев. Работает он давно, с начала 2000-х годов, сегодня у него довольно крупная племенная ферма. Так вот, этот фермер говорит, что он за прошлый год заплатил налогов больше, чем некоторые наши крупные кооперативы, которые мы часто видим в сюжетах по телевидению и про которые читаем хвалебные газетные статьи. В самом деле – полноценный хозяйствующий субъект, от него есть отдача, почему же его не поддержать?

И таких предпринимателей, которые создали серьезные животноводческие производства, обеспечивают рабочие места, двигаются вперед, у нас много. Если в 2005 году в республике было около 2 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, то сегодня их в разы больше. С 2008 года успешно функционируют десятки сельскохозяйственных производственных, потребительских, кредитных, сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Это о чем говорит? Приоритеты были выбраны правильные, и условия созданы. А главное – обеспечивается поддержка со стороны федерального центра в плане дотаций и субсидий и софинансирование целевых и ведомственных программ из республиканского бюджета.

К примеру, в 2015 году объем финансирования сельского хозяйства в регионе составил свыше 1,6 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета поступило 1 млрд 468 млн рублей, из республиканского – 179 миллионов. В 2016-м господдержка АПК республики из-за кризисных явлений в экономике несколько уменьшилась, но все же была оказана в достаточно весомом объеме – 896,1 млн рублей, из них львиная доля финансирования, 794,9 млн, пришлась на федеральный бюджет и 101,2 млн было выделено из республиканского.

Таким образом, сегодня мы видим уже устоявшуюся систему оказания помощи со стороны государства и создания им условий для развития сельскохозяйственного производства.

– Как вы считаете, Анатолий Васильевич, насколько далеко региону удалось продвинуться в решении актуальных проблем и важнейших задач социально-экономического развития?

– На мой взгляд, именно после первого визита Владимира Путина в агропромышленном комплексе региона был взят курс на интенсификацию, стало активно, пожалуй, впервые с советских времен, развиваться мясное животноводство. У нас появилась дополнительная мотивация к дальнейшему движению вперед, словно была приведена в действие некая внутренняя пружина, которая позволила мобилизоваться нам самим и мобилизовать территории, которые стали с нами работать. Сегодня калмыцкий скот в цене, и за ним, если не выстраиваются в очередь, то уж точно можно утверждать, что мы понимаем, для кого и как его производить. Это и Сибирь – Читинская, Иркутская области, и среднее Поволжье – Нижегородская область. География очень большая. Это говорит о результативности государственной политики в области развития животноводства.

Помимо ощутимой поддержки рублем со стороны государства в стране за последнее десятилетие появились общественные объединения, способствующие развитию данной отрасли, в числе которых, к примеру, Национальная ассоциация заводчиков калмыцкого скота. НАЗКС неоднократно проводила съезды в Элисте и в целом рассматривает Калмыкию как главную площадку для научной и производственной деятельности в направлении развития калмыцких пород скота. А у нас, как известно, сегодня есть уже запатентованная порода КРС «Айта», есть калмыцкая порода овец, мясной тип калмыцкой лошади.

Кроме того, после заседания президиума Госсовета в Калмыкии получила дальнейшее развитие программа социального развития села, в рамках которой была начата работа над программой, предусматривающей обеспечение водоснабжения населенных пунктов Калмыкии. И сегодня она близка к своему воплощению – республика живет в ожидании большой воды из Северо-Левокумского водного месторождения.

Сегодня руководством республики при поддержке федеральных органов исполнительной власти и социально ответственного бизнеса в лице компаний «Газпром», «КТК» и «ЛУКОЙЛ» создается современная социальная инфраструктура сельских территорий: ведется строительство жилья, социальных объектов, благоустройство дорог, газификация и водоснабжение населенных пунктов и т. д.

Нельзя не отметить в связи с этим и те задачи, которые поставил Глава РК Алексей Орлов в ежегодном обращении к нам, депутатам Народного Хурала. Напомню, в ряде поручений прозвучала необходимость снижения налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего бизнеса (в особенности для тех, кто осуществляет значимые инвестиционные проекты), а также оказание государственной поддержки отраслям национальной экономики, в первую очередь, нашей главной бюджетообразующей отрасли – сельскому хозяйству.

Особыми задачами для калмыцкого АПК обозначены развитие перерабатывающей промышленности и увеличение инвестиций в выращивание специализированного мясного скота с последующей реализацией племенного молодняка в другие регионы страны, а также в ближнее и дальнее зарубежье. Для этого в каждом районе республики поручено создать откормочные площадки по 100-500 голов, куда будет поставляться молодняк КРС.

Я говорю нашим руководителям районов: не нужно бояться этих планов, в них нет ничего нереалистичного. Ведь все это необходимо, прежде всего, для нас самих же. И ничего страшного, если начать пока что с малого. Вот есть, допустим, у фермера 10 бычков, которых он держит для поддержки семейного бюджета – пожалуйста, это тоже откорм. У кого-то имеется хозяйство в 100-200 голов, до пятисот. Здорово. И есть серьезные кооперативные племенные хозяйства с поголовьем до тысячи бычков, на которых делается основная ставка. Этим хозяйствам для откорма такого поголовья необходимо позаботиться о серьезной кормовой базе, используя для этого возможности орошаемого земледелия.

Сегодня не случайно одной из приоритетных задач ставится эффективное использование имеющихся в районах лиманных сенокосов, которые являются одними из самых малозатратных и доступных способов получения гарантированных урожаев кормовых культур. В 2017 году запланированная площадь под лиманные сенокосы должна достигнуть 45 тысяч гектаров. В целом на программу развития орошаемого земледелия в текущем году заложено 243 миллиона рублей. Государство готово поддержать это направление, заинтересовано внедрять его повсеместно, ибо без интенсивного орошения, в том числе лиманного, без интенсивной подкормки пастбищ, откорма скота на убой в требуемых масштабах достичь невозможно. А без интенсификации мясного животноводства, что в состоянии обеспечить только откормочники, эффективного развития нашего сельского хозяйства не произойдет. Нам просто невозможно будет конкурировать.

– Недавно в Санкт-Петербурге завершился традиционный международный экономический форум. Он также, хочется надеяться,  несет для Калмыкии большие позитивные перспективы. Какие именно, на ваш взгляд?

– Если говорить о задачах не только сегодняшнего дня, но и на перспективу, то в сложившихся внешнеполитических условиях антироссийских санкций и политики импортозамещения, безусловно, аграрная политика выходит на первый план, да и цели ее остаются неизменными – конкурентоспособное современное сельское хозяйство, качественные и доступные по цене продукты; для достижения чего необходимо применять новые, продиктованные временем методы и технологии.

Об этом как раз и говорилось на форуме в Санкт-Петербурге. Там поднимались вопросы, связанные с выпуском российскими предприятиями продукции, которая способна конкурировать с самыми развитыми странами Европы. Говорилось о необходимости применения нанотехнологий, о том, что в каждом регионе на вооружении аграриев должны быть современные лаборатории, новейшие методы селекции растений и животных, исследования потомства перспективных пород скота и т. п.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что если уж говорить об увеличении племенной продажи, расширении ареала калмыцкого скота, то нам надо иметь более основательный подход к этим вопросам, при котором мелочей не бывает.

К слову, во время недавнего визита на этих же вещах заострил внимание и Борис Титов, который помимо того, что является уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также председательствует в Столыпинском клубе, который разработал свой вариант Стратегии социально-экономического развития России до 2025 года. Он приехал в республику, чтобы посмотреть возможности для кластерного развития животноводства.

Что такое кластер? Это многоуровневое производство любой продукции животноводства – от получения сырья до поступления готового продукта на прилавок. Первое направление кластера – вопросы, связанные с племенной работой. Мы в этом направлении имеем хорошие, проверенные временем наработки, у нас есть отличные специалисты. Второе – товарное производство, которое связано с поголовьем, выращиваемым на продажу. В промежутке этой большой стратегической задачи – ветеринарный контроль, кадровое обеспечение отрасли, финансовая поддержка. Совокупно этот системный подход даст позитивный результат, который скажется, в том числе, на росте доходов работников в сельхозпроизводстве.

Титов во всеуслышание заявил, что он будет помогать республике развивать животноводческий кластер, обещал поддержку инициатив Главы РК Алексея Орлова на Санкт-Петербургском экономическом форуме, чтобы наш проект распоряжением правительства РФ включили в стратегию развития села до 2025 года. Для нас поддержка такого влиятельного человека, к чьему мнению прислушивается президент страны, очень ценна. «Стратегия роста» – серьезная программа, которая будет финансироваться на уровне Российской Федерации, а ее реализация  будет отслеживаться в ходе постоянного мониторинга с определенными условиями, определенными индикаторами оценки поэтапного выполнения и ее конечного результата.

Поэтому материалы Петербургского форума, участие в нем главы республики, наших специалистов, обсуждение возможности участия региона в тех программах, разрабатываемых сейчас на уровне федерального правительства и инвесторов, предпринимательского сообщества, которые готовы участвовать в проекте калмыцкого животноводческого кластера, для нас принципиально важны.

Считаю, курс, обозначенный 12 лет назад главой государства в части развития села и последующие его инновационные предложения были абсолютно верными. Вообще, замечу, меня поразила тогда и по сей день вызывает уважение такая черта Владимира Путина, как дальновидность, умение увидеть то, что необходимо именно для этой территории, что называется, здесь и сейчас, и что даст эффект в будущем. Даже выбор места проведения того или иного мероприятия у него всегда не случаен, как в нашем случае – заседание президиума Госсовета. Интуитивно выбранная правильная точка отсчета, тема – залог успеха идеи. И сегодня дальновидность президента дает результат.

Я уверен: все задуманное Владимиром Путиным обязательно последовательно будет реализовываться. Он этого требует от федерального правительства и от губернаторов. Мы, законотворцы, также видим  последовательность в реализации поставленных им задач. Со своей стороны,  способствуем этому– выносим законодательные инициативы на парламентскую ассоциацию Юга России, с которыми затем идем в Госдуму и Совет Федерации. Эти документы охватывают самые разные направления, в том числе касающиеся вопросов финансирования отрасли АПК, субсидирования хозяйствующих субъектов на селе. Процентов двадцать наших инициатив находят поддержку в правительстве России.

Главный итог минувшего 12-летия применительно к Калмыкии, на мой взгляд, состоит в том, что наша главная отрасль экономики – сельское хозяйство и его ключевое направление – мясное животноводство – получили мощный толчок для развития. И это необратимо. Тот хозяин, который пришел в степь со скотом, уже никуда оттуда не уйдет, никуда от родной земли не денется. Его нужно только поддержать, создать условия, мотивацию укрепить, чтобы он не разочаровался. Внутреннюю пружину привести в действие – вот это главная задача. И отсюда – только движение вперед, энергичное, поступательное. И тогда будем радоваться больше, чем огорчаться.

 

Фото: kremlin.ru