За всю историю существования современной Общественной палаты РФ, а она была создана в декабре 2005 года (до этого на федеральном уровне с 1994 года действовала ее предшественница – Общественная палата при Президенте РФ) представительство Калмыкии в ней было практически непрерывным. В первом составе ОП РФ работала Лидия Лебедева, во второй состав республика никого не делегировала, затем в последующие два срока Калмыкию в ней представляла Лилия Кичикова. В пятом составе, сформированном в 2014 году уже по новым правилам и на новый срок – три года, степной регион представляли двое человек – Лев Мухлаев, избранный от новообразованной Общественной палаты Калмыкии, и Сангаджи Тарбаев, выдвинутый кандидатом от фонда “Признание” РК и прошедший в палату по результатам всероссийского интернет-голосования.

Кампания по формированию шестой по счету Общественной палаты РФ проходила уже без формата интернет-голосования и в нашем регионе обошлась без участия медийных лиц. Но в итоге, как и прежде, представлять Калмыкию на федеральном уровне большой, всеохватной общественной работы было вновь доверено достойному ее гражданину – опытному общественнику, главному врачу республиканской стоматологической поликлиники Льву Мухлаеву.

19 июня состоялось первое планерное заседание Общественной палаты России, на котором были избраны ее руководящие и рабочие органы, а на следующий день в Кремле, в Екатерининском зале, в торжественной обстановке прошла встреча членов нового состава ОП РФ с президентом страны Владимиром Путиным.

В интервью «Степные вестям» Лев Мухлаев рассказал о своем участии в этих мероприятиях, поделился впечатлениями о деятельности предыдущего состава федеральной Общественной палаты и планами работы на очередной срок своих полномочий в ней.

– На протяжении всего периода существования Общественной палаты России постоянно менялись принципы ее формирования. Сейчас состав палаты, на мой взгляд, наиболее оптимальный, потому что сегодня регион не может быть не представлен, – начал беседу Лев Тюрбеевич. – В соответствии с федеральным законом № 294-ФЗ от 2 ноября 2013 года половина членов палаты из их общего числа, 168-ми человек, 85 – это представители субъектов Федерации, региональных Общественных палат. Другая квота – президентская, когда глава государства сам своим указом назначает 40 человек из числа наиболее известных в стране и уважаемых лиц из числа творческой, научной интеллигенции.

И наконец, третья равнозначная группа – это 43 представителя общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций, отобранных по итогам голосования двумя вышеназванными группами членов Общественной палаты РФ из 400 с лишним предложенных кандидатур.

Мы голосовали в электронном виде – на электронную почту нам были высланы все материалы о кандидатах с их биографиями и пр. Предстояло определиться с кандидатурами по 14-ти направлениям: из 43-х человек троих выбирали по 13-ти направлениям и четырех по последнему, основному – общественный контроль. К примеру, по особенно интересующему меня направлению «охрана здоровья, здоровый образ жизни был» было несколько десятков кандидатов. Из них нужно было выбрать тройку, а затем этих путем рейтингового голосования расставить по местам – первое, второе, третье, чтобы в случае набора кандидатами одинакового количества голосов определить финалиста.

И за кого вы проголосовали?

У каждого из нас была свобода в выборе наиболее достойных претендентов на прохождение в состав Общественной палаты. К сожалению, из 43-х кандидатов, на мой взгляд, достаточно активных, за которых я отдал свой голос, лишь 10 прошли. Например, я проголосовал за Султана Хамзаева, руководителя федерального проекта «Трезвая Россия», но он не набрал необходимого количества голосов. Не прошел и Дмитрий Чугунов – гражданский активист, основатель и глава общественного движения «Стопхам». Вероятно, не все одобряют используемые им методы работы с нарушениями на дорогах. Тут уж ничего не поделаешь.

Вместе с тем есть среди избранных такие, кто с первого по шестой состав Общественной палаты находятся в ней.

– Кого из таких людей, старожилов ОП, мы увидим в ее новом составе?

Это, в первую очередь, Лео Бокерия – заслуженный человек, всеми уважаемый, врач от Бога. Я очень рад тому, что в предыдущем составе палаты мне довелось поработать с ним, а в этот раз он к тому же избран председателем комиссии по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения. А заместителем Лео Антоновича является Николай Дайхес.

К Николаю Аркадьевичу я испытываю особые чувства. В начале 2000-х годов он был депутатом Госдумы от Астраханской области и Калмыкии, и когда мы строили детскую стоматологическую поликлинику, именно благодаря ему мы получили напрямую из федерального бюджета 2,5 млн рублей. Он лично настоял на том, чтобы эти средства были направлены в республику для нашего учреждения. Дайхес неоднократно признавался, что к Калмыкии у него остались теплые чувства, он по сей день интересуется происходящим в республике, проявляет внимание к нашим людям, пациентам, попадающим на лечение в возглавляемый им федеральный научный центр отоларингологии в Москве.

– А кто стал секретарем палаты?

Секретарь был избран открытым голосованием на первом пленарном заседании, которое состоялось 19 июня. Им стал ваш коллега, журналист Валерий Фадеев – ведущий итоговой программы «Воскресное время» на Первом канале, главный редактор журнала «Эксперт». Это тоже далеко не случайный человек в Общественной палаты – он стоял у истоков создания этой организации, был все эти годы вдохновителем многих преобразований в общественной жизни страны.

– Расскажите о встрече с Владимиром Путиным. О чем на ней шел разговор?

Поскольку сам Владимир Владимирович был инициатором создания Общественной палаты, конечно, он с ее членами встречается довольно часто. В 2015 году мы трижды встречались, в прошлом году дважды. Встречается глава государства не только с членами федеральной палаты, но и общественных палат регионов. На одной из таких встреч, походивших в тронном зале Кремля, присутствовал также первый председатель Общественной палаты Калмыкии Баатр Гиндеев. На других площадках ОП, форумах «Сообщество», проводимых во всех федеральных округах, президент также выступает.

В ходе последней встречи 20 июня общественники беседовали с Путиным ровно час. Все, что президент хотел донести до нас, он сказал, и все, что хотела высказать главе государства Общественная палата РФ как коллегиальный орган, представляющий интересы граждан страны, было также передано.

Для меня лично все сказанное президентом имело большое значение. Я же гражданин своей страны и вижу, что у нас все обстоит непросто и много нехваток, проблем во всех сферах. Но у Владимира Владимировича такая сильная позитивная энергетика – он просто заряжает оптимизмом. Я не то чтобы пессимист, но, как и все, находясь под грузом проблем, иной раз поневоле сникаешь. А после общения с президентом выходишь, уже расправив плечи, полным уверенности, что со всеми проблемами и бедами мы справимся.

Какие доверительные вещи говорил президент, какие наказы дал общественникам?

Он начал с того, что Общественная палата России занимает свою нишу в общественной жизни, в системе властной вертикали страны. Но при этом, подчеркнул президент, палата не должна подменять ни исполнительную, ни законодательную ветви власти. Вместе с тем те функции, которые за ней закреплены и в том числе оговорены в законах об Общественной палате РФ и об основах общественного контроля, она должна выполнять в полной мере. Это контроль за исполнительными и законодательными органами власти; экспертиза законопроектов и других нормативных правовых актов – так называемое нулевое их чтение, в том числе, обсуждение правительственных документов до их утверждения. Ну и третья задача, более утилитарная, – участие в формировании общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, чтобы не менее половины кандидатов в них составляли либо члены ОП, либо предложенные ими люди.

В свое время, когда только зашла речь о создании общественных советов при министерствах и ведомствах, их быстро создали. Вопрос в том, что из этого вышло. Ведь в некоторых случаях получилось так, что советы возглавили сами министры – под благим предлогом, что так им легче будет работать. Но это же неправильно. Работа общественного совета, конечно, не состоит в том, чтобы оппонировать тому или ному руководителю, внутренней политике данного органа власти, тем не менее, она должна быть относительно независимая, в интересах отрасли в целом, а не узкого круга лиц. По крайней мере, в этой части на нашу роль указал президент.

На встрече с главой государства общественники также говорили о проблемах правоприменительной практики. Сами по себе законы об Общественной палате РФ и об общественном контроле хорошие, правильные, но и для их полноценной реализации не хватает подзаконных актов. После этого замечания президент обратился к присутствовавшим там же членам президентской администрации, чтобы обратили внимание на этот момент и учли его в последующей законопроектной работе.

Также была поднята тема волонтерского движения, необходимости его поддержки. Оказывается, в нашей стране волонтеров – людей, бескорыстно работающих в интересах граждан и общества, насчитывается почти 200 тысяч человек. Речь не идет о материальной поддержке – волонтеры потому так и называются, что они за свою работу денег не берут, хотя, конечно, не мешало бы государству позаботиться о социальном пакете для них. На данном этапе важно, чтобы ряды волонтеров ширились, а такие инициативы от граждан, в основном молодежи, исходят, и власти на местах им просто не мешали.

Кроме того, зашла речь и о финансировании деятельности общественных палат в регионах. Понятно, что в большинстве территорий бюджеты дефицитные, имеются трудности с выделением для них помещений, обеспечением аппаратов палат техническими средствами и пр. В этом смысле, хочу заметить, Общественной палате Калмыкии, а она одна из самых молодых в стране, грех жаловаться.  Руководство республики видит в ней своего помощника и старается всячески ей помогать, в том числе в организационном и материальном плане.

Но есть муниципальные общественные палаты с таким бюджетом, который нам и не снился. В некоторых городах средней полосы России в таких органах работают по 42 человека. А у нас в региональной ОП всего 18 человек, да в муниципальных по паре-тройке. Но я думаю, за большими числами гнаться не нужно: во-первых, кворум собрать очень сложно, во-вторых, не всегда количество тождественно качеству.

Еще с удивлением узнал, что в стране есть региональные общественные палаты, которые смогли пробить себе право законодательной инициативы на уровне региональных законов, а также заключившие соглашения с местными правительствами о том, что каждое заседание кабмина не менее двух-трех членов палаты должны присутствовать. И прежде чем включать в повестку заседания тот или иной вопрос его согласовывают с палатой. Но это, мне кажется, уже перехлест, чрезмерное административное рвение контролировать все и вся.

– Вернемся непосредственно к вашей работе в федеральной  Общественной палате. Какую работу планируете проводить в интересах Калмыкии?

Согласно регламенту ОП, член палаты может иметь решающий голос, работая только в одной комиссии и в нескольких – с правом совещательного. Учитывая, что Калмыкия аграрный регион, я помимо того, что, как и прежде буду работать в комиссии по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, записался еще в комиссию по вопросам АПК и развитию сельских территорий. Ее возглавила Евгения Уваркина – молодая энергичная девушка, генеральный директор агрофирмы в Липецкой области, занимающейся производством молока. В той же комиссии будет работать бывший министр сельского хозяйства Дагестана Айгун Магомедов, он там поднимает вопрос деградации Черных земель и Кизлярских пастбищ – это пограничная с Калмыкией территория, которая даже находилась прежде в совместном ведении. Вот как раз после ликвидации Главка Черных земель и Кизлярских пастбищ и начались разрушительные процессы.

Но основным образом, конечно, буду продолжать работу в составе своей профильной комиссии. Своей задачей вижу вынести на обсуждение палаты, на мой взгляд, ключевой проблемный вопрос в нашей отрасли – необходимость пересмотра планирования объемов медицинской помощи из действующего порядка на основе финансовых возможностей региона в сторону фактической потребности в ней населения.

В частности, так обстоит в нашей республике, где число застрахованных работающих граждан не столь велико, чтобы за счет их отчислений содержать значительное количество неработающих граждан, в том числе стариков и детей. А есть субъекты РФ, например, Москва, где тариф в десятки раз выше, соответственно и охват населения, и качество тамошней медицины гораздо больше.

Вот мы, члены Общественной палаты, и хотим разобраться, почему граждане одной и той же страны, но проживающие в разных регионах, должны получать разный объем и разное качество услуг. Хотя федеральный ФОМС помогает регионам, выделяя им дотации на выравнивание бюджетов здравоохранения, проблем в этой части остается очень много.

На мой взгляд, идеально было бы, если тариф будет единым, и независимо от того, где находится человек, он может прийти и получить в любом медучреждении необходимую помощь.

По этому принципу у нас ведь работает медицинский страховой полис?

Страховой полис действует по всей России, это верно, по закону так. Вы поедете с ним в Москву и там получите врачебную помощь так, как и положено. Но только потом за то, что иногородний гражданин получил эту помощь по месту обращения, Москва вытребует деньги у ФОМС того региона, где данный гражданин прописан.

– Соответственно если, допустим, житель Ставропольского края пролечился у нас в Калмыкии, республиканский ФОМС получит за него деньги из краевого фонда?

Да, но у нас низкий тариф, и мы за пролеченного здесь пациента  получим оттуда возмещение по нашему тарифу. А если наш житель поехал в Ставрополь и пролечился там, то ставропольчане из нашего фонда затребуют сумму гораздо большую, в соответствии с их более высоким тарифом.

Второй момент – это проблема лекарственного обеспечения, в особенности льготных категорий граждан, которые не могут в наших аптеках  получить положенных им по закону лекарств. Есть льготники по 890-му постановлению, есть инвалиды, которые получают лекарства на 100% бесплатно. Часть расходов на эти цели финансируется из федерального бюджета, часть должна софинансироваться из республиканского. Но фактически этих средств мало на что хватает.

Например, в Калмыкии есть такая проблема: лекарственное обеспечение 11-ти человек, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, «съедает» подавляющую долю средств, предназначенных на лекарственное обеспечение всех льготников.

– Понятно, что орфанников нужно перевести на федеральное обеспечение.

Вот и я о том же говорю и готовлю еще одно предложение для рассмотрения палатой вопроса об изменении порядка лекарственного обеспечения лиц, страдающих орфанными заболеваниями.

– Но ведь Общественная палата не обладает законодательной инициативой? Тогда каким образом донести эти предложения до исполнителей, а прежде них – до законотворцев, чтобы сформулировали эту норму в законе?

Вы правы, это целая проблема. Потому-то Общественная палата и настояла на нулевых чтениях законопроектов, готовящихся на рассмотрение Госдумой. По этому поводу и Фадеев высказался, что мы не до конца используем свои полномочия, предоставленные нам законом. А он гласит, что члены ОП имеют право не только на нулевом чтении знакомиться с проектами законов, но и на первом и втором чтениях их присутствовать в Госдуме, и там они могут донести нашу коллегиальную точку зрения.

Честно говоря, пока другого механизма, кроме как лоббирование, у нас и нет. Лоббизм в данном случае в хорошем смысле этого слова, в государственных интересах. Почему руководителями комиссий Общественной палаты мы и выбрали таких авторитетных людей, как Лео Бокерия, Николай Дайхес и другие тяжеловесы, как их называют. К мнению этих влиятельных лиц прислушиваются не только в профессиональных кругах, но и на уровне администрации президента и правительства.

А что общественникам удалось за эти годы пролоббировать? Могли бы назвать самые яркие инициативы, которые нашли реализацию?

Самый значимый результат деятельности пятого состава палаты, на мой взгляд, это все-таки решение по общественным советам федеральных органов исполнительной власти, при формировании которых отныне приоритет имеет Общественная палата РФ. Также важным было принятие законов об основах общественного контроля и принципов формирования региональных общественных палат.

Также стоит отметить интересные проекты, предложенные членами предыдущего состава, которые сегодня получили развитие уже в масштабах всей страны. Это, например, всероссийская акция «Парад дружбы народов России» и проект общественного диалога «Час с министром». Кстати, последний, можно сказать, родился из идеи, предложенной в свое время Сангаджи Тарбаевым. Именно по его инициативе был запущен федеральный проект «Диалог с прокурором». И впервые такой формат был опробован в Калмыкии – прокурор нашей республики Алексей Самсонов встретился с представителями молодежной и спортивной общественности. Тогда приезжали сюда Султан Хамзаев, заместитель Сангаджи Тарбаева по комитету по поддержке молодежных инициатив, Дмитрий Чугунов и другие молодежные активисты. Потом уже по всей России Общественная палата страны организовала такие встречи общественности с местными прокурорами.

Впоследствии в рамках проекта «Час с министром», стартовавшего с начала текущего года в стенах Общественной палаты, в ее стенах побывали несколько руководителей. В частности, диалог с общественниками вела  министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, министр юстиции РФ Александр Коновалов, представители Минкультуры страны, руководитель Федеральной налоговой службы.

Еще одним примером того, что удалось сделать за эти годы, на мой взгляд, является то, что в пятом составе прежний секретарь ОП Александр Бречалов буквально «пробил» – это пропаганда успешных практик. Несколько раз в год на площадку Общественной палаты РФ, на организуемые ею форумы «Сообщество» съезжаются люди из разных мест России и делятся своими социальными проектами, которые они реализуют по большей части в одиночку. Это проекты, где на одном человеке буквально держится все.

Например, в одном из северных городов есть такой факт: один молодой человек – ни бизнесмен, ни чиновник, простой рядовой гражданин – на свои средства обеспечивает стариков дровами на зиму. Есть люди, которые занимаются обслуживанием одиноких больных людей, запертых недугом в четырех стенах.

И таких людей, подвижников, которые скромно живут и делают великое благо для других, к счастью, в нашей стране немало. Я считаю, на самом деле они – настоящие Герои труда. Люди с особым складом ума, совестливым образом жизни, особенно много среди них людей, прошедших через детскую инвалидность, онкологию. Они зачастую в одиночку бьются над решением таких сложных социальных проблем, с которыми даже государство справиться не в силах. И за свой труд они ничего для себя взамен не просят. Задача общественных палат – помогать таким инициативным гражданам, развивать сеть социально ориентированных НКО, поддерживать их грантами.

Кстати, тему грантов поднял Валерий Фадеев на встрече с президентом. Он спросил: как бы сделать так, чтобы гранты получали те, кто реально работает, а не те, кто умеет писать грантовые проекты? Полностью с ним согласен.

Вообще об эффективности работы федеральной Общественной палаты, а также об уровне доверия к ней граждан можно судить по нескольким индикаторам. Один из них, самый объективный, на мой взгляд, это число обращений россиян напрямую в ОП. Так вот если в 2015 году к нам обратилось свыше 23 тыс. человек, то в 2016-м – уже 34 тысяч. Характер вопросов и темы разные, они касаются разных сфер – судебная и правоохранительная системы, ЖКХ, социальное обеспечение, здравоохранение.

С одной стороны, вроде бы хорошо, что к нам много обращаются. Но, с другой стороны, я разделяю опасения, высказанные нашим секретарем Валерием Фадеевым в части того, что структуры, созданные для экспертизы и контроля, одним из которых является Общественная палата, не должны подменять собой власть как таковую. Не должен человек, который имеет проблемы у себя по месту жительства, допустим, с  тем же коммунальным хозяйством, минуя соответствующие структуры у себя в городе и регионе, обращаться сразу наверх, в Общественную палату. Наша задача – мы должны заставить чиновников выполнять свою работу.

– Как показала прямая линия с Владимиром Путиным, такая ситуация со всей властной вертикалью в стране.

К сожалению, да, во всем приходится прибегать к ручному режиму управления. Так быть не должно.

А вообще при создании Общественной палаты России была отличная идея – разбудить правовое сознание и гражданскую активность населения страны. Увы, процесс идет пока со скрипом. Наглядно об этом свидетельствует пример с обращениями граждан в палату: в этих 34 тысячах писем в основном только жалобы, а предложений очень мало, практически единицы.

Мы все заинтересованы, чтобы общество было не на площадях и улицах, не митинговало, не шествовало, не было разобщено и подстрекаемо деструктивными силами, чтобы инициативы граждан носили не протестный характер, а конструктивный. Вывод напрашивается сам собой: для общественной инициативы, общественной работы – огромное непаханое поле.

 

Фото из архива Л. Мухлаева и редакции, kremlin.ru