Важным итогом 34-й сессии Народного Хурала Калмыкии стало утверждение схемы нарезки избирательных округов для проведения выборов депутатов регионального парламента в новом формате. Данная схема будет действовать в течение 10 лет и обеспечит реализацию реформы избирательной системы республики, вызванной велением времени, в соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством. Такое заявление сделали депутаты Народного Хурала на брифинге по завершении пленарного заседания.

Избирательная комиссия Калмыкии проделала, действительно, большую работу, связанную с подготовкой к предстоящей избирательной кампании в соответствии с ранее принятыми поправками в закон «О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) РК», отметил вице-спикер заксобрания республики Сергей Сухинин. Учитывая специфику нашей республики, ее протяженность и плотность населения, административные границы, необходимо было соблюсти все требования федерального и республиканского законодательства и произвести, основываясь на них, нарезку избирательных округов.

«Неправы те, кто думает, что какие-то районы останутся без депутатов, – выразил свою позицию руководитель депутатской фракции «Единая Россия» Сергей Сухинин. – Напомню, у нас будет 17 депутатов избираться по одномандатным округам и 10 по партийным спискам. Так вот ни один муниципалитет не останется без своего представителя – это будет или одномандатник, или списочник. Он может быть самовыдвиженцем или представлять какое-либо избирательное объединение. И может так случиться, что район получит не одного, а даже четырех депутатов. Мы же не знаем сегодня, кто подаст документы и кого поддержит население.

Действительно, часть избирательных округов не совпадает с административными границами районов. Да, наверное, можно было объединить Юстинский район с Октябрьским в один округ, который по критерию численности избирателей соответствовал бы средней норме представительства – 11 751 человек. Но тогда, чтобы проголосовать, людям пришлось бы проделать путь от Большого Царына до Цаган Амана в 600 километров. О каком удобстве для избирателей в таком случае может идти речь?».

Поэтому это была вынужденная мера – применить смешанную схему к трем районам и городу Элисте. В один округ соединили часть городских избирательных участков и Ики-Бурульского и Целинного районов, Яшкульский район поделился избирателями с Юстинским и Черноземельским РМО, а также Октябрьский и Малодербетовские районы составили один округ.

«Хотелось бы подчеркнуть, что наша, депутатов, задача – законодательное сопровождение социально-экономических процессов в регионе. Законы мы принимаем для республики в целом, а не для каждого административного района в отдельности. Поэтому несовпадение административно-территориальных границ с очерченными избирательными округами в данном случае не имеет никакого значения.

Время не стоит на месте. Сейчас в стране наблюдается тенденция к увеличению количества одномандатных округов. Можем судить об этом на примере наших соседей, Ростовской области. У них соотношение было 50 на 50, сейчас пропорция сдвинулась. И сегодня из 60 депутатов областного заксобрания 40 избираются по одномандатным округам, 20 – по партспискам.

Сегодня у избирателей региона, жителей того или иного населенного пункта есть запрос на то, чтобы депутаты, которых они выбирают, имели конкретную связь со своим электоратом», – подчеркнул зампред Народного Хурала.

Чем вновь утвержденная смешанная система выборов принципиально отличается от той, что действовала в Калмыкии до декабря 2003 года? – поинтересовалась у депутатов, участвовавших в брифинге, парламентский корреспондент «Степных вестей». Она была свидетелем того, как в соответствии с общефедеральным трендом, опять же, были внесены изменения в региональное законодательство. И, начиная с 2008 года, депутатов Народного Хурала избирали уже только по партийным спискам, пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

«Если сравнивать то, что было до 2003 года, и нынешнюю ситуацию, то нужно понимать: тогда была несколько другая система избирательных округов, – пояснил председатель профильного парламентского комитета Михаил Мутулов. – Республика была поделена на три многомандатных округа – Восточный, Северный и Западный, которые давали по четыре депутата, и 15 одномандатных округов. Кандидатам было сложно объехать несколько районов. До райцентра еще можно было доехать, а добраться, допустим, до Хончнура, Ики-Манлана или там до Бергина было весьма затруднительно. Поэтому они действовали через доверенных лиц.

При принятии нынешних поправок основной спор между некоторыми депутатами и представителями Избирательной комиссии РК развернулся вокруг того, что в нескольких районах часть избирательных участков отошли к соседним муниципалитетам. Например, часть избирателей Яшкульского района, жителей поселка Молодежный, отнесена к участкам на территории близлежащих поселков Юстинского – это Юста и Эрдниевский. По такому же принципу произошло присоединение нескольких УИКов Целинного РМО к округу, в который их соседи-кетченеровцы вошли целиком.

Те депутаты, которые не соглашаются с таким распределением границ, утверждают, что три разделенных надвое района лишатся возможности иметь своего депутата в Народном Хурале, я считаю, ошибаются. Мне кажется, когда будут известны фамилии кандидатов по этим округам, все встанет на место. Если среди них будут известные люди, обладающие личным авторитетом, люди охотно проголосуют за такого кандидата. Более того – федеральный закон позволяет любому гражданину РФ выдвинуться по любому избирательному округу, невзирая на так называемую прописку.

Если бы у нас была многомиллионная республика, и активно практиковался лоббизм, в прямом смысле этого слова, что было бы напрямую связано с экономикой, тогда другое дело. Можно было бы защищать интересы определенных избирателей и лоббировать законы, принимаемые в интересах родного района и округа. Но у нас другой принцип – законы работают на интересы всех жителей республики.

Если же мы гипотетически предположим, что границы были нарезаны по-другому, а именно каждый район попал точно в границы одномандатных округов, тогда встал бы другой вопрос. Между, условно говоря, Октябрьским районом и Целинным: у одного 6 тысяч избирателей, у второго 14 тысяч. В этом случае целинненцы бы сказали, как же так – соседи получают один мандат, и мы один, хотя по числу нас больше.

Одним словом, угодить притязаниям политических структур очень сложно. В этой ситуации те, кто работал над законопроектом, приняли оптимальное решение. Даже с точки зрения математики норма представительства посчитана верно. На мой взгляд, утвержденная нарезка границ округов прогрессивнее и лучше, чем та, которая была до 2003 года. С той точки зрения, что необходимо было соблюсти интересы тех людей, которые будут голосовать. А жизнь покажет, насколько все это было правильно».

Фото: пресс-служба Народного Хурала РК