Восточный Казахстан. Сказочно красивые и немного мистические места. Здесь археологи ведут раскопки. Прямо сейчас там, в экспедиции, находится большая группа палеозоологов, антропологов, палинологов и других экспертов по древностям научно-исследовательской организации «Археологическая экспертиза». Их записи – это не скучные отчёты, а захватывающие дух рассказы, особенно если чередовать их чтение с разглядыванием фотографий. Вот как они описывают укреплённый монастырь Аблайкит (Аблай-хит) XVII века, раскоп которого – это большой государственный археологический проект, рассчитанный на три года (2016-2018).

– Памятник представляет собой группу построек у юго-восточного склона невысокой горы. Основным объектом является слегка оплывшая прямоугольная земляная платформа, на которой располагался храм, к северо-востоку от которого располагался жилой комплекс, а к западу – небольшое хозяйственное помещение. Жилая часть комплекса сегодня представляет собой оплывший бугор с ямой в центре. Вся территория монастыря была ограждена каменной стеной, достигавшей в высоту 3-5 м, проведённой в северной и западной частях по скалам, служившим дополнительной преградой. В северной части памятника стена огибает небольшое горное озеро, –

из статьи К. М. Байпакова, Р. В. Ильина, Е. С. Казизова, К. А. Жамбулатова, И. Р. Камалдинова, Ф. Ф. Хабибуллаева 

о предварительных итогах археологических раскопок укреплённого монастыря «Аблайкит».


«Открытая Азия» связалась со спецами «Археологической экспертизы», которые сейчас находятся на месте, и подробно расспросила о памятнике, находках и о том, почему буддийский храм на этой территории был укреплён не хуже военного форта.
DJI_0151.JPGРазвалины храма Аблайкит расположены в 55 км к югу от города Усть-Каменогорска и в 13 км к юго-востоку от села Бозанбай на правом берегу реки Аблакетки

Как здесь появился буддийский монастырь?

Монастырь Аблайкит возник на территории нынешнего Восточного Казахстана в XVII веке – в период обширной ойратской экспансии. В Казахстане ойратов чаще называют джунгарами. Так что это джунгарский храм. С ростом их политической активности и укреплением Джунгарского государства здесь всё больше распространялся тибетский буддизм. Светские правители ойратов и духовные лидеры – ламы – основывали монастыри и храмы. Среди памятников этого периода на территории Казахстана известны Кабалгасун (или Калбагасун, Кабангасун, Калбасун,1616 год), Кызылкент (1643 или 1644 год), Бошокту-хан-хит (1677-1678 годы).
Первое сообщение о строительстве Аблайкита было сделано Фёдором Байковым, русским госслужащим, которого царь Алексей Михайлович в 1654 году отправил в китайскую империю Цин в составе первого официального русского посольства. Дипломат проезжал это место и описал его.

DJI_0158.JPGЗападная часть внешней стены

Откуда взялось название?

Название сложилось из двух слов.

«Аблай», по данным письменных источников, – это имя одного из джунгарских правителей – местных князей (тайшей). Таким образом, храм назван в его честь.

«Кит» (или «хит», иногда монастырь называют «Аблайхит») означает «монастырь», но особого вида постройки – так именовали укреплённые монастыри.

Зачем буддийский храм нужно было укреплять?

– На момент строительства Аблайкита, – объясняет начальник экспедиции Денис Сорокин, – Джунгарское ханство переживало период внутренней нестабильности, междоусобной борьбы. К тому же, в степных условиях монастырь без крепостных стен всегда находился под угрозой нападения и разорения.

Именно поэтому святое место требовало защиты. И, как видно, монастырь был основательно укреплён: четырёхметровая стена по периметру, неприступные скалы с северной и западной стороны.

Тем не менее, в одну из таких междоусобиц Аблайкит был захвачен и разграблен. Он просуществовал всего 18 лет (с 1654-го по 1671 год).
DJI_0097.JPGАрхеологические работы

Каким был Аблайкит, и что от него осталось?

Несмотря на то, что в масштабах истории монастырь не так уж стар, Аблайкит не дожил в целости до наших дней. Хотя с археологической точки зрения, отмечают специалисты, он сохранился неплохо.


Самый известный и древний буддийский храм на территории Казахстана расположен на средневековом городище Кайлык. Датируется XIII веком. Он сохранился гораздо хуже Аблайкита.


Состоял религиозный комплекс из храма, предхрамового помещения, жилого помещения и крепостной стены.

Стена
В 50 м от неё проходит ручей, который опоясывает комплекс с двух сторон. Разливаясь весной, он превращается в труднопроходимое болото и остаётся таковым до позднего лета. Таким образом, крепостная стена была вторым оборонительным рубежом на подступах к храму. Первым являлись естественные природные преграды: с севера и запада – горный хребет, а с востока и юга – ручей и болото.

Стена представляла собой мощное сооружение общей протяжённостью по периметру больше двух километров. Ширина стены – 3,5 метра. В XVII веке она возвышалась на 3-4 метра, а современная её высота – около полутора метров.

По результатам раскопок археологи заключили, что возводили крепостную стену в несколько этапов. Сначала место под неё нивелировалось грунтом чёрного или коричневого цвета. Затем из плоского камня выстраивались внутренний и внешний фасады, а пространство между ними заполнялось забутовкой из глины и чернозёма. Камни клались в два ряда в сцепке друг с другом.
DSC_0138.JPGОстатки крепостной стены

Священные ворота
В юго-восточной части стены был въезд – «Священные ворота» или «Богдойн халга». Сегодня от них сохранилась лишь нижняя часть – два прямоугольных основания арки, сложенные из плитняка и оформленные по краям прямоугольными гранитными блоками, уложенными плашмя.

На противоположных концах фундамента арки на крупных плитах выбиты и отшлифованы лунки диаметром 15 см и глубиной 10 см. В одной из них сохранилась железная чашечка с остатками древесины, выполнявшая функцию подпятника (приспособление для опоры оси вертикального вала, – прим. ОА). С противоположной стороны угол плиты сточен – очевидно, от постоянной работы ворот.
DJI_0356.JPGDSC_0560.JPG
Кости животных
С внешней стороны ворот археологи нашли скопления костей животных: не менее четырёх туш лошадей, западнее от них – кости нижних конечностей верблюда. С южной стороны в неглубокой западине полукольцом залегало большое скопление костей лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.

Кости человека
К юго-востоку от ворот найдены нижние конечности и кисти рук человека, расположенные в анатомическом порядке. Судя по ним, умерший лежал, вытянувшись на спине, головой на северо-запад. В области его левого предплечья найдено каменное пряслице (грузик в форме диска для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём), а в районе рёбер – два фрагмента металлических предметов.

– Этот человеческий скелет без черепа был расчищен под каменными завалами. Видимо, был потревожен при разборе стены в XIX-XX веках и перезахоронен на стороне, – предполагает Денис Сорокин. – Из-за почти полного отсутствия погребального материала точно сказать, к какому периоду относится скелет, не представляется возможным. В данный момент кости обрабатываются антропологами. Результаты анализов будут отображены в итоговом отчёте за 2017 год.

В этом году здесь также начаты исследования погребальных конструкций, расположенных в 100 метрах к югу от крепостной стены.
– По нашим соображениям этот могильник может принадлежать жителям Аблайкитского комплекса, – добавляет Сорокин.

Пуговица от мундира, нательный крестик и свинцовая пуля
В XVIII веке, рассказывают эксперты, Аблайкит неоднократно посещали русские военные, вывозившие уникальные рукописи и предметы искусства. Вероятно, с внутренней стороны стены, у ворот, располагалась их временная стоянка. Здесь были найдены монеты XVIII века, пуговица от мундира, нательный крестик и свинцовая пуля.
План раскопа крепостной стены.jpgПлан раскопа крепостной стены

Храмовый комплекс
Он располагался на прямоугольной платформе размером 80 на 45 метров. Собственно, этот «фундамент» – всё, что сохранилось от монастыря. По архивным чертежам и планам, а также в ходе визуального осмотра учёные определили, как располагались помещения и элементы конструкции здания.

Сам храм занимал площадь примерно 45 на 20 метров и располагался в северной части этой платформы. На остальном пространстве было большое крытое предхрамовое помещение-двор, отделённое от храма свободным пространством, образующим своего рода коридор. С южной стороны в этот двор вела лестница, которая сейчас представляет собой оплывший пандус шириной около 7 метров.
Храмовый комплекс после расчистки.png

Храмовый комплекс после расчистки

Предхрамовое помещение
Вскрытие дернового слоя не выявило остатков лестницы, вероятно, она была ещё раньше разобрана на строительные материалы. Вся платформа была укреплена мощной каменной стеной шириной около 2 метров, предохраняющей платформу от расползания.
Остатки стен предхрамового помещения имеют ширину 1,2 метра и сложены из крупных необработанных камней на глиняном растворе. В центре был большой завал из камней, расчистив который археологи обнаружили гранитную базу колонны. А также там нашли много железных гвоздей двух типов – со шляпкой и без шляпки, глазурованную и неглазурованную черепицу, декоративный кирпич и плитки с растительным орнаментом. Часть из них покрыта зелёной глазурью.  Интересны и такие находки: три обломанные выгнутые керамические глазурованные плитки с прямоугольными штампами. Возможно, они использовались в качестве черепицы. На одной из плиток поверх глазури читается завиток, нарисованный чёрной краской.DSC_0086.png
Храм
Территория самого храма сильно пострадала от грабительских траншей и ям. На современной поверхности найдено большое количество фрагментов черепицы и жжёных кирпичей.

В ходе раскопок найдено пять баз колонн. Все они однотипны – квадратные в нижней части и круглые в верхней – и вытесаны из цельных гранитных глыб.

Пол вымощен маленькими каменными плитками и камнями. Расчистка пока не позволяет представить внутреннее убранство храма.

Здесь найдены фрагменты обожжённых кирпичей и плиток, украшенных налепным растительным орнаментом, а также железные и бронзовые гвозди. Интересна находка деревянной палочки для письма – калама.
IMG_0095.JPG
Хозяйственный комплекс
До начала археологических работ он представлял собой руины – ямы округлой формы глубиной до 1,5 м, расположенные параллельно друг другу по линии с запада на восток. Ниже по склону находятся небольшой ров и вал – возможно, это остатки арыка для подачи воды в печи.


Полезная площадь под храм, жилые и хозяйственные помещения находятся в юго-восточной части долины Аблайкита и огорожены самой мощной стеной.


Чем интересна архитектура комплекса? Похож ли он на традиционные буддийские строения?

По словам специалистов, постройки представляют собой незаурядные архитектурные сооружения. Они были возведены китайскими мастерами в китайско-тибетско-монгольском стиле, довольно распространённом на территории расселения монгольских племён. Очень похожие храмы есть в Монголии и Китае (Внутренняя Монголия). Тем не менее, Аблайкит отличается от аналогов.

В чём уникальность этого места как памятника археологии?
– Подобные памятники известны – например, Галдан-Бошокту-кит, Кызылкентский дворец, – рассказывают члены экспедиции. – Уникальность комплекса Аблайкит заключается:

  • в его широкой известности в письменных источниках XVII-XVIII веков – с изображениями первоначального состояния монастыря;
  • в относительно неплохой сохранности памятника;
  • в том, что часть материалов из храма ещё в XVIII веке была вывезена в Санкт-Петербург и экспонируется в музеях;
  • в том, что памятник расположен в туристической зоне недалеко от областного центра.

В ХVІІІ веке интерес Петра І к Казахстану и Средней Азии усилился. Было организовано несколько экспедиций, в том числе, например, под руководством Ивана Бухгольца (русский военный, основатель Омска) к верховьям Иртыша. Именно с 1720 года, после основания Усть-Каменогорской крепости и получения Петром І рукописей, доставленных с Аблайкита, науке стал известен этот памятник.


DSC_0068.JPGСостояние памятника до начала работ

Какое открытие из сделанных на Аблайките – самое важное?

– Самое яркое событие, – говорит Денис Сорокин, – это нахождение здесь берестяных свитков с письменами, которые могут рассказать нам о событиях того времени на территории Восточного Казахстана. В данный момент свитки находятся на реставрации.

Несмотря на то, что Аблайкит не просуществовал и 20 лет, здесь было собрано множество буддийских реликвий и большая библиотека рукописей, изучение которых может сыграть значительную роль в тибетологии. Сам монастырь занимает важное место среди памятников позднего буддизма.

Когда реставрация рукописей закончится, их передадут специалистам по расшифровке. После завершения всех исследовательских работ и публикации материалов находки будут переданы в областной историко-краеведческий музей.

В планах властей также сделать Аблайкит популярным туристическим местом кластера «Сибинские озёра», «египетской пирамидой» Восточного Казахстана.

Справка: Раскопки монастыря Аблайкит начались, когда по инициативе акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова была утверждена региональная «Программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016-2018 годы», направленная на историко-археологические исследования памятников истории и культуры области. Непосредственным заказчиком и куратором археологических работ на памятнике является КГУ «Восточно-Казахстанское областное учреждение по охране историко-культурного наследия».

Иллюстрации и материалы для статьи предоставлены научно-исследовательской организации «Археологическая экспертиза»

Источник