Дорджи Павлов работает инженером-диспетчером центральной диспетчерской службы АО «Газпром газораспределение Элиста». Отсюда ведется наблюдение за регуляторными станциями на территории всей Калмыкии, проводится оперативный контроль за режимом газоснабжения населенных пунктов республики. 38 распределительных станций, и за всеми нужен глаз да глаз. Из центральной диспетчерской (везде автоматизированные рабочие места) в вышестоящие инстанции ежедневно идут сводки о том, сколько Республика Калмыкия потребила голубого топлива. Работают здесь восемь человек, смены круглосуточные.

Здесь также занимаются аварийно-диспетчерским обеспечением режима потребления газа; именно сюда поступают тревожные сигналы от людей, когда в доме или квартире появляется подозрительный запах. Обычно в сутки случается от 5 до 10 звонков, в осенне-зимний период, естественно, их количество возрастает.

При получении сигнала сразу же формируется аварийная бригада, которая тут же выезжает на место ЧП. Оно и не мудрено: из благ цивилизации – свет, вода, газ – по степени опасности газ, несомненно, занимает первое место. С ним, как известно, шутки плохи; при его малейшей утечке любая случайная искра, зажженная сигарета могут привести к непоправимым последствиям и даже катастрофе.

– Если вы почувствовали хоть малейший запах газа, будь то в частном доме, квартире, в подъезде или даже на улице, если у вас возникло хоть малейшее подозрение, не бойтесь и не сомневайтесь в правильности своего поступка – сразу звоните в аварийную службу, – говорит исполняющий обязанности заместителя исполнительного директора – главный инженер предприятия Александр Привалов. – Не нужно надеяться, что позвонит случайный прохожий, возьмите ответственность на себя. И пусть вы ошибетесь – ничего страшного. В этом вопросе нужно быть бдительными всем и всегда.

Хочется обратить внимание и на то, что нередко люди, купившие бытовую газовую технику, иной раз стараются сами ее установить. О том, что это опасно, кажется, понятно всем.

Тем не менее многие из нас, согласитесь, привыкли подключать любые приборы – будь то компьютер или тот же газовый котел – самостоятельно или с помощью соседа. Самонадеянность, она, знаете, нередко подводит и может довести до беды. Вот свежий случай, произошедший в Элисте в прошлом месяце.

Мужчина, уверовав в свои технические знания и способности, решил самостоятельно поменять водонагревательную колонку. Мол, сами с усами, зачем еще слесарей вызывать, деньги платить? И что же? Перепутал водяную трубу с газовой, в результате чего начисто затопил общедомовой газопровод. Пострадали 32 квартиры. Доморощенному «кулибину» пришлось раскошелиться на 20 тысяч рублей – цена восстановительных работ. Сэкономил, называется.

– Многие люди, особенно проживающие в сельской местности, пользуются старым, давно выработавшим технический ресурс внутридомовым газовым оборудованием – колонками и плитами, что, определенно, таит в себе большую опасность. Другая проблема в том, что они уделяют недостаточное внимание их исправности. Еще раз повторюсь, не нужно заниматься самодеятельным ремонтом – за техническое обслуживание ваших приборов вы платите раз в год, когда с вами заключается договор. В нем, кстати, есть весь перечень работ, которые обязан выполнить слесарь-газовик. Если этого не происходит, требуйте, звоните, –  подчеркнул Александр Михайлович.

Бывшие работники «Южсантехмонтажа», а ныне пенсионеры Валерий Николаевич Доржинов и его супруга Галина Михайловна проживают в Элисте в  двухкомнатной квартире. Везде чистота и порядок – сразу видно: люди аккуратные. Из газовых приборов – двухконтурный котел и четырехконфорочная плита, установленные на кухне. Валерий Николаевич, отвечая на мой вопрос, категорично заметил, что котел переносить на лоджию не намерен. «Меня с Галиной он вполне устраивает и здесь», – заметил он.

Когда разговор зашел об отношении к газовым приборам, супруги уверяли, что проблем нет никаких, на этот счет – они очень внимательные. Тем более что, согласно договору о техобслуживании, работники из АО «Газпром газораспределение Элиста» ежегодно проводят ревизию домового оборудования.

Индивидуальный газовый счетчик позволяет супругам следить за расходом голубого топлива, так что ежемесячные платежи у них сравнительно небольшие, летом – так вообще, мизер. Зимой, конечно, расходы возрастают, но зато сами, по своему усмотрению, могут регулировать температуру в квартире, не оглядываясь на теплоснабжающие организации, что, согласитесь, очень удобно.

На кухне тем временем слесарь службы внутридомового газового оборудования Петр Джувинов, прибывший сюда для очередного планового техобслуживания, занимался проверкой того, как эксплуатируются приборы, как работают отключающие устройства и автоматика безопасности в целом, нет ли утечки газа и проблем с тягой.

Подобная услуга со стороны АО «Газпром газораспределение Элиста» стала обыденным делом. Все квартиры и дома, а также организации, имеющие газовые приборы, проходят обязательный контроль; это делается только в наших с вами интересах.

Приближается День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности. В канун праздника руководитель АО «Газпром газораспределение Элиста» Максим Романов захотел по этому случаю сказать несколько теплых слов.

«Хочу поздравить всех наших работников, наших коллег с праздником! Поздравить всех тех, кто, несмотря на погоду, время суток, всегда стоит на страже безопасного и бесперебойного газоснабжения потребителей Калмыкии. А работа у нас тяжелая, не всегда благодарная, часто опасная. В первую очередь, всем здоровья и успехов. Следующий год для нас особенный, юбилейный, мы будем подводить итоги сделанного за 50 лет региональной газораспределительной компанией. Особые слова благодарности хотелось бы выразить нашим ветеранам за их вклад в развитие акционерного общества, за тот прочный фундамент, который они заложили для роста, стабильного развития и плодотворной деятельности родного предприятия. Пусть ваш многолетний труд служит достойным примером для молодого поколения, перенимающего ваш бесценный опыт. От всей души желаю вам крепкого здоровья, счастья и всего самого наилучшего! С праздником!».

И напоследок запомните эту информацию: номера аварийной диспетчерской службы: 04, 6-28-04 – это со стационарного телефона; 104 – со всех мобильных телефонов.

На правах рекламы.