Алексей Орлов, Глава Калмыкии:

 – Я абсолютно согласен с высказанной депутатами Народного Хурала тревогой за судьбу сельского хозяйства в нашем регионе. Действительно, пока поезд развития мясного животноводства стоит на перроне, но уже под большими парами. И тот, кто запрыгнет на подножку, тот и будет ведущим в этой области.

Приведу цифры, которые прозвучали на недавнем Национальном съезде заводчиков калмыцкого скота. На сегодняшний день поголовье крупного рогатого скота в России составляет около двух миллионов скота – молочного, мясо-молочного и мясного направлений. Из них только 12% – мясной скот. Ведущие развитые страны Европы и обеих Америк имеют его в долю в общем стаде от 40% до 60%. Конечно, нам до этого результата далеко, мечтать и мечтать. Но я хотел бы сказать следующее: из этих 12%, которые составляет мясное поголовье в Российской Федерации полмиллиона голов – это наши калмыцкие коровы и бычки.

Да, у нашего ближайшего конкурента – компании «Мираторг», безусловно,  огромные преимущества – это и технологии, и финансовые возможности, и селекционно-племенная работа, которой занимается компания, и, в конце концов, пиар. Но у нас есть одно неоспоримое преимущество – это подготовка первичного скота в условиях пастбищного развития и приоритетные возможности в ценовом сегменте до того момента, как мы его поставим на откорм. То, чем, собственно, мы и занимаемся. Перед нами стоит задача – в идеале доведение за два-три года скота на откорме до 50 тысяч голов. Причем из этого поголовья желательно иметь до 50 тысяч голов племенных животных.

Если мы такими темпами будем развивать откормочное производство,  как сейчас (а у нас на сегодня уже 15 тысяч голов содержится на откормочных площадках, хотя буквально недавно было от 1,5 до 2,5 тысяч), то, учитывая, что в 2018-2019 доведем эту численность до 25 тысяч, к 2020-му будем иметь желаемые 50 тысяч голов. Все это в будущем, а сегодняшняя задача – это, конечно, развитие кормопроизводства. Без интенсификации животноводства, без промышленной базы кормопроизводства нам пути туда нет.

И вот здесь на повестку выходит идея восстановления Северного группового водопровода. К сожалению, такого финансового участия федерального центра, какой мы имеем при строительстве Ики-Бурульского группового водопровода, к сожалению, у нас не будет. Перед правительством республики стоит архисложная задача – за два года разработать проект восстановления Северного группового водопровода с сохранением тех ресурсов, которые были по нему много лет назад. Я имею в виду, в том числе, трубы, которые еще не все растащены и сданы на металлолом. Проект должен считаться фактически заново. Этой программой нужно заниматься, без этого нам вперед не двинуться.

Еще одна задача – по  лиманному орошению выйти как минимум на 70% от объемов советского периода. Если мы будем иметь хотя бы 50 тыс. гектаров орошаемых земель, это позволит нам с уверенностью смотреть в будущее. В этом смысле осторожный оптимизм внушают результаты по Черноземельскому району, а также Яшкульскому и Лаганскому, которые до этого вообще лиманным орошением не занимались.

Управление лиманного орошения по моему поручению создано. Теперь задача – оснастить его квалифицированными кадрами для того, чтобы систематизировать работу по данному направлению.

Что касается потери поголовья в некоторых районах, о чем в своем докладе на сессии Народного Хурала упомянул министр сельского хозяйства Баатр Болаев. Я абсолютно согласен с его мнением о том, что у нас есть научно определенные критерии по нагрузке на землю, мы должны и будем их придерживаться, даже если это будет идти вразрез с рекомендациями Минсельхоза России. Считаю, глупая совершенно идея – поощрять и выделять государственную поддержку в зависимости от прироста поголовья. Эта тема важная, нужная, по ней нужно идти, но подходить следует разборчиво – каждому региону должны соответствовать свои критерии. По Республике Калмыкия они должны быть совершенно особенные.

На сегодняшний день мы имеем около миллиарда рублей господдержки как федеральных средств, так и региональной составляющей. Но политика наших отраслевиков – придерживаться  норм, установленных научным сообществом. Иначе мы в безумной гонке прироста поголовья придем к тому, что получим расширение деградированных земель. А картина на Черных землях вызывает не просто уныние, а настоящую тревогу.

В целом я хочу сказать следующее. Осторожный оптимизм в оценке развития сельского хозяйства республики есть. Мы констатируем, что по некоторым позициями мы первые, но ни в коем случае почивать на лаврах нельзя.

Фото: пресс-служба Главы Калмыкии