ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ НАШЕГО ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТА О ПОЕЗДКЕ В ПРИБАЛТИКУ НА УЧЕНИЯ ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА
«Цель религии не в возведении прекрасных церквей и храмов, но в развитии присущих человеку положительных качеств – терпения, щедрости и любви. Всякая мировая религия, какими бы ни были ее философские воззрения, зиждется в первую очередь на наставлении ослаблять себялюбие и служить другим» – эти слова Далай-ламы XIV пронизаны искренней верой в человечество, любовью к нему. Его также любят и почитают миллионы буддистов (и не только) всего света и по возможности всегда стараются встретиться с ним.
Недавно духовный лидер буддистов давал учение для своей паствы из стран Балтии и России в столице Латвии Риге. Только из Калмыкии там присутствовали многие сотни паломников (а вообще их насчитывались тысячи), среди которых оказался и фотокорреспондент интернет-газеты «Степные вести» Николай Бошев.
Мы решили, что его рассказ и серия фотографий о путешествии и незабываемой встрече будут небезынтересны нашим читателям. Итак – ему слово.
– Побывать хотя бы на одном из учений Далай-ламы мне хотелось всегда, однако, как правило, получалось, что то нет времени, то – финансовых возможностей. Нынешние учения были назначены на октябрь, а у меня – опять накладка. А потом, когда состоялся их перенос на сентябрь, надежда обрела реальность.
К поездке подтолкнуло еще одно обстоятельство. Накануне я записался на прием к шаджин-ламе Тэло Тулку Ринпоче и на встрече поделился планами об издании альбома о трех визитах Далай-ламы в Калмыкию, состоявшихся в 1991-м, 1992-м и 2004-м годах. Материала у меня собралось вполне достаточно. Все эти моменты исторически ценны, и хотелось бы, чтобы хроника пребывания нашего Учителя на калмыцкой земле была увековечена в фотоальбоме. Шаджин-лама этот проект одобрил и добавил, что хронику можно дополнить фотографиями учений Далай-ламы, которые вскоре должны состояться в Риге, а в следующем году сделать совместную фотовыставку – мою и коллеги Гаря Лиджиева на аналогичных учениях, планирующихся в Индии. И даже пообещал помочь в организации поездки.
Тогда я зашевелился, начал быстро-быстро собираться. Дело в том, что люди, оформлявшие здесь документы на визит в Прибалтику, уже по существу сворачивали работу. Я побежал в хурул, мне выдали список, что собрать, куда сходить, что заполнить и так далее. Это было в воскресенье, а в понедельник в 10 часов они уже уезжали. «Если успеете всё оформить, если принесете выписку из банка (перед выездом за рубеж нужна ведь декларация о том, что у вас на счету есть определенная сумма), то приходите», – сказали мне. Выхода почти не было, времени – в обрез.
В понедельник с утра бегу в банк, беру выписку из лицевого счета – и мчусь в хурул. Почти в полдесятого был на месте. Сняли с меня «пальчики» – и документы ушли. Так что, как говорится, успел вскочить в уходящий поезд. Потом ждал. Числа пятнадцатого пришли документы, виза, и я успокоился.
Через какое-то время состоялось собрание отъезжающих – присутствовали человек шестьсот, получили соответствующий инструктаж. Для этих людей хурул специально выделил с десяток автобусов, однако для меня места уже не хватило. Да я особо, если честно, и не стремился.
Так что основная группа паломников ехала в Москву, а оттуда – в Ригу без меня. Остальные же, как я, добирались самостоятельно, кто на чем. Но за все билеты и проживание нужно было платить заранее. В хуруле эту услугу оказывали. Я заказал билет на поезд маршрутом Волгоград – Питер, а оттуда – на автобус до Риги. Так же и обратно, правда, с небольшой корректировкой: Рига – Москва – Волгоград.
Далее спокойно, не спеша, с чувством, с толком, с остановками добрался до границы с Эстонией. Там прошли таможенно-пограничный контроль как с нашей, так и с их стороны: естественно, выносили багаж, который просвечивали на обнаружение подозрительных предметов. Все обошлось, шпионов и взрывчатки не обнаружили, процедуру прошли быстро. Это было часа в три ночи.
А уже утром пассажиры были в Риге: там – рукой подать. Вышел на вокзале, позавтракал в столовой. Комплексный обед – около трех с половиной евро, недорого. В информационной службе спросил, как мне добраться до хостела, где у меня уже было забронировано место, где я буду проживать. Мне дали карту Риги, указали, что и как, и даже карандашом прочертили маршрут. Это – историческая часть города, от вокзала совсем недалеко, как я понял, минут двадцать-двадцать пять неспешным шагом. Почему бы утречком и не прогуляться? И я пошел.
Забегая вперед, скажу, что место, где Далай-лама проводил учения, от моего хостела – как от нашего Белого дома до старой гостиницы Элиста.
Так вот, иду, любуюсь красивейшей архитектурой, благо, чемодан на колесиках, поглядываю на карту, чтобы не заблудиться. Хотя чего там блукать – в шаговой доступности.
Хостел – это такое общежитие, дешевая гостиница, предусматривающая минимум удобств. Он располагался в цокольном этаже. Комната, две двухъярусные кровати, то есть на четыре человека, стол. Туалет – общий. 52 евро за четыре ночи. Сами судите, дорого это или нет. Хозяева – латыши, мама Инесса и сын Артур.
Соседом моим был студент из Турции, ни на русском, ни на калмыцком языках ни бельмеса не понимает. Так что общения не получилось. Да мне, по большому счету, было не до него – надо было отдохнуть после дальней дороги, чтобы на следующий день свежим и бодрым отправиться на разведку. Тут, кстати, от нашего хурула получил SMS-сообщение, где я как журналист от «Степных вестей» могу получить аккредитацию, попутно сообщив, что Далай-лама приезжает в Ригу 22-го сентября. И уточнили, в какой гостинице он остановится.
Как раз в этот день, как я потом узнал, приехала основная группа паломников из Калмыкии. Некоторые даже попали в «мой» хостел, иные же – в другие; кого-то распределили по гостиницам, отелям. Многие приехали, как и я, самоходом, на перекладных – на общественном транспорте, своих машинах. Другая часть – московские калмыки, питерские калмыки, тем было ближе, дешевле и проще, можно на самолете.
К слову, нам перед отъездом, чтобы могли отличаться от других, в хуруле раздали вот эти «пионерские» галстуки, только, видишь (показывает), желтого цвета. Это было нашей особой приметой, особым знаком отличия – так мы в толпе узнавали земляков.
Так вот, 22-го я пошел на встречу с Далай-ламой, в то время как наши только подъезжали и размещались. Правда, кое-кого из земляков увидел, но это, как и я, «неорганизованный» народ. Были и буряты, и тувинцы, естественно, латыши, белорусы. Да много кого было.
Но главное – я успел отснять прибытие в гостиницу Radisson Blu Ridzene Далай-ламы. Это была журналистская удача. Конечно, кортеж, охрана, сопровождающие, живой коридор из встречающих. Снимать, как сам понимаешь, довольно сложно, поскольку было ограничено пространство.
Моя главная ошибка, – с нескрываемой досадой говорит Николай Борисович, – я не учел, вернее, запамятовал то, что Далай-лама всегда останавливается возле больных людей, которые стремятся к нему хотя бы прикоснуться, чтобы поговорить, приободрить. Я заметил такую женщину, но было поздно – не пробиться. А можно такой кадр было бы сделать!
Наступило обеденное время, пора возвращаться в хостел, перекусить. Подселили ко мне (турок уже съехал) двух украинцев и белоруса. Буддисты, и знают о буддизме очень много и систематически, подкованные донельзя. Я даже удивился. Очень часто бывают на учениях Далай-ламы, даже мы, калмыки, не можем таким похвастаться.
На следующий день, 23-го, непосредственно перед учениями ровно в восемь, за полчаса до события, началась пресс-конференция для журналистов, на что я надеялся прежде всего – можно были подойти и фотографировать вблизи. Выдали наушники, бейджики с портретом Далай-ламы, логотипом «пресса», с персональными фамилиями-именами владельца. Пресс-конференция проходила на английском языке при синхронном переводе.
К счастью, удалось, я считаю, сделать неплохую фотосессию. Все это происходило в олимпийском комплексе Skonto halle, который вмещает не менее четырех тысяч человек. Во всяком случае, дотошные волонтеры из Калмыкии, накануне раскладывавшие на каждое кресло спецпакеты с вегетарианским бутербродом с морковкой, конфетой-батончиком «Красный мак», круассаном, пакетиком чая и бутылкой минеральной воды, а также фотоальбомом о Далай-ламе, так подсчитали. Так что четыре тысячи сидели в креслах, а по периметру, на полу, вернее, на искусственном газоне, расположились еще сотни человек.
Слова Далай-ламы впитывали все. Он говорил доходчиво и интересно. В лекциях остановил выбор на практическом аспекте буддийского учения, выбрав для объяснения два основополагающих сочинения – «Ступени созерцания» Камалашилы и «Краткий ламрим» Чже Цонкапы.
Первый текст был написан индийским учителем и посвящен правильному подходу к медитации, второй составлен тибетским наставником и излагает последовательные ступени пути к пробуждению.
Автор «Ступеней созерцания» – ачарья Камалашила – один из семнадцати ученых-философов (пандит) древнеиндийского монастыря-университета Наланда, духовными преемниками которого Его Святейшество Далай-лама называет тибетских наставников. Самый известный из них – автор «Краткого ламрима» великий Чже Цонкапа – почитается в Тибете наравне с Буддой.
К сожалению, я вынужден был часто отвлекаться: моя основная задача – запечатлеть все на камеру или, как раньше говорили, остановить мгновенье.
Лекция длилась с 8.30 до 12.00 – перерыва на обед, после чего по просьбе Далай-ламы его помощник по духовным вопросам досточтимый Янтинг Ринпоче даровал собравшимся пояснения к его комментариям по сочинениям Камалашилы «Ступени созерцания» и Чже Цонкапы «Краткий ламрим». Он также ответил на вопросы участников.
Затем нам показали фильм «Рассвет и закат» – непосредственно об Учителе. Кстати, насчет питания мне было проще, так как мой хостел, а значит, и столовая располагались, как я уже говорил, практически рядом – пять минут скорым шагом. Перекусил – и назад.
В заключительный день духовный лидер Его Святейшество Далай-лама даровал учения по традиции дзогчен, взяв за основу сочинение Дза Патрула Ринпоче «Особые наставления Мудрого Великолепного Царя» (комментарий на «Три завета Гараба Дордже»). В тот же день состоялась программа «Гармония мира не знает границ». В диалоге с Его Святейшеством приняли участие музыкант Борис Гребенщиков, режиссер-документалист Виталий Манский, режиссер Алвис Херманис и ведущий программы драматург и режиссер Иван Вырыпаев. Из зала тоже задавали вопросы, причем не религиозного, а, скорее, светского, социально-этического характера.
Запомнился наш парень, если не ошибаюсь, Очиром зовут. Спросил в том смысле, что он человек молодой, вспыльчивый, как с этим бороться? Мол, я стараюсь совладать с собой, но что-то плохо получается.
Далай-лама подчеркнул, что юноша должен проанализировать обстановку, в которой живет, свое окружение, собственное восприятие мира и сделать соответствующие выводы, сосредоточив внимание на самосовершенствовании.
Думаю, здесь уместно привести и другие слова Его Святейшества: «Нужно ослаблять себялюбие и служить другим». Ни прибавить, ни убавить.
В силу специфики профессии, в силу задания я, может быть, иной раз был недостаточно внимателен к словам Учителя, и все же эта встреча на меня произвела неизгладимое впечатление. Такое редко бывает в жизни – прикоснуться к духовности Его Святейшества дорогого стоит. Но, в любом случае, я старался совмещать два дела: фотографировать и внимать.
Приведу такой пример. Когда Нобелевский лауреат мира Далай-лама XIV приехал в Элисту в 2004 году, и мы встречали его в аэропорту, его угостили борцоками. Он взял, и, шествуя по живому коридору, протянул один из них встречающим. У меня, скажу честно, больше всех была возможность принять это подношение. Но профессионализм взял верх: я стал фотографировать. Похожее было и в Риге: люди обступают сцену, тянутся к нему в надежде прикоснуться, а я не могу себе этого позволить – у меня другая задача, другая установка в голове.
В заключение БГ дал небольшой концерт. Желающих послушать осталось немало, но меня звала дорога. Наши земляки на следующий день остались проводить Далай-ламу. Но я этого уже не видел. Автобус вез меня в столицу России, чтобы оттуда поезд доставил в Волгоград. А там уже – рукой подать до Элисты. Вот такое путешествие у меня получилось, подытожил Николай Борисович.
Фото Николая Бошева