Продолжаются съемки документального фильма «Когда вернусь… 3», посвященного нашим землякам-военнослужащим, погибшим на второй чеченской войне

В этом скорбном списке двадцать одна фамилия – столько наших земляков, молодых парней, сложили головы во второй чеченской войне, или, как принято говорить среди лицемеров, – кампании. А вы спросите у матерей погибших, и они вам доходчиво растолкуют – война это была или кампания. Обратитесь в Калмыцкое региональное отделение общероссийской общественной организации  семей погибших защитников Отечества, которая уже четвертый год снимает фильмы о наших ребятах, отдавших жизни в «горячих точках» в мирное время: в Афганистане и на Северном Кавказе.

– Кроме этого наша организация занимается моральной и не только поддержкой родных и близких воинов, не вернувшихся с полей сражений. В этом году, например, двадцать шесть матерей отдохнули в санаториях Ялты и Подмосковья, – говорит ее председатель Валентина Очир-Горяева (на снимке). – Первоначально санаторий «Русь» создавался для реабилитации воинов-афганцев, но нынче там могут отдохнуть и подлечиться их родители. Немало времени уделяем и военно-патриотическому воспитанию молодежи; посещаем школы, где проводим уроки мужества, демонстрируем свои фильмы. У нас для этих целей есть даже их сокращенные версии.

Печальные цифры: из Калмыкии на Северном Кавказе погибли 40 военнослужащих, 8 сотрудников МВД, 1 – из ФСБ и 1 – из УИН. Итого, как это цинично ни звучит «итого», 50. Приплюсуем сюда 15 «афганцев». Для маленькой республики – потери ужасающие.

Нынче свет увидели три картины: «Когда вернусь…» – о наших земляках, не возвратившихся из «горячих точек». Тогда организаторы и авторы фильма только нащупывали, если так можно выразиться,  сюжетную линию, старались вникнуть, как лучше объединить необъединяемое, как все разложить по полочкам. А вот когда было достигнуто понимание, что и как нужно делать, только тогда приступили во второму фильму «В наших сердцах». Это – два часа рассказа о пятнадцати солдатах и офицерах, не вернувшихся из Афганистана.

Третий фильм – «Когда вернусь… 2» – это первая чеченская, это первые наши потери на российской территории. Сейчас идет работа над лентой «Когда вернусь… 3». В ней повествование идет о второй чеченской.

Во всех фильмах – воспоминания родителей, родственников, друзей,  одноклассников, сослуживцев ребят. Ради этого приходится колесить по всей республике и даже выезжать за ее пределы – жизнь, она многих разбросала по стране за прошедшие времена. Вот и ищут Валентина Очир-Горяева и куратор проекта Киштян Кинзеева родителей, однополчан наших земляков на просторах России. Естественно, своего транспорта у них нет, приходится арендовать авто у частников и вместе с оператором Романом Бобневым колесить по стране.

Сами понимаете, все это требует немало денег, которых, увы, постоянно катастрофически не хватает. Когда получили грант Министерства экономики и торговли республики в размере 300 тысяч рублей, было намного проще. Конечно, пришлось и самим подсуетиться в поисках недостающих средств, но худо-бедно выкрутились. А вот сейчас, похоже, уперлись в тупик.

В прошлом году прекращено финансирование социально ориентированных некоммерческих организаций, то есть и Калмыцкое региональное отделение  – таково решение Москвы. Ведь 95 процентов – это были федеральные деньги, из ресбюджета добавили остальные пять. А сейчас лавочку прикрыли, мол, рассчитывайте только на себя.

– Мы государству уже стали не интересны, – с горечью говорит Киштян Ивановна. – А, казалось бы, делаем нужное дело, чтобы потомки наши не забыли о безвременно ушедших, геройски погибших наших земляках. Они ведь не сами пошли на войну, их туда направили.

Была одна надежда на грант Президента России, но, сами понимаете, претендентов много. Я уже три раза подавала заявку и три раза получила отказ. Без всяких объяснений. Так что пришлось попытки оставить.

Сейчас энтузиасты-патриоты (а по-другому их и не назовешь) озабочены созданием очередной серии. Съемочная группа – уже упоминавшийся Роман Бобнев и журналист-сценарист Полина Бевинова – пошли им навстречу; половина фильма уже отснята, на что ушло немало времени (о деньгах пока помолчим).

Конечно, пытались самостоятельно найти недостающие средства, но, как признаются женщины, это очень сложно, хотя давали объявления повсеместно, включая социальные сети. Обращались и к депутатам Государственной Думы, и Народного Хурала. Но результат, честно говоря, – хиленький. Правда, если быть объективным, то следует сказать, что думцы оказались отзывчивее местных народных избранников. Что, впрочем, меня не удивило – самому приходилось сталкиваться с этим, когда захотел помочь одному инвалиду.

Помимо съемок фильмов Киштян Ивановна ведет страничку «Защитники Отечества» в Facebook, где размешает материалы о наших воинах; ведет рубрику «Навечно в строю» на КалмЧате, социальном сайте для людей, небезразличных к судьбе и истории Калмыкии.

Что касается ленты «Когда вернусь… 3», это завершающая картина о военнослужащих, сгоревших в горниле сражений, а также более поздних потерях – 2010-м году погиб сапер и 2014-м подорвался на мине офицер.

Ждут своей очереди наши герои из МВД, которые тоже сложили головы на чеченских войнах. Мамы и отцы очень расстроены тем, что их сыновья оказались как бы в забвении, и Валентина Леонидовна с Киштян Ивановной считают своим долгом продолжить скорбный сериал. Родители ведь тоже уходят из жизни, для них стал бы своеобразным подарком фильм об их сыновьях, рассуждают мои собеседницы. В прошлом году – так уж случилось – три мамы ушли в мир иной, на встречу со своими детьми.

Может быть, наше Министерство внутренних дел подключится к этому проекту и поможет финансами? Дело-то ведь святое.

Я не удержался и задал провокационный вопрос: зачем вам все это нужно? Ради чего вы колотитесь, тратите время, ходите с протянутой рукой в поисках денег?

Они аж дар речи потеряли от возмущения! Эти две женщины считают своим долгом вернуть из забвения светлые образы ребят, так рано ушедших из жизни. Они, собственно, не успели  пожить; они не допели, не додышали, не долюбили. Просто они с честью выполнили воинский долг, и не надо примешивать сюда политику – речь совсем не об этом.

Кто-кто, а Валентина Леонидовна знает это не понаслышке: ее сын Алексей погиб во вторую чеченскую, в Аргунском ущелье в 2001-м году. Очень тяжело с супругом пережили эту страшную потерю. Ведь это, согласитесь, ненормально, когда дети умирают раньше родителей. Были даже мысли о суициде. К счастью, удалось взять себя в руки, пересилить трагедию – жизнь-то продолжается.

В их скромном офисе нередко собираются такие же, как и она, матери – поговорить, повспоминать, смягчить горечь потери своего ребенка, а иной раз – даже отметить праздник, День защитника Отечества, например, чей-нибудь день рождения, юбилей. Такой вот образовался женский коллектив, спаянный общим горем.

А сейчас… Сейчас перед ними – главная задача: выиграть в конкурсе на получении Национальной премии «Гражданская инициатива», размер которой составляет 200 тысяч рублей для того, чтобы доснять документальный фильм «Когда вернусь… 3». Но для этого нужна поддержка земляков.

При подведении итогов жюри учитывает мнение проголосовавших за данный проект. Если проект «Когда вернусь…» получит поддержку в Калмыкии, то жюри будет его  рассматривать.

Давайте проголосуем за эту инициативу. Важен каждый ваш голос. Ссылка – на сайте Национальная премия «Гражданская инициатива» . Надо проставить три «пятерки».

Фото автора