В Элисте 17 октября под руководством Председателя Народного Хурала Калмыкии Анатолия Козачко состоялось очередное заседание Совета представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Калмыкии.

С момента принятия в 2008 году решения о создании при республиканском парламенте данного консультативного и совещательного органа, фактически начавшего работать с марта 2014 года, это уже четвертое заседание совета законодателей региона. В нем приняли участие 33 из 37 членов – председателей комитетов республиканского парламента, его фракций и представители органов местного самоуправления муниципальных образований. На заседании присутствовали также глава Правительства РК Игорь Зотов с членами кабмина региона, руководители федеральных органов исполнительной власти, прокуратуры, представители общественных объединений.

В повестку заседания было включено 6 вопросов. На одном из них, представляющем особую важность, – о совершенствовании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, с докладом по которому выступил министр финансов РК Очир Шургучеев, хотелось бы остановиться подробно.

Общей проблемой для муниципалитетов является недостаточное финансовое обеспечение решения вопросов местного значения, вызванное отсутствием возможности формирования доходной базы муниципальных бюджетов в силу малочисленности налогоплательщиков. Поддержка бюджетной обеспеченности на местном уровне является одним из приоритетных направлений расходов республиканского бюджета, подчеркнул министр. Ежегодно до одной трети объема средств бюджета региона направляется на поддержку муниципалитетов. В прошлом году финансовая помощь органов местного самоуправления в виде дотаций, субсидий, бюджетных кредитов составила 3,5 млрд рублей, в этом году объем перечисляемых туда средств увеличился на 12,3%.

В целях увеличения доходов местных бюджетов и равномерного распределения налоговых поступлений проводится определенная работа. В качестве примера министр финансов привел ситуацию с распределением налога на доходы физических лиц. Так, на протяжении последних трех лет, кроме единых критериев отчисления НДФЛ, данный налог зачисляется по дополнительным дифференцированным нормативам. В частности, по согласованию с представительными органами МСУ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности полностью заменяется дополнительным нормативом отчисления от НДФЛ. Данная мера стимулирует муниципалитеты более активно работать с налогоплательщиками (к примеру, заставлять их уходить от «серых» схем) и в целом стремиться к увеличению налогооблагаемой базы. В результате применения такой тактики дополнительные объемы поступления доходов от уплаты НДФЛ в районных муниципальных образованиях за 2015 год составили 10 млн рублей, за 2016-й – 17 миллионов. Эффективная практика передачи дополнительных нормативов продолжится и в следующем бюджетном цикле, то есть на 2018-2020 годы, сообщил Очир Шургучиев.

Аналогичным образом, по его словам, решили поступить и с нормативами распределения акцизов на нефтепродукты, что позволило существенно увеличить доходы муниципальных дорожных фондов. С 1 января текущего года данные нормативы выросли с 10% до 15%, что обеспечило дополнительное поступление в бюджеты муниципалитетов 32,4 млн рублей.

Также министр напомнил о том, что с 1 января 2018 года изменится единый норматив отчисления средств, взимаемых по упрощенной системе налогообложения. Если сегодня для РМО он составляет 23,5%, для города Элисты – 9,5, а остальное поступает в бюджет региона, то с нового года отчисления будут производиться в соотношении 50/50. Это позволит местным бюджетам ежегодно в течение трех лет получать дополнительно порядка 53 млн рублей. Еще с 1 января будущего года на 10% вырастет норматив отчисления по НДФЛ для столицы республики, что, как ожидается, дополнительно пополнит городской бюджета на 99 млн рублей.

Кроме того, ежегодно увеличивается объем финансовой помощи из республиканского бюджета региона сельским муниципалитетам: в 2017 году объем субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности СМО по сравнению с 2016-м он вырос на 5,5 %, до 30 млн рублей. Указанные средства позволили частично решить проблемы кредиторской задолженности по оплате труда работникам села. В 2018 году рост субвенций на нужды сельских администраций составит 4%.

Одним из местных налогов, зачисляемых в 30-процентном размере в муниципальные бюджеты, является также единый сельскохозяйственный налог. В отношении него Шургучеев сказал, что в результате проведенной в течение 2016-2017 годов работе по инвентаризации земель и объектов сельхозназначения в текущем году по сравнению с предыдущим объем поступлений по ЕСХН составил 128%, по арендной плате – 127%. Также в результате поиска внутренних резервов для увеличения поступлений по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу дополнительно удалось собрать более 4 млн рублей.

Если говорить о перспективах межбюджетных отношений федерального центра, субъекта Федерации и органов местного самоуправления, то тут, по словам Очира Шургучеева, обращают на себя внимание недавние инициативы Президента страны Владимира Путина. Речь идет о том, что с января 2018 году в стране начнется реализация программы по реструктуризации бюджетных кредитов регионов. Программа рассчитана на 7 лет, в ней есть также бонусные предложения, в целом она позволит регионам щадящим образом погашать ранее взятые у федерального правительства кредиты. Этот механизм можно применить и в отношении бюджетных кредитов муниципалитетов, начиная с 2019-2020 годов, считает министр. Однако нужно учитывать, что решившись на реструктуризацию, на получение новых  бюджетных кредитов уже не придется рассчитывать.

Таким образом, заключил докладчик, возможностей для совершенствования межбюджетных отношений между органами госвласти и МСУ вполне достаточно. Главное – необходимо работать над пополнением собственной налогооблагаемой базы, максимально задействовать имеющиеся внутренние резервы. Результаты этой работы непременно скажутся на пополнении доходной части местных бюджетов, а значит, дадут администрациям муниципалитетов возможность более эффективно решать свои насущные задачи.

Все вышесказанное главы администрацией и собраний депутатов РМО внимательно выслушали, делая для себя пометки, и в принципе согласились с тем, что многое, конечно, зависит от них самих, от их взвешенных решений и расторопности в делах по управлению финансами. Вместе с тем существующая система распределения доходов от налогов не всем районным ахлачи представляется справедливой.

Так, по мнению главы администрации Черноземельского РМО Валерия Очирова, их муниципалитет оказался в неравном положении по отношению ко всем остальным территориям, в том, что касается распределения доходов от подоходного налога. В силу ранее достигнутых договоренностей с республиканским правительством Черноземельский район от общего объема отчисляемых работающими гражданами подоходного налога оставляет себе 40%, а 60% отдает в бюджет региона, тогда как у других соотношение, наоборот, в их пользу. Несомненно, район в плане финансов самодостаточный, «сидит» на трубе КТК и имеет на своей территории объекты ЛУКОЙЛА, однако уходящие наверх доходы, собираемые на его территории, были бы не лишними и им самим, дал понять Валерий Гаряевич.

Отчасти в словах главы района есть справедливость, заметил спикер Народного Хурала Анатолий Козачко. Но непосредственно в этой теме «рулят» исполнительные органы власти. И оттуда устами Председателя правительства Игоря Зотова последовал ответ в том духе, что дальнейший рост налогооблагаемой базы, то бишь количества рабочих мест (а с этим у Черноземельского района обстоит, объективно, получше, чем у других), позволит ему, как и другим нашим муниципалитетам, пополнить доходы своего бюджета.

Фото: пресс-служба Народного Хурала РК