Как уже сообщалось, в Элисте, на базе Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова проходит двухдневная международная научная конференция «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура».

В числе участников форума, собравшего видных ученых в области истории, лингвистики, фольклора народов Центральной Азии в Калмыкию впервые приехал Андрей Кибрик – доктор филологических наук, директор ФГБУН «Институт языкознания РАН», профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Вместе с профессором, заведующим кафедрой калмыцкого языка, монголистики и алтаистики КалмГУ Владимиром Мушаевым он был модератором дискуссионной площадки «Актуальные проблемы востоковедной лингвистики», работавшей в первый день конференции. В интервью «Степным вестям» Андрей Кибрик поделился своими впечатлениями о работе научного форума и проблемах, обсуждавшихся на нем.

В Элисту меня пригласили как директора Института языкознания РАН. Сам я занимался разными языками – кавказскими, тюркскими. Сейчас изучаю больше языки Северной Америки, езжу с экспедициями на Аляску. В особенности там занимаюсь одним из исчезающих языков, который в центральной Аляске еще распространен.

– Получается, умирающими языками занимаетесь профессионально? А как вы оцениваете состояние калмыцкого языка? Не ждет ли его та же судьба, что и языки, допустим, тех же североамериканских индейцев?

Калмыцкому языку помогает все-таки то, что коренное население в республике достаточно большое, в целом калмыков в России насчитывается свыше двухсот тысяч. Но это не является единственными фактором. Главное – передача языка от поколения родителей к поколению детей. Если это в какой-то момент прерывается, то можно иметь очень большое население, все равно язык будет исчезать. Важно, чтобы родителям было естественно говорить с детьми на своем родном этническом языке.

Есть примеры, когда оказалось еще не поздно этот процесс обернуть вспять?

 – Есть, но их очень мало. Недавно я познакомился с одним из саамских языков – это языки коренных народностей северной Скандинавии. Там очень маленькие племена, численность которых далеко не сотни тысяч, речь идет просто о сотнях людей. Тем не менее, саамам удалось восстановить язык, дети стали усваивать родную речь после перерыва в несколько десятков лет. Но для этого были приложены специальные усилия. Финляндия в этом плане создает очень хорошую гуманитарную среду в этом плане. Делу активно помогали лингвисты, ну и, конечно, местные активисты, которые готовы были заниматься этими вопросами. По сути, они всю свою жизнь посвятили возрождению родного языка. Сочетание всех этих факторов приводит к результату.

В Калмыкии наверняка есть места, где язык сохранился, где-нибудь в  глубинке. Если всерьез взяться на уровне республики в целом за эту проблему, то, я думаю, можно остановить процесс исчезновения калмыцкого языка. А он, к сожалению, идет полным ходом.

Я никогда специально не исследовал калмыцкий язык, но общее представление о нем имею. В Московском университете я преподаю обзорный курс «Языки мира», в котором рассказываю студентам о том, какие на свете есть языки, какая языковая ситуация у тех или иных народов.

– В Институте языкознания проходят обучение аспиранты из Калмыкии?

Дело в том, что у нас в институте не такая большая аспирантура. Но регулярно на протяжении десятилетий у нас появляются аспиранты из Калмыкии. Как правило, они занимаются в составе общей лингвистики  монголистикой.

– Вернемся к теме конференции. В ходе работы дискуссионной площадки, где вы выступали модератором, у вас происходил прямо-таки мозговой штурм. О чем велась дискуссия, и чем она ознаменуется?   

Вообще, очень интересная конференция. Речь идет о том, чтобы на базе Калмыцкого университета создать некий консорциум организаций, включая наш Институт языкознания, и придумать единый проект, в котором бы приняли участие ученые из разных научных центров. Мне кажется, это вполне реально. Это должен быть конкретный исследовательский проект, который даст какое-то новое знание. Например, о том, как контактировали монгольские и тюркские языки на протяжении истории. Данный проект мог бы объединить ученых стран, представляющих эти языки.

Но здесь важно, чтобы был определен ведущий ученый, вокруг которого будет формироваться коллектив. И когда такой ученый будет подобран, он и будет определять тематику и направленность проекта. Судя по всему, пока мы не готовы, еще не нащупан четкий фарватер. Но обсуждение было именно такое.

Сейчас у Калмыцкого университета есть стремление получить более крупные, чем традиционные, гранты. Это весьма похвально, так и должно быть. Но есть одно «но»: современные фонды выдвигают жесткие требования к публикациям руководителя научного проекта. Он должен иметь достаточное количество публикаций именно в рейтинговых журналах. В роли такового не обязательно может выступать маститый ученый. Им вполне может стать человек, не имеющий никаких регалий, достаточно молодой ученый, у которого, тем не менее, есть соответствующий послужной список. К примеру, у нас в институте ряд ученых молодых, порядка 35 лет, получили крупные гранты Российского научного фонда.

– Андрей Александрович, за последние годы мы наблюдаем реформацию науки – академической, вузовской. Вы видите в этих преобразованиях положительные результаты? По-вашему, государство знает, каким курсом ведет науку?

Ну, государство явно пытается что-то делать. Вот несколько лет назад создан новый фонд – Российский научный фонд. Выделяются мега-гранты, на которые привлекаются, по большей части, иностранные ученые, создающие лаборатории в Российской Федерации.

– Наверное, это больше относится к прикладной науке?

Не только, и к фундаментальной тоже. Все это явно положительные вещи. В нашей области, во всяком случае, научные исследования развиваются достаточно неплохо, явно лучше, чем раньше. Так что я смотрю в будущее российской науки с умеренным оптимизмом.

– А какие перспективы открываются для региональных вузов и ученых регионов?

Региональные вузы очень разные. Есть такие, которые сидят и ждут, когда им сверху дадут что-нибудь. Для таких, конечно, перспективы плохие. Что касается Калмыцкого госуниверситета, то у него в этом прекрасное будущее. Здесь такая активная, энергичная команда подобралась, такой напор демонстрируют ректор и вся его команда, что, я уверен, все будет хорошо.

Фото Николая Бошева