Недавно делегация из Республики Калмыкия вернулась из поездки в Республику Крым. А побывала она там по приглашению местного министерства сельского хозяйства для участия в семинаре-совещании  «День поля».

Нам – крымские фрукты, им – говядину

«Мероприятие прошло на высоком организационном уровне; было представлено много новой техники, присутствовали делегаты всех четырнадцати районов Крыма, которые привезли свою продукцию, плоды ее переработки, рассказали о технологиях, проблемах, возникающих перед ними, – рассказывает министр сельского хозяйства Калмыкии Баатр Болаев. – Дело в том, что, как ни парадоксально, по климатическим условиям наши регионы весьма схожи. Четвертого июня из-за засухи они даже ввели режим чрезвычайной ситуации по растениеводству.

Хочу подчеркнуть, на выставке побывал и глава региона Сергей Аксенов. Также состоялась встреча с заместителем председателя  Совета министров Юрием Гацанюком, министром сельского хозяйства Андреем Рюмшиным, где мы подробно обсудили аспекты взаимовыгодного сотрудничества между нашими регионами. Еще раз хочу подчеркнуть, что по климатическим условиям наши республики очень схожи, правда, у них воды больше – у нас одно море, а у них два».

По словам Баатра Кануровича, Калмыкия готова завозить в Крым молодняк крупного рогатого скота, мясо, семена сельхозкультур, и это предложение заинтересовало принимающую сторону. Они готовы взаимодействовать с нами в этом направлении. В свою очередь, крымские партнеры могут поставлять в Калмыкию высокого качества фрукты, вина. Во всяком случае, дегустация подтвердила это; вино понравилось всем.

Баатр Болаев пригласил крымчан в Калмыкию, и те пообещали нанести ответный визит, чтобы потом, как говорится, ударить по рукам.

Оказывается, руководитель крестьянского хозяйства Михаил Кокаев, который тоже был в составе делегации, из Кетченеровского района уже самостоятельно вышел на сельхозтоваропроизводителей Крыма и успешно сотрудничает с ними, поставляя молодняк КРС. Наш минсельхоз одобряет такие инициативы и готов поддержать их.

Следует учесть, что на прилавках полуострова в основном присутствует свинина и курятина, а вот баранины и говядины практически нет, так что рынок сбыта там большой.

Субсидии и гранты калмыцким фермерам

Раз в нашем диалоге была затронута фермерская  тема, не мог не спросить Баатра Кануровича о субсидиях и грантах, предоставляемых самостоятельным земледельцам и скотоводам Калмыкии. Что нужно предпринять для того, чтобы получить финансовую поддержку?

«В настоящее время более тысячи фермеров, занятых в племенном животноводстве, мясном скотоводстве, отечественном овцеводстве и табунном коневодстве получают субсидии, – рассказывает министр. – И еще есть одно направление: производство и реализация тонкой и полутонкой шерсти. По овцеводству, племживотноводству и табунному коневодству прием документов уже завершился; по мясному скотоводству – срок до 1 июля. Уже определены минимальные ставки субсидий. Документы поступают, мы проверяем, насколько эффективно ведется хозяйствование, исходя из этого, принимаем решение, учитывая, конечно, и ряд сопутствующих факторов.

Кстати, что касается производства и реализации шерсти, то здесь сроки сдвинуты до октября.

В прошлом году, – продолжает Баатр Канурович, – в мясном скотоводстве поддержка составила из расчета 1 тысяча рублей на одну корову с теленком, на килограмм откорма – 20 рублей, по шерсти – 57 рублей на один килограмм. Считаю, это неплохо. В этом году мы также постараемся выдержать ставки на таком же уровне».

Для непосвященного, наоборот, эти цифры не впечатляют, но рассмотрим на конкретном примере. Чабан, имея в отаре 800 овец, настриг, допустим, 2,5 тонны шерсти. Сдал ее на «шерстомойку» по 120 рублей за килограмм. Это 300 тысяч рублей. И от государства в виде дотации – 142 тысячи. Не знаю, но, по мне, это нормально. Хотя, конечно, с какого бока подойти.

«Грантовая поддержка – это совсем другое и ведется она по трем направлениям: поддержка начинающих фермеров, сельскохозяйственной кооперации и развитие семейных животноводческих ферм, – пояснил министр. – На поддержку семейных животноводческих ферм предусмотрено почти 32 миллиона рублей, начинающим фермерам – свыше 66 миллионов, на кооперацию – 6 миллионов рублей.

В настоящее время на получение грантов у нас подали заявки 152 начинающих фермера, 48 семейных ферм… Параллельно идет работа по проверке документов на соответствие. Запрашиваем информацию в налоговой инспекции и районных муниципальных образованиях на наличие задолженностей по налогам и сборам, по арендной оплате за землю. Если по этим критериям человек проходит, начисляется определенное количество баллов, по сумме которых проводится заседание комиссии, принимающей окончательное решение: допустить к конкурсу или нет.

После того, как мы отобрали тех, кто соответствует первоначальным требованиям, рассматриваем тогда, кто в лидерах, кто больше набрал баллов, кто наиболее достоин получения гранта. Если у вас есть земля – это плюс, если она в аренде свыше пяти лет – тоже плюс, есть стаж работы в сельскохозяйственном производстве – еще балл, имеется специальное образование – очередной балл, свыше пяти лет живете в сельской местности – очередная прибавка, есть сельхозтехника, стоящая на учете в технадзоре, – еще балл, зарегистрирован скот – еще плюс  и так далее. Иными словами, чем у тебя больше баллов, тем выше вероятность того, что грант получишь. Сумма его определяется комиссией: начинающим фермерам, работающим в мясном и молочном направлениях, до трех миллионов рулей, остальным – до полутора миллионов; семейным фермерам – до десяти миллионов. Деньги поступают из федерального бюджета – 94 процента, из республиканского – 6».

Оспу удалось локализовать

Очередной вопрос был не из приятных и касался неожиданной эпидемии оспы среди животных, так, во всяком случае, мне говорили. Как по заказу, в соседнем кабинете находился заместитель начальника управления ветеринарии РК Геннадий Каменский, который со знанием дела описал случившееся ЧП.

«В Сарпинском районе, в одном КФХ, неожиданно заболел скот. Животноводы прокололи его антибиотиками, смотрят, толку никакого. После этого обратились в ветстанцию. Специалисты оперативно установили, что заболевание очень серьезное – оспа. На всякий случай отправили пробы в Ставрополь – диагноз подтвердился. Пришлось животных утилизировать. Как и полагается, известили руководство республики и даже Москву.

На месте провели карантинные мероприятия. Всем объявили о том, что данная животноводческая стоянка является объектом повышенной опасности, а всё Кировское СМО – карантинной зоной. Стоянку по периметру опахали, тем самым ограничив въезд на нее одной дорогой, на которой оборудовали дезбарьер, а в других местах – дезковрики; установили везде предупреждающие аншлаги, соорудили камеру для дезинфекции спецодежды и так далее. В общем, сделали, что полагается делать в таких случаях. Закрепили в качестве наблюдающего ветврача», – подытожил Геннадий Иосифович.

Откуда зараза была завезена на территорию Калмыкии, неизвестно. Вирус распространяется разными способами: и на колесах транспортных средств, и на обуви, через корма, инструменты, подстилку; путей заражения очень много.

В настоящее время при постоянном мониторинге ситуации  рецидивов не обнаружено. Своевременно принятые меры не позволили распространиться этому грозному заболеванию.

Фото Николая Бошева

и из архива редакции