Существующая ситуация

По данным на первое января 2018 года в России живет 146,9 млн человек, из них пенсионеров — 46,5 млн человек или 31,7%, из них работающих 12,3 млн человек или 26,4% от численности пенсионеров, при этом в первые годы после наступления пенсионного возраста работает более 50% граждан.  Например, в 2017 году на пенсию вышло 1,45 млн человек, продолжало работать 0,73 млн человек или 50,3%. Прогнозная оценка численности пенсионеров, которые должны были выйти на пенсию в 2019 году до увеличения трудоспособного возраста —1 млн 629,5 тыс. человек, а в 2019 году отложенный выход на пенсию на 1 год будет у 1 млн 484,4 тыс, человек.

Средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2018 году – 14 414 рублей.

Какова необходимость увеличивать пенсионный возраст? Почему нельзя обойтись без этой меры?

В ближайшие годы необходимо обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции. Это возможно  сделать, имея необходимые финансовые источники. Для пенсионной системы такими источниками являются рост экономики и, как следствие, рост фонда оплаты труда (который, в том числе, обеспечивается за счет роста занятых), финансовая поддержка из федерального бюджета. Увеличение количества занятых, в том числе, обеспечивается за счет продления трудоспособного периода, которое компенсирует сокращение количества граждан, находящихся в трудоспособном возрасте.

Кстати, если 1970 году было 3,7 человек трудоспособного возраста на одного пенсионера, к 2019 году этот показатель составит примерно 2 человека. Нагрузка на работающих будет увеличиваться и далее, так как количество работающего населения ежегодно сокращается на 0,4 млн человек, количество выходящих пенсионеров составляет ежегодно 1,5-1,6 млн человек.

Показатели 55 лет выхода на пенсию для женщин и  60 лет – для мужчин в СССР появились в 1956 году. В первой половине 20 века произошел переход от индивидуальной оценки утраты трудоспособности к нетрудоспособности при достижении определенного возраста. Предполагалось, что пенсионный возраст будет повышаться по мере увеличения продолжительности периода трудоспособности жизни человека. В СССР пенсионный возраст не пересматривали по идеологическим причинам, сохранение возраста выхода на пенсию для советских граждан было одним из доказательств преимуществ социализма перед капитализмом. При этом срок пенсионного возраста изначально не устанавливался навечно.

После официального установления действующего пенсионного возраста (60/55 лет) в СССР прошло уже более 60 лет, за этот период трудоспособность не могла не измениться.

Россия — последняя из стран на пространстве СНГ, кто приступает к изменению пенсионного возраста.

Россия оказалась самой ответственной страной, сделавшей все возможное, чтобы оттянуть это решение, уже состоявшееся во всем мире.  Повышать пенсионный возраст начали только сейчас, когда созданы условия для решения задачи по повышению продолжительности жизни. Предполагается переходный период: для мужчин 10 лет, для женщин —16 лет.

Важно, что в нашей стране остается разница при выходе на пенсию для мужчин и женщин, несмотря на то, что во многих странах произошло уравнивание возраста для обоих полов. Таким образом, подчеркивается роль женщины, несущей большую нагрузку в развитии общества. В этом же  выражается курс на  сохранение традиционных семейных ценностей, не приемлющих однополые браки, стирание различий между мужчиной и женщиной, ювенальную юстицию и т.д.

Государство не сиюминутно принимает решение о необходимости увеличения пенсионного возраста, а последовательно на протяжении многих лет проводит политику инвестирования  средств в человеческий капитал (материнский капитал, детские пособия, образование и медицинские услуги) с тем, чтобы в зрелом возрасте люди жили дольше, успешнее и с лучшим качеством жизни. На продолжение этой политики будут направлены новые меры по увеличению финансирования образования, здравоохранения, социальной сферы.  А как поддерживают пенсионеров в разных странах?  В Китае, например,  в качестве укрепления пенсионного обеспечения ввели на уровне закона материальную ответственность детей за достойное содержание родителей.

При увеличении пенсионного возраста усилия государства будут направлены на устранения всех проявлений ограничений при приеме на работу возрастных работников, чего люди давно уже требуют. Государственному надзорному органу — Роструду – будет поручено особенно следить за этим. Если люди хотят работать, они смогут работать, благодаря увеличению трудоспособного периода граждане будут работать и  после 60 лет.  При этом доход от работы в большинстве случаев  выше пенсии.

Историческая справка

Современные пенсии по старости в нашей стране появились из пенсий по инвалидности. Инвалиды могли обеспечиваться в случае потери трудоспособности вследствие наступления старости при наличии определенного стажа (декрет СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении инвалидов»). В этом случае старческая дряхлость как основание утраты трудоспособности определялась по медицинским показаниям индивидуально в отношении каждого заинтересованного лица.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин начал устанавливаться в нашей стране для разных категорий рабочих еще в конце 20-х годов прошлого столетия и до настоящего времени не претерпел изменений. Впервые это произошло в отношении рабочих текстильной промышленности в соответствии с постановлением Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5 января 1928 г. N 5. При этом в 20-е годы, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла всего 43 года.

Затем в 1929 г. было введено пенсионное обеспечение по старости с таким же пенсионным возрастом для рабочих горной и металлической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»).

Сразу после этого, в З0-х годах ХХ века, пенсия по старости стала устанавливаться и рабочим других отраслей промышленности. Предложенные возрастные границы соответствовали данным статистики, которая показывала, что в среднем понижение или значительное ограничение трудоспособности, вызываемое физиологическими причинами, начинает резко проявляться у мужчин начиная с 60-летнего возраста, а у женщин — с 55 лет, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин —50 лет.

Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 г., подтвердил указанный обычный пенсионный возраст для всех рабочих и служащих. В 1964 году этот пенсионный возраст был установлен также для членов колхозов.

Возраст 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин для назначения пенсии по старости, связанной с осуществлением трудовой деятельности, сохранялся и далее во всех пенсионных законах, которые сменяли друг друга в нашей стране по мере проведения пенсионных преобразований.

При этом если в 20-е годы, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла, как было указано выше,  43 года, то сейчас — 73 года. Таким образом, в России (как и во всем мире) действующий пенсионный возраст был установлен в начале 20 века, во время тяжелейших  условий труда и жизни, во время индустриализации и войн, затрагивающих все население, которое по сути работало в мобилизационных условиях. Причем основной категорией пенсионеров являлись рабочие тяжелых производств.

С середины 20 века во всех странах мира, в том числе и в России, началось снижение количества людей,  занятых в промышленности;  условия труда и жизни принципиально изменились; произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу – обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые.

Необходимость увеличения трудоспособного возраста назрела еще в конце 20 века.

Международные тенденции

Сегодня практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира  относится к 80-м годам прошлого века.

Среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства и восточной Европы все страны, за исключением Узбекистана повысили пенсионный возраст. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года  –  в Армении, он уже повышается также в Казахстане.

Какой может быть пенсия в условиях увеличения пенсионного возраста?

В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей (так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году — 524 рубля и в 2018 году —481 рубль).

Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год.

Важнейшим подтверждением серьезности намерений Правительства является предлагаемая к ратификации Конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения» №102, которой гарантируется уровень пенсионного обеспечения: не менее 40 процентов замещения обеспечением по старости (в частности, пенсией) утраченного дохода.

В Конвенции содержится и ещё одна гарантия, касающаяся непосредственно увеличения пенсионного возраста. В соответствии с п. 2 ст. 26 Конвенции «установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране».

То есть, с одной стороны, есть гарантия, что выше 65 лет пенсионный возраст повышаться не будет, а, если это действительно когда-то потребуется, то такое решение уже невозможно будет принять без обоснования, связанного с работоспособностью (трудоспособностью) людей. В любом случае, нынешний уровень пенсионного возраста устанавливается на десятилетия.

Каким будет переходный период?

Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 года и осуществлять постепенно с учетом достаточно длительного переходного периода.

Следует понимать, что программа увеличения пенсионного возраста никоим образом не затрагивает нынешних пенсионеров, для них абсолютно ничего не меняется (кроме повышения самой пенсии). А это порядка 46,5 млн. получателей пенсий (как по линии ПФР, так и «силовых» ведомств). Они, как и раньше, получают все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами, льготами и пр. Пенсионеры — вне изменений, для них все сохраняется.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период — с 2019 по 2028 год для мужчин и 2019 по 2034 год для женщин.

Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане указанных годов рождений, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году — в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.

Соответственно:

мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р.  получат право выхода на пенсию  в 2020 году (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет);

мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р.  получат право выхода на пенсию в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 год и 57 лет);

мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. получат право выхода на пенсию в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 год и 58 лет);

мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. получат право выхода на пенсию в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 год и 59 лет);

мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. получат право выхода на пенсию  в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 год и 60 лет);

женщины 1969 г.р.  получат право выхода на пенсию  в 2030 году (в возрасте 61 год);

женщины 1970 гр.  получат право выхода на пенсию  в 2032 году (в возрасте 62 лет);

женщины 1971 г.р. получат право выхода на пенсию  в 2034 году (в возрасте 63 лет).

Почему пенсионный возраст планируется установить на уровне 63 и 65 лет?

Решение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием совершенно другой демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения.

Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин возросла на 8,5 лет (с 59 лет до 67,5), а для женщин на 5,4 года (с 72,26 до 77,64).

Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 лет), а для женщин 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года).

К моменту завершения переходного периода, т.е. когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года; для женщин к 2034 году –  на 7,64 лет и составит 85,28 лет.

Как соотносится продолжительность жизни в РФ и странах, в которых установлен аналогичный пенсионный возраст?

Если посмотрим на опыт развитых стран (страны ОЭСР), то в 2015 году средняя продолжительность жизни в них была около 80 лет, при уже установленном текущем пенсионном возрасте на уровне 65 лет для мужчин и женщин.

Учитывая, что переходный период по установлению пенсионного возраста для мужчин завершится в 2028 году, а для женщин в 2034 году, то будет справедливо оценивать предлагаемый пенсионный возраст с прогнозом Росстата, в соответствии с которым ожидаемая продолжительность жизни при рождении составит в среднем 81,68 лет, что абсолютно сопоставимо с тем, что мы видим сегодня в странах ОЭСР.

Если взглянуть на страны, которые унаследовали аналогичную пенсионную систему — страны бывшего СССР, то средняя продолжительность жизни в 2015 году у них составляла около 72 лет, что сопоставимо с показателями в нашей стране. Однако пенсионный возраст в среднем уже сегодня в соседних странах составляет 62,4 года для мужчин и 58,7 лет для женщин, и он будет повышаться.

В настоящее время при средней продолжительности жизни у женщин 78 лет (77,6) и страховом стаже около 30 лет, период пребывания на пенсии составляет 26 лет, т.е. 1 год стажа практически равен 1 году пенсии. Тогда как зарубежные страны стараются выдерживать формулу – 2 года стажа равны 1 году пенсии.

Будет ли изменен возраст для выхода на пенсию граждан, пользующихся правом досрочного выхода?

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно: 1) работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст.

Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007-2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.

2) педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: никакого ужесточения требований по специальному стажу не будет. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста,  для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

3) государственных гражданских служащих. С 1 января 2020 года предлагается увеличение темпа роста шага увеличения трудоспособного возраста федеральным государственным служащим — по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для госслужащих приводится в соответствие принятым решениям по темпам повышения общеустановленного возраста.

4) граждан, которые не работали или не наработали полноценного стажа, необходимых для получения страховой пенсий, и претендуют на получение социальной пенсии. Теперь социальная пенсия будет назначаться гражданам не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно — движение так же плавное и постепенное.

Для граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности,  остается право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.

Категории граждан, которых увеличения пенсионного возраста не коснется

Увеличение пенсионного возраста не затронет:

1) граждан, имеющих право на назначение досрочных пенсий – занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки», в связи с радиационным воздействием.

2) граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам (женщины, родившие 5 и более детей, женщины родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению с 1 группой и др.)

Отразится ли увеличение пенсионного возраста на рынке труда? Как молодым конкурировать с теми, кто не уходит на пенсию?

Сегодня большинство пенсионеров в период до 5 лет после достижения пенсионного возраста продолжают работать. При этом в отдельных случаях для отдельных граждан увеличение возраста выхода на пенсию будет дополнительной гарантией со стороны государства на продолжения  трудовой деятельности.

Безработица в стране сейчас такова: 3,7 млн человек (по методике МОТ) или 4,9% трудоспособного населения. Существует дефицит работоспособного населения, и  увеличение трудоспособного возраста рассматривают как возможность использования внутренних источников для рынка труда, наравне с активной миграционной политикой.

Вероятность прямой конкуренции между пожилыми и молодыми работниками весьма ограничена ввиду существенных различий в квалификации. Молодежь намного чаще работает в быстроразвивающихся отраслях, в основном в сфере услуг, IТ и других, в то время как пожилые  – в менее развивающихся традиционных отраслях: промышленности и сельского хозяйства, образовании и здравоохранении. Прямая конкуренция будет возникать у каждой из этих групп с работниками среднего возраста.

Кроме того, появляется дополнительная возможность для работодателя использовать многолетний профессиональный опыт людей старшего поколения, в том числе как наставников.

Фото из интернета