Глава Калмыкии Алексей Орлов  дал интервью для программы «Первые лица» ГТРК «Калмыкия». Во время беседы с ведущей программы, директором ГТРК «Калмыкия» Гиляной Гросул руководитель региона ответил на вопросы, касающиеся  подписанных недавно соглашений о сотрудничестве республики  с Минспорта  России, о взаимодействии  между РК и Федеральной антимонопольной службой, о побратимских отношениях между город Чэндэ (КНР)и Лаганским районом. Глава Калмыкии также рассказал об итогах 35 сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге, в которой принял участие в составе делегации России, и о том, по каким направлениям будет развиваться сотрудничество между Калмыкией и Атырауской областью Казахстана,  сообщил, сколько  средств планируют направить  нашей республике  из федерального бюджета в ближайшие годы.

В самом начале интервью Алексей Маратович поздравил нового директора ГТРК «Калмыкия» с новым началом этапа в профессиональной деятельности, отметив, что опыт позволит справиться с возложенными на нее задачами.

 — Алексей Маратович, на этой неделе состоялась Ваша встреча с министром спорта России Павлом Колобковым. В начале года Минспорт РФ и Правительство Калмыкии заключили Соглашение о сотрудничестве, в этом документе предусмотрены совершенствование спортивной инфраструктуры, материально-техническое обеспечение спортивных школ и другое. Какие еще договоренности были достигнуты в ходе встречи?

— Действительно, так получилось, что последний месяц оказался  в основном  рабочим за пределами республики. Но, несмотря на то, что  моя командировочная деятельность была за пределами Калмыкии, она, безусловно,  была наполнена решением задач, которые стоят перед  нашей республикой.

Теперь о том, что касается вашего вопроса.  В феврале текущего года мы подписали соглашение с Министерством спорта  РФ о сотрудничестве. Несколько направлений, которые мы заложили как концептуальные на текущий год и на 2019, находятся в стадии реализации, а встреча с министром Павлом Анатольевичем Колобковым была посвящена следующему вопросу: мы подвели итоги и наметили конкретные сроки исполнения  задач, которые стоят перед  регионом и Министерством спорта России в будущем году.  Но если быть  более точными, скажу, что, в частности, были определены конкретные цифры финансирования, которые в 2019 году мы  можем ждать. Это строительство шести сельских открытых  малых спортивных площадок, приобретение  технологического оборудования для наших спортивных учреждений —  площадок для воркаутов, тренажерных комплексов открытого типа, экипировки. В основном, упор делается на детско-юношеские спортивные школы.  25 миллионов рублей – это   конкретная цифра, которая запланирована на 2019 год.

Около  сорока миллионов рублей предусмотрено  на строительство  и модернизацию существующих футбольных площадок, легкоатлетических дорожек   для  детско-юношеских спортивных школ. Порядка 10 миллионов рублей – на  приобретение и установку футбольных полей с искусственным  газоном в  основном  для сельских населенных пунктов.  Для примера: в самое ближайшее время, то есть, в  первом квартале 2019 года – для  детско-юношеской спортивной школы в селе Троицком. Это будет делаться и в других районах;  предложения о том,  в каких именно муниципальных образованиях, до конца текущего месяца внесет Минспорта и молодежной политики РК.

Около 8 миллионов рублей поступят в республику для переподготовки, повышения квалификации кадров, обучения тренерского состава  детско-юношеских спортивных школ и приобретения транспорта  для перевозки детей —  автобусов, в которых  не более 25-ти мест. Это то, что нужно для наших сельских школ, сельских  спортсменов,  для их поездок на соревнования на территории Калмыкии, в  субъектах  ЮФО и СКФО.

И,  конечно, к указанным цифрам нужно добавить основную — 89 млн рублей, поступающих в регион в четвертом квартале текущего года и в 2019 году для строительства ледовой арены по программе частно-государственного партнерства.

— Вам  презентовали  проект строительства ледового дворца. Согласно документам, на его строительство уйдет около двух лет, но уже сейчас надо продумать его функциональность. Предполагается, что с появлением такого объекта в Калмыкии получат свое развитие виды спорта, ранее не доступные нашим гражданам – хоккей, фигурное катание, шорт-трек. И наряду с этим сразу же возникнет вопрос: где взять кадры? Необходимость возникнет не только в тренерах, но и в специалистах, которые следят за состоянием оборудования и инвентаря.

— Я уже упомянул, что в только в 2019 году предполагаются серьезные средства как раз на подготовку кадров. Безусловно, мы  уже сейчас думаем об этом и будем готовить  для начала небольшое количество тренерско –преподавательского состава  для школ фигурного катания, для обучения детей хоккею на профессиональном уровне, соответственно с методологическим оборудованием,  программным обеспечением, чтобы все  было на высоком профессиональном уровне.  И к моменту  завершения строительства, и в 2020 году серьезные средства  будут выделяться на цели,  о которых вы говорите.

Объект, который будет сдан в эксплуатацию, мы сегодня видим  как хозрасчетное бюджетное предприятие, которое будет работать с государственной формой собственности, но повторю — полностью на хозрасчетной основе. Мы очень  рассчитываем, что  помимо того, что, безусловно,  львиная доля занятий для детей будет проводиться  бесплатно,  это будут детско-юношеские спортивные школы по хоккею, фигурному катанию, другим видам спорта, — некоторая часть  и также достаточно серьезная  будет работать на коммерческой основе. Помимо основной функции – спортивной, наша ледовая арена будет действовать и как центр  для проведения досуга, причем не только детского, а людей всех возрастов. Это и массовый спорт,  и любительские занятия. Почему бы и нет, если какая – то группа инициативных лиц  создаст те же самые хоккейные клубы и будет в свободное от работы время за определенную арендную плату занимать  ледовую площадку. В перспективе уже достаточно близкой мы видим функционирование этого спортивного  предприятия именно на такой основе.

— На днях подписано соглашение о взаимодействии между Калмыкией и Федеральной антимонопольной службой, в котором определены 35 показателей содействия развитию конкуренции. Какие из них являются ключевыми?

— В апреле текущего года состоялось заседание Государственного Совета РФ под председательством президента страны  Владимира Путина, посвященное вопросам именно развитию конкуренции на экономических рынках страны. В соответствии с  решениями Государственного Совета был разработан  Федеральной  антимонопольной службой 41 ключевой показатель для развития конкуренции в стране. Мы немедленно включились в эту работу и на сегодняшний день утвердили и согласовали 35 ключевых показателей  в соответствии  с Национальным планом, который был  принят на Госсовете, у себя в Калмыкии. Но все 35  показателей я, конечно же, перечислять не буду, но скажу, что для нас  определяющими являются,  были и  останутся всегда,  и  убежден, что так и  будет, — развитие агропромышленного комплекса, здравоохранения, образования и других направлений, связанных с  новеллами, которые  происходят как на федеральном, так и  на региональном уровне.  Это цифровизация экономики. Хочу пояснить, что из этих 35-ти показателей, которые согласованы с ФАС, по 23 показателям  мы взяли на себя даже повышенные, выше среднеросийского уровня, обязательства. Мы конечно, когда работали над этим всю весну и начало лета, просчитывали  все возможности,  и  у нас есть твердая убежденность, что мы эти показатели  выполним.

На сегодняшний день,  я не скрываю, остаются  серьезные проблемы в социальной  сфере с развитием конкуренции, в частности, в здравоохранении. Здесь я имею в виду аптечную сеть.  Как вы знаете, несколько лет назад мы были вынуждены  ввести некоторую часть огосударствления этого вида экономики. Было созданное государственное аптечное управление  только по одной причине: мы убедились, что  частный бизнес на этом рынке работал либо неэффективно, либо просто-напросто злоупотреблял своим монопольным  положением. Сегодня в этой сфере пока еще остаются проблемные  моменты, но я убежден, что та линия, которую мы взяли, я имею в виду параллельное строительство структур государственных  и упорядочение  частного бизнеса —  в конечном счете даст результаты.

По ключевым  показателям сегодня во всех отраслях экономики подразумевается, что  будут работать как минимум три хозяйствующих субъекта. И как минимум один из них  —  это предприятие частного бизнеса, но еще раз говорю, что мы взяли на себя несколько завышенные обязательства. Допустим, если взять сельское хозяйство, у нас уже здесь есть преимущества перед некоторыми другими регионами: у нас  не только три, а десятки, если не сотни предприятий, работающих в этой сфере. Но наша задача в идеале,  конечно же,  выполнить все те предписания, которые заложены в Национальной программе. Общий показатель у нас  55 процентов по дорожной карте разгосударствления рынка услуг, но в идеале мы, конечно, хотим   сделать, чтобы  рынок государственных услуг полностью принадлежал  на конкурентной, прозрачной абсолютно основе сфере предпринимательства. Вы, конечно же, помните, что  последние годы, если не сказать —  месяцы, мы для этого сделали достаточно много. Буквально месяц или полтора назад мы открыли так называемый  Дом предпринимателя.

Наше бизнес-сообщество в формате «одного окна» уже работает  над предоставлением государственных услуг, но если там государственные  услуги носят всеобъемлющий, масштабный характер, то  Дом предпринимателя будет работать чисто экономически, вернее, уже работает.  Это один из шагов для реализации того соглашения, которое мы подписали буквально  на днях с руководством Федеральной антимонопольной службы.

— А теперь обратимся к поездкам за рубеж.  Российско-китайские отношения в исторической ретроспективе – это взаимодействие двух стран  на протяжении последних 400 лет. Вы посетили с визитом провинцию Хэбэй. Ее население составляет 70 миллионов человек. Это крупная индустриальная территория, где Вы презентовали экономический потенциал Калмыкии. Чем мы можем заинтересовать китайских партнеров?

— Начнем с того, что наша делегация  выезжала  в КНР в формате выполнения инициатив, которые были озвучены лидером государства  в  июле текущего года на Дальневосточном экономическом форуме. В частности, если говорить предметно и конкретно, это российско-китайское  региональное сотрудничество. В рамках реализации инициатив двух лидеров в июле текущего года в Калмыкии находилась официальная делегация посольства КНР во главе   с Чрезвычайным и Полномочным послом КНР в РФ г-м Ли Хуэй. Эта делегация включала в себя не только дипломатических сотрудников, но и представителей  бизнеса. Ею было озвучено  официальное приглашение от Правительства КНР руководству, Правительству Калмыкии в ближайшее время организовать и осуществить не  ознакомительную,  подчеркну, а деловую поездку по ряду предложенных уже тогда здесь, в июле, инвестиционных программ, чтобы в Китае  предметно эти предложения и инвестиционные  проекты представить еще раз  и  приступить к их  реализации. Что собственно, в конце октября текущего года было нами сделано.  То есть, с июля по октябрь мы провели подготовительную работу  с рядом министерств и ведомств  КНР, эту работу курировали  МИД РФ и  Министерство иностранных дел КНР. Мы презентовали четыре инвестиционных проекта,  я на них подробно останавливаться не буду, они есть в открытом доступе,  и если есть   такая необходимость, то, безусловно, Министерство экономики и торговли республики их озвучит для прессы более детально.

Так вот,   в рамках нашей поездки  по приглашению Правительства КНР мы посетили  провинцию Хэбэй,  ее столицу, другие крупные города,  ряд предприятий,  в которых мы заинтересованы и с которыми мы предполагаем сотрудничать. В первую очередь  они связаны с  медициной, здравоохранением, сельским хозяйством, в частности, с животноводством. Это откормочные комплексы и площадки,  предприятия  альтернативной энергетики. И, конечно, мы презентовали нашим китайским партнерам туристский кластер Калмыкии.

Все это мы планировали по результатам поездки оформить  в виде протокола о намерениях, но наши китайские друзья предложили нам совершенно иной формат, что для меня лично и для наших коллег из посольства РФ было приятной неожиданностью. Заместитель министра иностранных дел КНР  предложил сформировать две рабочие группы на основе Правительства РК и Правительства КНР; все вопросы, которые мы обсуждали летом с Чрезвычайным и Полномочным послом КНР в РФ и в ходе нашей поездки, взять за основу;  согласовать  персональный состав рабочих групп, включить в нее  те направления, которые можно будет реализовывать в течение 2019 года,  и перспективный план на ближайшие три года;  и по завершении первого полугодия предстоящего года  либо у нас в республике, либо в КНР заключить  полномасштабное соглашение. Подчеркну – это не  формат  протокола  о намерении, это соглашение о деловом сотрудничестве. В основе своей будет, безусловно, заложено сотрудничество, которое было объявлено, подчеркну, двумя руководителями государств в рамках российско-китайского регионального сотрудничества. Двумя основными партнерами будут правительства РФ и КНР,  а  институтами реализации будут два региона —  провинция Хэбэй и Республика Калмыкия.

Сегодня мы уже практически подготовили наши предложения по персональному  составу  рабочей группы, в ближайшие дни отправим через  МИД России  их нашим китайским  партнерам. Ожидаем и  соответствующих предложений от наших китайских партнеров. Я  думаю, до конца текущего года составы рабочих групп будут сформированы, пройдут  согласования как в России, так и в Китае. Январь 2019 года мы встретим уже  в рабочем режиме. Наша рабочая группа начнет обмен  инвестиционными проектами и идеями —  это создание центра китайской традиционной медицины на базе республиканской больницы имени Жемчуева,  туристический обмен между двумя регионами. Причем мы предположительно указываем организацию чартерных перелетов между РК и КНР, мы закладываем  те проекты, которые уже готовы буквально к реализации на будущий  год. Это строительство  откормочных комплексов  в Калмыкии, перенос к нам  некоторых  технологий по развитию животноводства с Китайской Народной Республики. На сегодняшний день прямой обмен продуктами  животноводства, к сожалению,  в силу определенных обстоятельств невозможен, но,  по крайней мере,  технологии, обмен опытом и строительные работы вполне возможны. То есть,  китайские партнеры готовы работать здесь у нас, мы предлагаем различные формы хозяйствования, формы собственности, как полностью  иностранный капитал, совместный капитал, так и полностью государственный капитал с  двух сторон.

Четвертый этап развития – это, конечно же,  альтернативная энергетика. Мы неспроста в Китае  встречались с представителями энергетических копаний, которые  входят в группу компаний  «Хевел», являются нашими контрагентами после Петербургского экономического форума.  Это реальное деловое сотрудничество, причем,  уже начавшееся,  в 2019 году  войдет в стадию  реализации, то есть,  строительства.

Это и есть  четыре основных направления, которые станут основой соглашения, которое мы предполагаем подписать до конца  первого полугодия 2019 года.

-В ходе визита в Китай было подписано соглашение о  побратимских отношениях между городом Чэндэ провинции Хэбэй и Лаганским районом. Что подразумевает этот документ?

— Практика побратимских отношений является международной. Побратимские отношения – это международный формат сотрудничества межгосударственного, в данном случае, на региональном уровне.

Мы сегодня перешли, переходим к сотрудничеству с КНР даже на межмуниципальном  уровне. Для нас, конечно, знаковое явление. Во-первых, скажем так, население города Чэндэ  — это почти четыре миллиона человек, это структурированный  индустриальный центр с развитой инфраструктурой, с диверсифицированной экономикой. В Чэндэ неспроста проявили интерес к Лагани,  учитывая то, что это портовый, рыболовецкий  город, где не нужно учить людей, как ловить рыбу, заниматься ее переработкой. Я думаю, что перспективы, вытекающие из  этого побратимского соглашения, очевидны.

— Вы принимали участие в работе 35 сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге в составе официальной делегации России. Среди вопросов, которые обсуждались – миграционная политика, взаимодействие местных и региональных органов власти и другие. Как Вы оцениваете итоги этого мероприятия? Что касалось непосредственно российских регионов?

— Хочу напомнить, что в 2016 году Президент своим распоряжением включил несколько руководителей российских регионов  в состав российской делегации для участия в Конгрессе местных и  региональных властей Совета Европы. На  сегодняшний день в Совете Европы Российская Федерация официально и гласно  представлена именно только в Конгрессе. В силу  определенных объективных международных обстоятельств  российская делегация не принимает участие в парламентской ассоциации Совета Европы, в рабочей части  деятельности Политического бюро Совета Европы.  На сегодняшний день это единственный канал возможности для России публично, на площадке Совета Европы,  высказывать  свою позицию по тем или иным международным  проблемам, в том числе той, которой была посвящена 35 сессия —  миграционной политике.  Это —  к вопросу о том, какое значение Правительство  РФ  придает участию именно этой делегации в составе работы Конгресса.  А что касается технических  деталей или непосредственной работы недельной давности,   хочу сказать, что изменились структура Бюро Конгресса, состав российской делегации  в силу определенных объективных обстоятельств. Была предложена кандидатура нового  руководителя российской делегации, чьим заместителем  я являюсь, это Дрозденко Александр Юрьевич, губернатор  Ленинградской области. Мы предложили кандидатуру  Александра Юрьевича в состав Политического бюро Конгресса.  Кандидатура от России прошла. Вот, собственно, в этом заключалось  мое непосредственное участие. Я также  принимал самое непосредственное участие в дискуссионной части  в двух  комитетах, предваряющих голосование, как заместитель руководителя  российской делегации —  в голосовании.

Рад, что  позиция России была услышана. Рад, что  кандидатура российского гражданина и представителя нашей делегации  утверждена в высшие органы Конгресса.

Еще раз подчеркну, что на сегодняшний день это пока единственный канал взаимодействия  парламентариев различного уровня, руководителей муниципальных органов власти – мэров  городов, председателей законодательных собраний городов как  России,  так и других стран на площадке Совета Европы.

— Вы участвовали в работе 15-го форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России. В его рамках подписано соглашение о сотрудничестве между Калмыкией и Атырауской областью Казахстана. Что мы готовы предложить нашим соседям по Каспийскому морю, и  что в этом регионе Казахстана вызывает наш интерес  не только в сфере туризма, но и в направлениях, которые отражены в документе?

-С Казахстаном у нас и на сегодняшний день существует  тесное экономическое сотрудничество, и помимо туризма взаимодействуем по линии  министерств сельского хозяйства России и Казахстана.  Мы здесь  принимаем самое непосредственное участие. Как известно, ветеринарные барьеры, которые прежде осложняли наше сотрудничество, сегодня облегчены. Мы закупаем скот в Северном Казахстане и поставляем свой племенной скот в Республику Казахстан.  И это – в рамках инициатив, озвученных главами двух государств о региональном сотрудничестве.

Теперь вот это наше сотрудничество более формализовано, и для себя мы определили, когда шло согласование нашего контрагента в Республике Казахстан, наиболее удобную и близкую нам область по структуре экономики – Атырауский акимат.  Предварительная работы была проведена, мы наметили  ряд программных направлений, по которым могли бы работать, — сельское хозяйство, туристический бизнес. Конечно же, мы видим здесь и возможности развития нашей пограничной зоны – это  опять же Лаганский район, близлежаший  (через Астраханскую область)   к Казахстану.

Соглашение масштабное, объемное, и мы сегодня работаем над тем, чтобы конкретизировать его; согласились с акиматом Атырауской области  о необходимости указать сроки  исполнения решений для того, чтобы это соглашение не осталось просто на бумаге. Я думаю, что мы к этому подойдем уже к концу года, а в следующем году начнем реализацию этого соглашения.

— Вместе с вице-премьером Людмилой Ивановой Вы приняли участие в заседании Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации. Известно, что обсуждался проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период до 2021 года. Предполагается, что немалая часть средств будет направлена в регионы.  На что ориентирован федеральный бюджет,   финансирование каких национальных проектов необходимо для нашего региона?

— Как известно, бюджет 2019 года формировался на основании майского указа Президента,  и основные  принципы, которые изложены в этом документе – это национальные приоритетные программы развития, ставшие фундаментальной основой для формирования бюджета.  Чтобы не углубляться в детали,  скажу, что только на трехлетний период —  около  шести триллионов рублей на федеральном уровне. На  шестилетний период Калмыкия предположительно, поскольку документ живой, получит из федерального центра поддержку в размере 22 миллиардов рублей, на трехлетний период — 11 миллиардов рублей.

Калмыкия участвует практически во всех национальных программах. Все они состоят из двух основных компонентов – федеральной и  региональной составляющих.  Совещание, о котором вы упомянули, было посвящено конкретизации работы в этом направлении, в первую очередь, в социальной сфере и в реальном секторе экономики.

Подчеркну, трехлетний период рассчитывается нами из расчета 11 миллиардов рублей, а конкретно – в 2019 году около 1 мрд 200 миллионов рублей  будут направлены  только на строительство и реконструкцию дорог регионального и муниципального значения  в республике. Для сравнения: в текущем году освоено около 700 миллионов рублей, в 2019 году цифра практически в два раза больше.

Что касается здравоохранения, то  здесь  цифры тоже очень серьезные, они связаны с приобретением медицинских препаратов, высокотехнологичного  медицинского оборудования,  это также  средства, которые мы предполагаем направить на материальное стимулирование медработников всех уровней. Те же самые направления   у нас заложены в региональной составляющей и  в других социальных сферах (образование, социальная политика, культура и так далее).

 -Вы провели совещание по вопросам реализации региональных составляющих национальных проектов  с участием руководителей министерств и ведомств. Вы остались недовольны  ходом реализации? Какие основные недочеты Вы бы выделили?

— Полностью доволен, наверное, только дурак.  А я бы здесь  обозначил другим словом – речь идет о том, что  мы должны ускоряться ежедневно, и речь идет не о довольстве или недовольстве. Если бы я был недоволен, тогда те коллеги, которые не выполнили  свои должностные  полномочия, были бы вынуждены расстаться со своими постами. Речь идет о  том, что Президент ставит задачу в ближайшие  сроки сделать  экономику  России прорывной. И фактически на всех совещаниях экономического характера говорится: основная часть задач будет лежать на регионах. В том числе, на Республике Калмыкия.

Сегодня мы должны буквально с колес выдавать на-гора продукт, а продукт  наш – это проектно-сметная документация, это программы и проекты с конкретными  сроками реализации, это, в конце концов, список того или иного оборудования, сегмента  материально-технической базы  экономики, всех отраслей экономики, социальной сферы. Эти документы  должны  вначале положить на стол Председателя Правительства Калмыкии, а уже потом он  придет с предложениями ко мне. Здесь работу нужно активизировать.  В этом заключаются посыл Президента и моя озабоченность  темпами реализации этого проекта у нас в республике.

Сегодня, еще раз повторюсь, я бы избегал  определений «доволен» или «недоволен». Такого быть не может. Есть программа,  которую мы должны обязательно реализовать; мы не выбиваемся из обозначенных сроков, но должны идти с ускорением. Нельзя успокаиваться, когда некоторые параметры,   определенные теми или иными дорожными картами, нами выполняются: мол, вот и хорошо.

Мы  с вами только  обсуждали  вопрос  о Соглашении с Федеральной антимонопольной службой.  Вот  здесь я вижу успех нашего Министерства экономики и торговли, когда мы взяли на себя завышенные обязательства по ключевым показателям Национального плана развития конкуренции. Подобное должно  происходить  во всех сферах, в министерствах здравоохранения; сельского хозяйства; по строительству, транспорту и дорожному хозяйству и так далее.

Мы должны работать  на опережение. В этом состоит ключевая задача, которую ставит перед нами президент страны,  и которую я транслирую коллегам в Калмыкии. А поэтому эмоциональные эпитеты – доволен, не доволен, недочеты, недостатки – я бы исключил из нашей терминологии, потому что если такого характера прецеденты будут, они будут моментом решаться «кадровым способом».

 Фото из сайта Главы РК